Билет№33 Системы выборов в мире: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система имеет две разновидности – абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей. Мажоритарная система бывает трех видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон - относительного, абсолютного (50% + 1 голос) или квалифицированного (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов). Наиболее популярными из них признаны две: 1)системы абсолютного большинства и 2)системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.). Первые чаще используются на президентских выборах, где победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс 1 голос). Вторые — там, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Только первая система требует, в случае если ни один кандидат не получил более половины голосов, проведения второго тура выборов.

Мажоритарная система хороша тем, что позволяет легко сформировать правительства, но плоха тем, что она не отражает реальную расстановку социально-политических сил в стране. Скажем, партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одерживает победу над другой, получившей большинство голосов. Подобное возможно при неравномерной концентрации в избирательных округах сторонников разных партий. Применение мажоритарной модели лишает представительства на общенациональном и региональном уровне меньшинства (этнические, религиозные и др.), если те не составляют большинства населения в каком-либо избирательномoкруге.

Ее преимущества видят также в том, что депутаты, заигрывая с избирателями, стараются чаще встречаться с народом, быть что называется в гуще масс, разъясняя им свои взгляды и программу. Стало быть, принцип обратной связи власти с народом здесь работает эффективнее.

Мажоритарная система противоречива не по определению, а по форме исполнения. Ее определение кристально ясное: побеждает тот, кто собрал в своем округе большинство голосов. А форма сомнительна. Как определять большинство? Если на избирательные участки явились не все, а, скажем, 25% избирателей (в некоторых регионах в 2001 г. являлось и того меньше), то победитель, пусть и набравший более 50% голосов проголосовавших, все же выражает волю меньшинства. А если при такой явке еще и несколько сильных конкурентов, так что голоса почти поровну распределились между всеми, то можно ли считать представителем народа победителя, собравшего чуть больше соперника, например 16 или 23%?

Пропорциональная системаподразумеааетголосование попартийным спискам, и распределение мандатовмежду партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр»— наименьшее количество голосов, необходимое дляизбрания единогокандидата. Пропорциональная система —наиболеераспространенная система в современном мире. Она применяется, в частности, в ИталииБельгии, Финляндии, Франции и др.Пропорциональная системаимеет следующие модификации:

1. пропорциональная система на общенациональном уровне, когда избирательные округа не вычленяются и избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны;

2. пропорциональная система в многомандатных округах, когда избиратели голосуют за представителей партии в масштабах округа, при этом места в парламенте распределяются в зависимости от влияния партии в округе.

К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена во многом реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Другими словами, данная система представительства предоставляет сравнительно мелким партиям места в законодательном собрании. Перспектива завоевания своей«доли» в структуре власти, хотя и малой, является стимулом, партии меньшинств и способствует сохранению многопартийной системы.

В пропорциональной системе важную роль приобретает электоральный барьер — минимально необходимый процент голосов, который должна получить партия, чтобы ее допустили к разделению мест в парламенте. Барьер вводится для того, чтобы малые партии не участвовали в работе представительного opгана (его называют иногда «электоральная гильотина»).

Очевидны положительные качества пропорциональной изби­рательной системы: она обеспечивает справедливое представи­тельство политических сил на парламентском уровне. В результа­те при принятии парламентских решений в большей мере учиты­ваются интересы отдельных социальных и политических групп. Недостаток —после выборов часто формируется очень неста­бильное правительство, если ни одна партия не имеет устойчивого большинства в парламенте. А коалиция разнородных по своим це­лям и интересам партий ведет к межпартийным конфликтам, от­личается непоследовательностью и противоречивостью в прини­маемых решениях. Помимо того, ослабевает связь между изби­рателями и парламентариями, поскольку голосование идет за партии, а не за конкретных лиц. Списки кандидатов составляются в узком партийном кругу из числа проверенных и надежных товарищей. Тем самым усиливается зависимость кандидатов от партийного аппарата и ослабляется зависимость от народа.

Сопоставив обе избирательные системы, видный политический деятель Франции Мишель Рокар изрек: «Мажоритарная система слишком груба, пропорциональная — слишком опасна». Давно от­мечено, что страны с системами пропорционального представи­тельства, где каждый голос имеет значение для получения мест в законодательном органе, обычно имеют и более высокое число голосующих, чем страны с мажоритарной системой.

Для преодоления недостатков той и другой придуманы сме­шанные избирательные системы:

1. устанавливается нижний предел для ограничения предста­вительства мелких партий — обычно в 5%.

2.вместо многомандатных создаются маломандатные округа. Право на участке в выборах предоставляется 4—5партиям, причем в качестве победителей могут рассматриваться только 2 - 3 партии.

3. в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, поэтому при голосованиипроисходят отбор прежде всего персоналий, а не только выбор партийной программы.

В итоге формируется избирательная система, где часть депутатских мандатов завоевывается по мажоритарной системе, часть — по партийным спискам.

Наши рекомендации