Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности
Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. В соответствии с законодательством Президент РФ выполняет следующие функции: общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывает законы и издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международные соглашения; представляет Россию на соответствующих международных форумах; регулирует военно-техническое сотрудничество; определяет условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющих материалов.
Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.
Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.
Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.
Центральным специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство торговли РФ. На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:
выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.
Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.
Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.
Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи :
оказание помощи предпринимателям и предприятиям;
организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;
содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;
оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;
содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;
принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства;
содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;
предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.
ТПП РФ активно содействует развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные мероприятия по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождении российских партнеров.
ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8 смешанных международных палат. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные, при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров .
Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран.
Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.
Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетов, как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставление консультационных услуг.
Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать кредиты.
Российский банк реконструкции и развития финансирует и кредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой структуры экономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.
Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другие организации, в том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные, с одной стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, с другой — информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах российского рынка.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) непосредственно подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функции:
контроль за пересечением Государственной границы РФ гражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества;
участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;
формирование доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств и имущества граждан;
защита экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и прочего из России и через предотвращение незаконного ввоза в страну оружия, вредных отходов и т.д.;
ведение таможенной статистики;
участие в валютном и экспортном контроле;
участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ, обеспечение реализации последней.
За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.
При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.
В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.
Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран.
При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) подчиняется непосредственно Президенту РФ. К ее важнейшим задачам относятся: межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля; аудиторская проверка отдельных участников ВЭД; координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в России; содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю; анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию системы валютного контроля РФ.
4. Институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в РФ
Главным направлением преобразования внешнеэкономической деятельности в России явилась ее либерализация, т.е. осуществление комплекса мер по устранению разного рода запретов и ограничений, препятствующих свободному ведению хозяйствующими субъектами страны экспортно-импортных и валютных операций с зарубежными партнерами, а также расширению доступа иностранных товаров и капиталов на российский рынок.
Суть осуществленных мероприятий состояла в отказе от государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и переходе к системе их регулирования с помощью преимущественно экономических методов.
Начало радикальной реформе российской внешней торговли было положено Указом Президента страны «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.), в соответствие с которым российским предприятиям, их объединениям, кооперативным организациям и частным лицам, независимо от форм собственности, было предоставлено право прямого выхода на внешние рынки без каких-либо специальных разрешений и регистрации. Причем в отличие от ранее действовавшего порядка, их внешнеэкономическая деятельность могла включать в себя и посреднические операции.
Этим же указом были отменены также ограничения на участие российских граждан и юридических лиц в проведении валютных операций через уполномоченные банки, в том числе на покупку наличной валюты.
В развитие названного указа был принят ряд других решений, закрепивших демонтаж прежнего планово-распределительного механизма управления процессами обращения товаров, услуг и капитала между национальным и мировым хозяйствами и обеспечивших становление новых норм и правил, регулирующих эти процессы.
Постепенно были сняты ограничения на экспорт готовой продукции, а затем и стратегически важных сырьевых товаров; отменены нетарифные ограничения на импорт; введена внутренняя обратимость рубля по текущим операциям; уполномоченным на ведение валютных операций банкам было разрешено открывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам.
Являясь органичным продолжением проводимых в стране рыночных реформ, либерализация внешнеэкономической деятельности имела своими целями: обеспечить активное воздействие внешнеэкономического фактора на ускорение процесса перехода России к рыночным отношениям, повышение конкурентоспособности и эффективности ее экономики; создать условия для включения отечественной экономики в мирохозяйственные процессы, в том числе путем открытия внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов; расширить возможности доступа российской продукции на мировые рынки; ускорить формирование в стране частнопредпринимательского капитала.
Вместе с тем, как показали исследования Комиссии ТПП РФ по содействию ВЭД, в т.ч. практический обмен опытом и мнениями с законодателями и предпринимателями европейских стран, Японии и, особенно Китая, других зарубежных государств, внешнеэкономическая либерализация никогда не рассматривалась ими как самоцель. Открывая свои рынки для иностранной конкуренции, они действуют в этих вопросах достаточно избирательно, исходя из конкретных возможностей и интересов национальной экономики.
Соответственно принципы свободной торговли находят наиболее полную реализацию, как правило, в тех секторах хозяйства этих стран, где обеспечено ощутимое конкурентное преимущество, а в других областях широко применяются различные меры защиты и поддержки отечественных предпринимателей. Государством нередко такие меры используются и в целях борьбы за получение торгово-политических уступок от зарубежных партнеров.
