Понятие избирательной системы и основные виды выборов. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная кампания.

ИС – порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах и сложившейся практик

· Избирательное право – право гражданина участвовать в выборах (активное, пассивное);совокупность юридических норм

· Избирательная кампания (процедура) – конкретные мероприятия по организации и проведению выборов; совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

В предвыборной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и так далее. Основными формами (способами) агитации в ходе кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение предвыборной кампании (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и др.).

Большую роль в избирательных кампаниях играют, так называемые, политические консультанты, которые оказывают участникам предвыборной гонки целый ряд профессиональных услуг: от анализа предвыборной ситуации до написания предвыборных речей кандидатов.

Принципы выборов (демократических и недемократических):

1. Всеобщие – цензовые

2. Равные – неравные (куриальные)

3. Прямые – косвенные (многоступенчатые)

4. С тайным голосованием – с открытым голосованием

Система подсчета голосов:

1. Мажоритарная – выборы резидента в России

· Абсолютного большинства – 50% + 1 голос

· Относительного большинства – выигрывает тот, у кого больше голосов.

· Квалифицированного большинства – 2/3 или 3/5 голосов

Достоинства:

· Позволяет крупным партиям или кандидатам легко побеждать на партиях и создавать однопартийное правительство

Недостатки:

· Значительная часть избирателей страны теряет свои голоса

· Партия, получившая меньше голосов чем ее соперники может получить больше депутатских мест (если система является смешанной)

2. Пропорциональная – голосование по партийным спискам пропорционально числу поданных голосов

Достоинства:

· В органах власти представлены все политические силы (плюрализм, многопартийность)

Недостатки:

· Существует слабая, невидимая связь между депутатом и его избирателями

· Возникают сложности в формировании правительства

Положение о выборах Кандидат в депутаты гос. думы Кандидат на должность президента
возраст 21 год 35 лет
оседлость Не оговорена 10 лет
Сбор подписей 1 % от общего числа избирательного округа
Финансирование выборов 1,5 тыс. МРОТ Не более 50 тыс. МРОТ
Признание выборов состоявшимися Любое количество пришедших на выборы Не менее 50% избирателей
Мандат кандидата получает человек, набравший Большинство голосов 50%+1 голос

Абсентеизм (от латинского absentia — отсутствие), уклонениеизбирателейотучастияв голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

31.Политический конфликт. Структура, функции, этапы (стадии) политического конфликта. Технологии разрешения политических конфликтов.

Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки - конфликтология. Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

  1. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.
  2. Внутриполитические кризисы - это:
    • правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;
    • парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
    • конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;
    • социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, "всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего".

Известны разные классификации политических конфликтов , они строятся по различным основаниям. Например:

По субъектам.

  • межгосударственный;
  • межнациональный (этнический);
  • межклассовый;
  • между социальными группами и общественными организациями;
  • между расами (расовый) и др.

По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).

По масштабности:

  • мировой;
  • региональный;
  • локальный.

По уровню формирования:

  • на межличностном уровне;
  • на групповом уровне;
  • на уровне подсистем общества или государства;
  • на региональном и глобальном уровне.

Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме :

  • накопление противоречий и формирование отношений сторон;
  • нарастание и эскалация подготовки;
  • собственно конфликт;
  • разрешение конфликта.

Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.

Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.

Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.

Четвертая стадия - завершение конфликта.

Исследование политических конфликтов неизбежно приводит к выяснению функций конфликтов. Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.

Функции-последствия политического конфликта :

  • политические;
  • экономические;
  • военные;
  • экологические;
  • демографические.

Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.

К позитивным можно отнести:

  • функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;
  • коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;
  • стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;
  • содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";
  • функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующие:

  • угроза раскола общества;
  • неблагоприятные изменения во властных отношениях;
  • раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;
  • неблагоприятные демографические процессы и др.

Задача управления и разрешения конфликта как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.

Тип конфликта, как правило, предопределяет пути его развития. Так, внутригосударственный конфликт может разрешиться одним из следующих образов:

  • революцией;
  • государственным переворотом;
  • урегулированием путем переговоров конфликтующих сторон;
  • иностранной интервенцией;
  • политическим согласием конфликтующих сторон перед лицом внешней угрозы;
  • компромиссом;
  • консенсусом и др.

Путями разрешения межгосударственного политического конфликта могут быть:

  • дипломатическое урегулирование путем переговоров;
  • смена политических лидеров или режимов;
  • достижение временного компромисса;
  • война.

Опыт показывает, что в последнее время для нормализации обстановки в зонах региональных и локальных конфликтов эффективно используется политика национального примирения.

Наши рекомендации