Формирование механизма государственного регулирования региональной экономики
Эффективное формирование и функционирование механизма госрегулирования определяется концепцией и принципами госуправления и обусловлено выполнением следующих необходимых подготовительных мероприятий:
1. определение полномочий и ответственности всех уровней системы госрегулирования исходя из принципа иерархичности и делегирования полномочий;
2. оценка имеющейся ресурсной базы осуществления процесса госрегулирования и источников финансового обеспечения;
3. определение и анализ характерных свойств и особенностей элементов системы госрегулированя для учета их в процессе реализации целей механизма управления;
4. создание информационно-аналитической подсистемы госрегулирования региональных экономических процессов, необходимой для сбора и обработки информационных потоков, сопутствующих реализации целей госуправления, и обеспечения «обратной связи» между субъектами и объектами управления;
5. разработка и структурирование инструментария оценки эффективности как самой системы госуправления, так и процесса реализации целей государственного регулирования на основе индикативных показателей отклонений и степени их влияния;
6. построение модели реализации управленческих процессов с учетом структурных связей и зависимостей системы государственного регулирования региональной экономики;
7. разработка системы оценки качества государственного регулирования.
Кроме того, реализация управленческого процесса системы госуправления определяется свойствами механизма госрегулирования, отражающими сложность структурированных связей и отношений как между субъектами управления внутри системы, так и между системой в целом и регулируемой ею социально-экономической средой.
К свойствам механизма государственного управления можно отнести:
1. целеориентированность механизма госрегулирования;
2. приоритетный характер выполнения конечных целей госрегулирования регионального экономического развития и второстепенность самого механизма управления, что означает возможность и необходимость изменения и корректировки механизма в случае его несоответствия потребностям государственного управления;
3. динамический характер механизма госрегулирования, обусловленный вариативностью параметров региональной экономической среды и общей рыночной конъюнктуры, отражающейся на процессе определения целей и применяемых методов госуправления;
4. взаимосвязанность и взаимообусловленность этапов реализации управленческого процесса, связанная с иерархичностью субъектов управления разграничением их полномочий;
5. достаточно жесткая степень регламентированности процесса функционирования механизма госрегулирования, обусловленная необходимостью внешнего контроля со стороны субъектов управления и независимых общественных структур;
6. дискретность механизма государственного управления, связанная со сложностью управляемых процессов и постепенным неравномерным проявлением синергетического эффекта от взаимодействия элементов госрегулирования;
7. цикличность процессов функционирования механизма госрегулирования, отражающая непрерывность и повторяемость регламентированных этапов реализации управленческих процессов независимо от их временны́х и качественных характеристик;
8. высокая зависимость жизнеспособности и эффективности механизма от качества ресурсов государственного управления, компетентности субъектов управления и адекватности восприятия региональной социально-экономической средой конкретного управленческого процесса и системы госрегулирования в целом;
9. прозрачность механизма госрегулирования как необходимое условие повышения эффективности и социальной ориентированности мер государственного управления экономическими процессами и формирования региональной экономической политики.
Процессформирования механизма государственного регулирования региональной экономики реализуется в следующих основных этапах:
1. определение целей и подцелей и задач региональной экономической политики, проблем и потребностей оперативного и стратегического характера, на решение которых направлено формирование механизма госуправления;
2. разработка концепции и принципов государственного управления региональной экономикой с учетом современных тенденций госрегулирования;
3. структурирование управленческих связей и распределение полномочий для реализации целей механизма госуправления;
4. формирование стратегий, программ и планов реализации мер госрегулирования исходя практической реализации функций механизма государственного регионального управления.
Этапы формирования механизма госуправления во многом подчинены влиянию, во-первых, целевой направленности и ориентированности как самого механизма, так и обусловленных им управленческих процессов, во-вторых, системно-структурного характера связей субъектов управления, в-третьих, синергетического эффекта реализации мер государственного регулирования.
Принимая во внимание факт целевой ориентированности механизма государственного регулирования региональных социально-экономических процессов, сам управленческий процесс представляется как поэтапная реализация стратегических мер региональной экономической политики, формирующих основу перехода к качественно новому уровню развития, а также конкретных мероприятий программного характера, определяющих достижение целей по определенным направлениям приложения управленческих ресурсов. Следовательно, процесс функционирования механизма госрегулирования, на наш взгляд, можно представить в виде схемы реализации проекта.
