Этническая политика: понятие, виды, субъекты. Особенности этнического конфликта

Национальная политика– система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика– это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Правовая база на мировом уровне:

1. индивидуальные и коллективные права. Но между ними есть противоречия, то есть иногда нельзя определить, что это: индивидуальное или коллективное право

2. право на целостность государства. В мире несколько тысяч этнических групп. Гипотетически все они могут назвать себя нацией и потребовать национальных прав. Следовательно

3. Принцип национального самоопределения Международное право не дает ответа на этот вопрос, то есть государства сами определяют свои принципы.

Виды этнической политики

1. Геноцид – государственная политика, направленная на полное физическое уничтожение расы, этнической группы.Например: действия нацистов в отношении всех, кого они считали «недочеловеками» (евреи и все славянские народы).

2. Дискриминация- любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной и культурной или любых других областях общественной жизни. Дискриминация признается существующей при наличии двух элементов: проведения различий по этнической принадлежности или этнического происхождения, цвета кожи — и ограничения в любой форме вследствие проведения этих различий возможности того или тех, в отношении кого эти различия проводятся, пользоваться на равных началах основными правами и свободами.

3. Ассимиляцияслияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Во многих странах в условиях национального и религиозного гнёта имела место насильственной Ассимиляция: так было в Австрийской империи, позже - в Австро-Венгрии, в царской России. Аналогичные процессы продолжаются и теперь в некоторых капиталистических странах (Испания, Греция). В ряде стран, где есть национальные меньшинства, происходит естественная А. В СССР и других социалистических странах, в условиях полного равноправия всех народов, некоторые малые народы, преодолев вековую экономическую и культурную обособленность, сливаются с более крупными этническими общностями.

4. Интеграционизм– напр. Франция. Любой гражданин автоматически является французом, теряя при этом свою этничность .

5. Поликультурализм- признание государством n -го числа этнических образований на своей территории. Но когда у этнических групп разный статус, это может привести к этническим конфликтам.

Национальная политика осуществляется на следующих уровнях:

· общегосударственный

· региональный

· местный

Также национальная политика – это концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, миграционной, демографической и др.политики.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

Любой конфликт в обществе является социальным. Универсальный источник конфликта – несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Этнический конфликт – частная форма конфликта.

В зависимости от особенностей противоречащих сторон выделяют 2 класса этнических конфликтов: «горизонтальные» – между этническими группами; «вертикальные» – между этнической группой и государством. Этнический конфликт – это динамично меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющаяся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

а) начавшейся этноизбирательной эмиграцией из региона, существенно изменяющей местный этнодемографический баланс в пользу «других», остающихся этнических групп;

б) создания политической организации, декларирующей необходимость изменения существующего положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов власти и/или политическую мобилизацию другой (других) местной этнической группы в защиту статус-кво, вполне удовлетворяющего последних;

в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.

Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы (групп), с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающуюся в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.

Этнические конфликты чаще всего различают по их приоритетным целями. Если их расположить по нарастающей сложности достижения компромисса или урегулирования, типология будет выглядеть следующим образом: 1) культурно-языковые конфликты, связанные со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры в условиях прогрессирующей аккультурации, которая неизбежно приводит к постепенному «размыванию» этнокультурной идентичности; 2) социально-экономические конфликты, в которых выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами («богатыми» и «бедными»), предоставления квот «коренному населению» во властных группах или элитных слоях, распоряжения природными ресурсами в интересах той этнической группы, на территории которой они находятся; 3) статусные конфликты, связанные с выдвижением требований по изменению (повышению) политического статуса и объема властных полномочий той или иной этнотерриториальной автономии, чаще всего возникающие в условиях организации государства на принципах национально-территориального федерализма; 4) территориальные конфликты между отдельными автономиями в пределах единого политического пространства федеративного государства или этнической группой, не имеющей (лишенной) собственного образования, с одной стороны, и автономией или государством в целом, с другой стороны. Такого рода конфликты, уже предполагают существенную «перекройку» внутри этнополитического пространства; 5) сецессионные конфликты, в которых выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним («материнским» или «родственным») государством. Решение подобного конфликта возможно исключительно посредством изменения территориальных контуров данного политического пространства.


26. Этническая структура населения и межэтническое взаимодействие в белорусском обществе. Этническая политика Беларуси.

РБ – полиэтническая (многонациональная) страна. В 2009 году была перепись населения.

Результаты переписи населения РБ в 2009 году:

- 83,7% – белорусы

- 8,3% – русские

- 3,1% – поляки

- 1,7% – украинцы

- 0,1% – евреи

В РБ проживают около 140 национальностей.

Основы национальной политики заложены в ряде статей конституции и содержит наиболее важные положения:

- отношения между национальными общностями регулируются на основе равенства всех этих общностей между законом

- государство берёт на себя ответственность за свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории РБ

- все национальные общности равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов

- каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность. Равно как никто не может быть принуждён к определению и указанию национальной принадлежности

- оскорбление национального достоинства преследуется по закону

Объединения еврейских организаций насчитывают 57, польских – 12, немецких – 9, русских и литовских – по 8, цыганских – 4, также зарегистрированы и другие организации.

Согласно закону РБ, предоставлено право создавать национальные школы обучения на родном языке. В настоящее время действует 2 школы с польским языком и две школы с литовским языком обучения. Кроме того, существует 65 школ выходного дня для представителей армян, грузин, евреев и других национальностей.

Наши рекомендации