Основные направления регулирования внешнеэкономической деятельности
С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений :
- во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.;
- во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;
- в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов. При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств. Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности;
- в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.
Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:
- использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами: единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД; обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
разработка соответствующих федеральных программ;
защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
определение и реализация валютной политики страны;
формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
разработка платежного баланса РФ и т.д.
Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе: координация действий участников ВЭД; выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов); разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД; регулирование приграничной торговли; информационное обеспечение ВЭД.