Таким образом, система государственного регулирования экономики по своим целям реализуется посредством комплекса проектов, которые, в свою очередь, реализуют те или иные стороны и аспекты государственного управления. В итоге, каждая подцель госрегулирования является основой отдельного проекта, который реализуется с помощью системного механизма, построенного под особенности, условия и цели данного конкретного проекта и имеющего стандартную структуру.
Механизм реализации проекта наиболее эффективен и результативен в условиях объединения усилий и возможностей всех уровней власти (местной, региональной и федеральной) и инвестора (в случае реализации производственного проекта). При этом взаимодействие участников должно осуществляться исходя из принципов социальной значимости, бюджетного федерализма и – в условиях государственно-частного партнерства – рентабельности.
В соответствии с представленной схемой (схема 1) взаимодействие уровней власти при формировании механизма государственного регулирования происходит следующим образом: в первую очередь разрабатываются цели госрегулирования, исходя из стратегических и оперативных задач государственного управления региональной экономикой. Данный процесс включает в себя формирование и принятие нормативно-правовых актов, определяющих ответственность и полномочия участников и ресурсное обеспечение.
Следующей стадией является собственно реализация проекта, выполнение промежуточных целей механизма госрегулирования. Очевидно, что обе вышеприведенные стадии требуют выполнения соответствующих действий механизма государственного управления и наличия необходимых ресурсов.
Особое значение реализация мер госрегулирования, направленных на модернизацию и диверсификацию экономики регионов, приобретает в условиях проявления кризисных явлений. Это вызвано тем, что на уже имевшиеся проблемы и диспропорции в региональных экономиках накладываются новые трудности, связанные с падением объёмов производства, реализации продукции и т.д.
Наиболее остро эти проблемы стоят в регионах с одной преобладающей отраслью в валовом региональном продукте и моногородах [9], что вызвало необходимость государственного вмешательства и принятия соответствующих мер, направленных на поддержку и диверсификацию экономики таких регионов и городов.
Инструментарий такой поддержки включает реализацию описанных методов государственного регулирования (финансовых и нефинансовых) на основе разработанных программ социально-экономического развития и регионов и комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов.
В целом, проектный подход к механизму государственного регулирования позволяет повысить его эффективность и более точно определять ориентиры государственной региональной экономической политики исходя из имеющегося потенциала и с учетом изменяющихся факторов социально-экономической среды.
Наряду с особенностями формирования и функционирования принципиальное значение имеют также цели механизма государственного регулирования регионального экономического развития, среди которых можно выделить следующие:
1. достижение программируемых показателей социально-экономического развития региона исходя из направлений, заложенных региональной экономической политикой;
2. повышение эффективности мер государственного регулирования;
3. создание системы недопущения и оперативного реагирования на появление негативных тенденций в региональной экономике;
формирование качественно новых экономико-правовых условий и укрепление экономического потенциала региона и муниципалитетов посредством принятия необходимых нормативно-правовых актов и реализации мер по созданию необходимой инфраструктуры с целью улучшения инвестиционной привлекательности территорий, повышения инновационной активности и создания новых производств.
Рис.1. Механизм государственного регулирования
Функционирование механизма государственного регулирования социально-экономического развития региона и формирования региональной экономической политики состоит из ряда последовательных этапов, составляющих в совокупности управленческий цикл (схема 2).
На первом этапе происходит формирование целей госрегулирования, определяемых, с одной стороны, имеющимися стратегиями социально-экономического развития региона, с другой стороны, федеральной экономической политикой.
Далее, исходя из обозначенных целей госрегулирования, формируются основные предполагаемые направления регулирования региональной экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе, которые определяют необходимость анализа объективных региональных условий и факторов, а также перспектив развития внешнеэкономической среды, межрегиональной интеграции, изменения общемировой рыночной конъюнктуры. С помощью полученных данных происходит уточнение и актуализация направлений госуправления региональным социально-экономическим развитием.
На третьем этапе выделяются наиболее приоритетные направления госрегулирования исходя из текущей социально-экономической ситуации в регионе, критериев приоритетности, имеющих, главным образом, социальную направленность, а также наличия и доступности ресурсов непосредственно системы госуправления, устанавливаемых существующей нормативно-правовой базой.
На следующем этапе на основе анализа сложившихся предпосылок социально-экономического развития региона происходит формирование региональных программ госрегулирования и согласование их с федеральными программами с целью обеспечения максимальной согласованности по целям, источникам финансирования и ожидаемым результатам от реализации.