К сожалению, эта принципиально важная сторона внешнеэкономической практики зарубежных государств, неоднократно предлагавшаяся Правительству Торгово-промышленной палатой РФ, была по существу проигнорирована в первые годы российских реформ. К содержанию и срокам проведения внешнеэкономической либерализации в России с самого начала выявились разные подходы. Только опираясь на активную роль государства, можно было придать этому процессу управляемый характер, достичь позитивного, а не деструктивного эффекта, соединить общенациональные, региональные и предпринимательские интересы.
На практике же, в России был избран иной, «шоковый» способ проведения внешнеэкономической реформы в стремлении максимально форсировать «открытие» национальной экономики и интегрирование в мировое хозяйство. При этом в расчете на регулирующую роль самих рыночных механизмов проводилась линия на минимизацию вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу.
В результате либерализация внешней торговли в России стала осуществляться широким фронтом и ускоренными темпами при отсутствии целостной научно обоснованной концепции и продуманной структурной политики, при интегрировании принципов этапности и селективности. Заметно опережая внутренние реформы и становление отечественного рынка, внешнеэкономические преобразования стали все больше отрываться от реального хозяйственного положения в стране. При этом создавалось впечатление, что здесь, прежде всего, решалась задача создания в частных руках первоначальных относительно крупных накоплений (не всегда законным путем) с целью формирования рыночных преобразований в экономике. Все это оказало весьма противоречивое воздействие не только на внешнеэкономическое развитие России, но и на ее экономику в целом. Внешнеэкономические операции стали неотъемлемой частью повседневной, хозяйственной практики значительной части российских предприятий и организаций. Интересы хозяйствующих субъектов выступают ныне в качестве решающего фактора, определяющего состояние российского экспорта и импорта.
В распоряжении предпринимателей концентрируется также основная часть доходов от внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая либерализация должна была иметь также позитивное значение и в плане «вписывания» России в систему мирохозяйственных отношений и открыв перед ней путь к активному взаимодействию, в частности, с Европейским Союзом и присоединению к Всемирной торговой организации.
Как показала жизнь, решение этих вопросов оказалось далеко не простым, поскольку к новой России, в силу ее односторонней открытости, предъявляются повышенные требования в отношении признания её экономики рыночной. Попытка не признавать нашу экономику рыночной фактически ведет к дальнейшей дискриминации нашей страны во многих сферах международных экономических связей. В целом, как неоднократно отмечалось в годовых докладах ТПП РФ, проведенное реформирование внешнеэкономических связей не оправдало возлагавшихся на него надежд. Оно не стало фактором роста и структурной перестройки российской экономики, а лишь помогало поддерживать ее «на плаву» в кризисных условиях.
Более того, поспешность при его осуществлении, нежелание считаться с особенностями отечественной экономики усугубили присущие ей еще с прежних времен «узкие места» и диспропорции. Отмена ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров в условиях более высоких мировых цен на них (по сравнению с внутренними) привела к гипертрофированному развитию экспорта сырья в ущерб внутренним потребностям страны.
В то же время ограничение возможностей государства по перераспределению экспортных доходов сырьевых отраслей в пользу обрабатывающей промышленности, импортозамещающих производств препятствовало осуществлению структурной перестройки российской экономики.
Еще более острые проблемы создало то обстоятельство, что в результате внешнеэкономической либерализации российская экономика оказалась слабо защищенной от колебаний мирохозяйственной конъюнктуры, а внутренний рынок односторонне открыт для иностранной конкуренции гораздо шире, чем это было сделано во многих других странах мира.
Переход к рыночной экономике открытого типа не может быть отдан на откуп, особенно на начальной стадии, стихийной игре рыночных сил. Нужна активная роль государства в определении и регулировании направлений и условий развития рыночных процессов в интересах всего общества, а не отдельных его слоев. Тесное сопряжение действий государства и предпринимательства - вот та животворная сила, которая способна обеспечить эффективное продвижение рыночных реформ в России.
В настоящее время, по оценке Федеральной службы по валютному и экспортному контролю, в России насчитывается примерно 670 тыс. участников внешнеэкономической деятельности или 23% общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов.
Подавляющее большинство из них составляют предприятия негосударственных форм собственности - акционерные компании и частнособственнические фирмы. По отдельным направлениям внешнеторгового бизнеса важную роль играют также государственные организации (реализация военной техники и космических услуг) и предприятия с участием иностранного капитала (экспорт нефти).
К настоящему времени определился ряд предпринимательских структур, устойчиво и профессионально осуществляющих внешнеторговую деятельность. Примерно две трети российского экспорта обеспечивают 60-70 предприятий. К ним относятся, в частности, крупные промышленные концерны и объединения, образовавшие в своем составе специализированные экспортные компании или внешнеторговые и сбытовые подразделения. Некоторые из них создали за рубежом сеть дочерних предприятий и филиалов, превратившись фактически в транснациональные корпорации.