Международные отношения: понятие, сущность, субъекты, классификация.
Международные отношения– это совокупность экономических, политических, дипломатических, идеологических, правовых и иных связей и взаимодействий между государствами, между основными социальными, политическими и экономическими силами.
Международные отношения в широком смысле – совокупность отношений между народами.
МО отличаются рядом характерных черт:
- стихийный, непредсказуемый, хаотичный характер
- охват всех сфер жизнедеятельности общества
- большое значение субъективного фактора, как в позитивном, так и в негативном плане
- наличие большого количества равноправных и суверенных центров принятия политических решений
- отсутствие единого легитимного центра власти, обладающего абсолютным авторитетом для всех субъектов МО
- регулирование международных отношений нормами международного права, соглашениями и договорами о сотрудничестве между государствами
МО развертываются и существуют на различных уровнях по вертикали и по горизонтали.
По вертикали:
- глобальный уровень (отношения между системами государств, сильнейшими державами)
- региональные отношения (отношения между государствами определенного политического региона)
- отношения к конкретной международной политической ситуации (они включают различные сферы отношений и могут втягивать несколько государств)
По горизонтали:
- двусторонние отношения (отношения между двумя государствами)
- коалиционные (групповые) отношения (реализуются через взаимоотношения определенных групп государств, определенных международных организаций)
- межкоалиционные отношения (отношения между различными блоками, коалициями. Например, между странами НАТО и странами, которые в него не входят)
Существует типология уровней МО.
Типы международных отношений:
- многосторонние и двусторонние
- традиционные и современные
- сотрудничество и противостояние
- гегемонистские
Виды международных отношений:
- военно-стратегические (связаны с созданием, наращиванием и распределением военной силы)
- политические (включают принципы взаимоотношения между государствами)
- экономические и научно-технические (обеспечивают защиту экономических интересов и влияют на международное разделение труда)
- идеологические и культурные (культурные включают взаимопроникновение и обогащение культур, отношения в области образования, развитие СМИ)
МО строятся между конкретными субъектами МО и прежде всего между различными международными организациями.
Субъекты МО:
- национальные государства
- региональные(наднациональные) организации (ЕС, НАТО и т.д.)
- международные межправительственные организации (ООН, МАГАТЭ, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО)
- негосударственные, неправительственные организации (международная демократическая федерация женщин, международная федерация профсоюзов, ТНК)
В 1975 году в Хельсинки в заключительном акте в совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе были сформулированы принципы международных отношений.
Принципы международных отношений:
- суверенное равенство государств
- нерушимость установленной границы
- неприменение силы или угрозы силы в МО
- признание территориальной целостности государств
- мирное урегулирование различных возникающих споров
- невмешательство во внутренние дела других государств
- уважение прав и свобод человека. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой
- сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Вся история международных отношений прошла несколько этапов.
Выделяют ряд школ в теории международной политики:
- школу традиционалистов(опора на традиции, ценности, на опыт взаимоотношений и т.д.)
-реалистическая школа(которая исходит из приоритетов, интересов национального государства. Представители считают, что ограничение властного устремления одного субъекта МП можно осуществить лишь с помощью силового противодействия другого субъекта, важно сохранять баланс сил)
Этническая политика в рб.
Четкая и последовательная политика белорусского государства в сфере национально-культурных отношений направлена на создание условий, необходимых для развития всех этносов республики как единого белорусского народа, а также на духовное и культурное обогащение белорусской диаспоры за рубежом.
Ситуация, связанная с положением национальных меньшинств в Беларуси, характеризуется стабильностью и практически отсутствием каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой, лингвистической и конфессиональной основе. Это объясняется проводимой государством национальной политикой, менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси. В соответствии с Конституцией государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Национальная политика Беларуси основана на понимании белорусской нации прежде всего как гражданства, а не просто как этнической общности. Приоритет в деятельности соответствующих государственных органов Республики Беларусь получают проекты, программы и мероприятия, носящие межкультурный характер, направленные на осуществление и развитие межнационального диалога. В Беларуси отсутствует межнациональная и межконфессиональная напряженность, которая могла бы привести к межэтническим и межрелигиозным конфликтам.
Белорусское общество сохранило интернациональный характер, отвечающий тенденциям развития любого современного общества. Согласно Конституции Республики Беларусь, все граждане страны имеют равные права, в том числе и право на развитие национальных культур.
27. Понятие и содержание конфессиональной (религиозной) политики. Модели взаимодействия религии и государства.
Являясь частью социальной политики государства, религиозная политика строится на принципах свободы вероисповеданий, гарантированной в сфере общественной жизни, и обеспечения правовой системе, на светском характере государства, образования публично-правовых институтов и социально-политической жизни.
Статья 16 Конституции Республики Беларусь: «Религии и вероисповедания равны перед законом.
Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.»
Формирующаяся сегодня новая белорусская государственность, изменения самого статуса религии, церквей и верующих в обществе создают качественно новую ситуацию, требующую научно-обоснованной стратегии и тактики в религиозном вопросе. Необходимость именно научно-сориентированной на перспективу религиозной политики Республики Беларусь, которая носила бы комплексный характер, т. е. рассматривала религию не изолировано, а в контексте всей жизнедеятельности государства и общества.
Религиозная политика является частью социальной политики белорусского государства. Ее существование закреплено конституционно и институционализировано в виде государственных и религиозных структур, выступающих в качестве субъектов управленческой деятельности.