На пятом этапе формируется инструментарий, необходимый для реализации программных мероприятий по осуществлению процесса регулирования экономического развития и адекватный сложившимся региональным условиям, действующему федеральному законодательству, а также проводимой в стране экономической политике. Данный инструментарий включает в себя:
1. формирование нормативных актов госрегулирования на региональном и местном уровнях;
2. формирование экономических рычагов стимулирования государственно-частного партнерства;
3. предоставление государственных гарантий субъектам бизнеса, осуществляющим либо участвующим в реализации проектов, имеющих высокую социальную значимость для региона и муниципалитетов, а также создание положительного образа данных инвесторов среди населения.
Рис. 2. Механизм государственного регулирования экономического развития региона.
1. Разработка практических мер государственного регулирования через формирование и выполнение стратегий и программ социально-экономического развития исходя из проектного подхода к их реализации.
2. Децентрализация внутрирегионального механизма госрегулирования с обеспечением самодостаточности и автономности местного самоуправления .
3. Формирование прозрачной системы контроля реализации программ социально-экономического развития в рамках механизма госрегулирования через укрепление и повышение роли гражданского общества.
Одним из существенных положительных факторов использования программно-целевого планирования реализации механизма государственного регулирования социально-экономического развития, является возможность корректировки и воздействия, как на желаемые цели, так и на применяемые средства, исходя из изменяющихся условий социально-экономической среды. При этом необходимости в кардинальном изменении выстроенной системы реализации программы (при условии достаточной и качественной предварительной проработки программных вопросов) не возникает.
Очевидно, что для максимально качественного выполнения любой целевой программы, при ее разработке необходимо соблюдать условия функционирования самого механизма госрегулирования, в рамках которого и происходит реализация программ.
То, насколько точно и полно будут выполнены данные условия, определяет результативность разрабатываемой целевой программы и механизма государственного управления, уровень его воздействия на социально-экономические процессы и, следовательно, эффективность осуществляемых мер по формированию региональной экономической политики.
Одним из условий принятия и реализации региональных и муниципальных целевых комплексных программ является обеспеченность источниками финансирования. Данное обстоятельство представляет, на сегодняшний день, серьезное препятствие для большинства регионов и муниципалитетов, не имеющих достаточного объема собственных бюджетных средств не только на реализацию перспективных программ, но и для обеспечения текущих расходных обязательств в соответствии с бюджетным кодексом . Очевидно, что в условиях недостатка средств для реализации предусмотренных мероприятий, сама целесообразность осуществления программ ставится под сомнение. Негативными последствиями недофинансирования может стать не только недостижение целевых показателей, но и отрицательная эффективность в результате распыления средств.
В таких условиях особое значение приобретает консолидация ресурсов муниципальной, региональной и федеральной власти, а также формирование механизма государственно-частного партнерства. С точки зрения государственного регулирования экономических процессов такой способ осуществления целевых показателей комплексных программ является наиболее предпочтительным, т.к. позволяет, во-первых, наиболее рационально использовать ограниченные бюджетные ресурсы, во-вторых, применять нефинансовые инструменты регулирования экономической политики: главным образом, через принятие нормативно-законодательных актов, обеспечивающих «режим благоприятствования» для инвесторов.
Кроме того, постоянный контакт с субъектами экономических отношений позволяет наиболее полно оценить потребности региональной социально-экономической системы в необходимых мерах государственной поддержки и регулирования, результативность и эффективность осуществляемых мероприятий, а в конечном итоге – создать наиболее действенную модель государственного регулирования экономической политики региона.
Основная цель механизма госрегулирования региональной экономики – достижение принципиально нового уровня и качества социально-экономического развития регионов на основе формирования и реализации перечня мероприятий, воздействующих на социально-экономические процессы путем консолидации ресурсов и направления их на достижение целей госрегулирования в условиях децентрализации и модернизации.
В результате формируется система регионального управления социально-экономическим развитием, где, с одной стороны, обеспечиваются текущие расходные функции, обусловленные, главным образом, совокупностью социальных обязательств, с другой стороны – формируются качественно новые условия социально-экономической среды, направленные на развитие и обеспечивающие экономическую безопасность региона .
Сформированный механизм государственного регулирования экономического развития региона позволяет учесть факторы и особенности сложившейся региональной экономической системы, сориентировать их в направлении стратегических целей социально-экономического развития региона.
Сформированный на основе системных свойств механизм является логико-структурной моделью реализации целей госрегулирования региональной экономики, согласованных со сложившимися предпосылками регионального развития и национальными программами.
Научной новизной механизма является его ориентированность на региональные цели, реализуемые адекватными инструментами экономического стимулирования и государственными гарантиями.