Органы, регулирующие аудиторскую деятельность

Одним из субъектов рынка аудиторских услуг является уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Таким органом, согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", стало Министерство финансов РФ. Данному государственному органу законодателем переданы все полномочия по регулированию аудиторского рынка (до этого Министерство финансов РФ лицензировало общий, страховой и инвестиционный аудит, а ЦБ РФ - банковский).

Предшественником уполномоченного федерального органа была Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действовавшая на основании вышеназванного Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263.

В Законе об аудиторской деятельности четко определены функции уполномоченного федерального органа, которые, на наш взгляд, можно объединить по двум принципиальным направлениям, а именно:

1) создание условий для организации и проведения аудита (организационное регулирование);

2) создание условий для развития аудита в РФ (стратегическое регулирование).

К группе организационного регулирования следует отнести полномочия федерального органа по организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, организации системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий, ведению государственных реестров аттестованных аудиторов и профессиональных аудиторских объединений, а также их аккредитации (ст. 18).

В рамках стратегического регулирования уполномоченный федеральный орган наделяется функциями по организации разработки и представлению на утверждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, определению объема и порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Новым по сравнению с Временными правилами является предусмотренное ст.19 Закона создание Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основной целью его деятельности является учет мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг.

Помимо этого Совет по аудиторской деятельности вправе принимать участие в подготовке, предварительном рассмотрении основных документов и проектов решений уполномоченного федерального органа, разрабатывать федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, рассматривать обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносить соответствующие рекомендации на рассмотрение федерального органа, а также осуществлять другие функции в соответствии с Положением о Совете по аудиторской деятельности (п.1, 2 ст.19).

Члены Совета утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. При этом представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должно составлять не менее 51% от общего Состава совета (п.3 ст.19). В состав этого органа должны также входить представители государственных органов, ЦБ РФ, пользователей аудиторских услуг и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Аудиторские объединения

Закон об аудиторской деятельности важное значение придает деятельности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Тем самым определены их место и роль в системе правового регулирования рынка аудиторских услуг.

Профессиональным аудиторским объединением признается объединение индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, соблюдения правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики, действующего на некоммерческой основе и получившего аккредитацию в уполномоченном федеральном органе (ст.20)*(742).

Закон выделяет следующие правовые признаки профессиональных аудиторских объединений:

данное объединение должно функционировать на некоммерческой основе;

оно должно получить аккредитацию в уполномоченном федеральном органе (для целей Закона об аудиторской деятельности под аккредитацией понимается официальное признание и регистрация уполномоченным федеральным органом профессионального объединения);

правом на подачу заявления о своей аккредитации обладает профессиональное аудиторское объединение, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций;

любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения;

закрепляется обязательность исполнения членами правил (стандартов) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, установленных данным объединением.

Законом также предусмотрено, что при аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности соответствующие индивидуальный аудитор или аудиторская организация исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии (п.5 ст.20).

Созданные в соответствии с положениями Закона об аудиторской деятельности профессиональные аудиторские объединения наделяются определенными функциями. Так, объединение вправе, например:

участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным органом;

проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся членами профессионального объединения;

в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные планы и программы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов и т.д.

Следует заметить, что по мнению ряда авторов*(743), заинтересованность объединений в получении статуса профессиональных очевидна, поскольку государством подтверждается уровень подготовки такого объединения; кроме того, уполномоченный федеральный орган передает ему определенные полномочия. Очевидна также польза и для других участников рынка аудиторских услуг: практикующим аудиторам и аудиторским организациям это позволит найти такое профессиональное объединение, которое на деле сможет заботиться об отстаивании интересов своих участников, внедрении в практику современных методов работы и эффективном регулировании отношений внутри профессии. Аудируемым лицам рекомендация авторитетного профессионального объединения позволит быть уверенными в том, что аудит будет проведен на высоком профессиональном уровне с должным пониманием этики аудитора.

Интересен тот факт, что первой в нашей стране в 1989 г. была создана Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество" (АБ и АС), коллективными членами которой являются 12 ассоциаций бухгалтеров и аудиторов СНГ, более 100 юридических лиц и более 1000 индивидуальных членов. В 1992 г. в качестве общероссийского общественного профессионального объединения зарегистрирована Российская коллегия аудиторов (РКА). Союз профессиональных аудиторских организаций (СПАО) образован в 1996 г. и объединяет крупнейшие национальные аудиторские организации. Ассоциация "Аудиторская палата России" (ААПР) образована в 1995 г. Ее членами могут быть общественные объединения аудиторов, некоммерческие объединения аудиторских организаций, учебные заведения, средства массовой информации и другие организации, в том числе учреждения, разделяющие уставные цели Палаты. Так, к числу основных задач ААПР относятся содействие развитию и совершенствованию аудиторской деятельности в Российской Федерации, представление и защита прав и законных интересов аудиторских организаций и аудиторов, организация повышения квалификации аудиторов, их аттестация и переаттестация, оказание членам Палаты правовой, организационной и иной консультативной помощи в рамках уставной деятельности и т.д.

Полагаем, что для определения места и роли аудиторских объединений в системе правового регулирования рынка аудиторских услуг в России необходимо изучение опыта работы профессиональных аудиторских объединений других стран. Как показывает мировой опыт, профессиональные аудиторские объединения, создаваемые на национальном, европейском и международном уровнях, различаются по тем целям и задачам, которые ставятся перед ними. Например, в Австрии, ФРГ, Франции, Испании, где аудит ориентирован главным образом на интересы государственных органов как основных пользователей аудиторских заключений, объединения аудиторов фактически играют роль централизованных органов, строго регламентирующих аудиторскую деятельность. Так, жестко централизованная система регулирования аудиторской деятельности сложилась во Франции. В 1945 г. там была создана Корпорация экспертов-бухгалтеров, которая находится под патронажем Министерства финансов. В 1968 г. возникло объединение Комиссаров по счетам, сотрудничающее с Министерством юстиции и судебными органами*(744).

В англоязычных странах (США, Великобритания) аудиторская деятельность, напротив, в определенной степени саморегулируется. Здесь аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов и кредиторов. Регулирование аудиторской деятельности в этих странах осуществляют главным образом профессиональные общественные аудиторские объединения. Так, американский институт присяжных бухгалтеров был основан в США в 1887 г. Его задачи заключаются в том, чтобы "действовать от имени его членов и обеспечивать им необходимую поддержку, контроль за тем, чтобы присяжные бухгалтеры служили общественным интересам, обеспечивая высокое качество выполняемых профессиональных услуг"*(745).

Наши рекомендации