В Республике Беларусь действует Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который является основным правовым источником национального законодательства в вопросе религии.
Статья 31 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».
В Беларуси действуют различные религиозные общины. Среди них — общины Белорусской Православной Церкви, Римско-католической Церкви, русских старообрядцев, Греко-католической Церкви, Союза Евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан веры Евангельской (Пятидесятников), Церкви адвентистов Седьмого Дня, Церкви христиан Полного Евангелия, Новоапостольской Церкви, иудейские, исламские, Свидетелей Иеговы.
Среди вновь появившихся конфессий и движений особое место занимают религии, известные в нашей стране как «нетрадиционные» или «неокультовые». Таковы Международное общество сознания Кришны, Богородичный центр, Церковь Объединения (Муна), Международная Сайентологическая Церковь, множество школ йоги, существуют также незначительные по численности движения сатанистов. Возникают неоязыческие объединения, реконструирующие славянское язычество.
Ныне нетрадиционные культы в Беларуси — едва ли не самая динамичная, быстрорастущая и многовариантная часть религиозного движения.
Настороженное отношение к нетрадиционной религиозности возникает среди верующих, являющихся последователями трех основных для Беларуси конфессий: православия, католицизма и ислама. В новых культах они склонны видеть угрозу устоявшимся формам духовности.
Появляются политические партии с религиозной ориентацией, их лидеры видят в той или иной религии свою опору, стремятся использовать приверженцев в своих целях. Консолидируясь с некоторыми религиозными организациями, они расширяют свою социальную базу, усиливают своевластные позиции.
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные ценности с учетом развития идей традиционного христианства опорой на соборность нашего народа, сохранение и приумножение фундаментальных ценностей, духовной веры, семьи, коллективизма.
В большинстве стран отношение между государством и церковью регулируется законами, в которых чаще всего отражены следующие положения:
1. Право на свободу совести
Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
2. Право на свободу вероисповедания
Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.
Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.
1. Равноправие религий
Религии и вероисповедания равны перед законом.
Идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
ВЫВОД: Таким образом, можно отметить, что государство и церковь активно взаимодействуют друг с другом, так как государство юридически закрепляет положение церкви, а церковь в свою очередь помогает государству выполнять определённые функции, например идеологическую.
28. Особенности религиозной структуры населения Беларуси . Принципы, приоритеты, направления, механизмы реализации государственной политики Республики Беларусь.
За последние два десятилетия конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни белорусского общества.
Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране зарегистрировано 26 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3488. В соответствии со своими уставами действуют 173 религиозные организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). В республике зарегистрировано 3315 религиозных общин.
Общая численность действующих культовых зданий составляет 2618, строящихся – 245.
Количество священнослужителей – 3116, из них – 143 иностранных, преимущественно приглашаемых для занятия религиозной деятельностью религиозными организациями Римско-католической церкви в Республике Беларусь (113).
Белорусская православная церковь объединяет 1643 православных прихода, 15 епархий, 7 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств. Действуют 1535 православных храмов, еще 194 строятся.
Римско-католическая церковь в Республике Беларусь объединяет четыре епархии, которые насчитывают 491 общину. Действует 5 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей. Общины располагают 488 костелами, 36 строятся.
Протестантские религиозные организации представлены 1057 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14-ти религиозных направлений.
В Республике Беларусь зарегистрированы 33 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий.
В трех иудейских религиозных объединениях насчитывается 52 религиозные общины, 10 из них имеют автономный статус, располагают 9 культовыми зданиями. Верующие исповедуют три направления иудаизма: ортодоксальное, хесэд-любавич, прогрессивное.
Также в республике действуют 25 мусульманских религиозных общин, в том числе 24 суннитского направления и 1 шиитского. Действуют 7 культовых зданий, 1 мечеть строится в г.Минске.
В 2015 году зарегистрирована буддистская община в г.Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.
Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской православной церковью.
Во взаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Республика Беларусь имеет уникальный для всех стран СНГ опыт сотрудничества с религиозными организациями. В 2003 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью, в рамках которого были разработаны совместные программы сотрудничества. Их реализация позволяет обеспечить участие церкви там, где наиболее востребован ее опыт и авторитет: в сферах воспитания и образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, охраны окружающей среды.
Действующее законодательство Республики Беларусь создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания.
В соответствии со статьей 31 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Статья 4 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» гарантирует право каждого на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Кроме этого, в соответствии со статьей 5 указанного Закона каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Конституции Республики Беларусь запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
При этом государство не вмешивается в вопросы частного исповедания той или иной религии, а контроль за деятельностью религиозных организаций ограничивается сферой выполнения ими законодательства республики, не допуская вмешательства во внутренние дела конфессий. Конституция страны и Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливают равенство всех религий и вероисповеданий перед законом.
В соответствии с действующим законодательством религиозные организации подлежат государственной регистрации, которая придает им статус юридического лица и позволяет полноценно осуществлять предусмотренную уставными документами религиозную, хозяйственную, благотворительную и иную деятельность, устанавливать связи и контакты с юридическими лицами в стране и за рубежом. Государство гарантирует право граждан на совместное вероисповедание. Граждане имеют право создать религиозную организацию, зарегистрировав ее в порядке, определяемом законодательством.