Современные международные отношения: понятие, разновидности, субъекты, основные принципы и тенденции развития

Международные отношения — совокупность экономи­ческих, политических, идеологических, правовых, дипло­матических и иных связей и взаимоотношений между го­сударствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, по­литическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. меж­ду народами в самом широком смысле этого слова.

Выделяют следующие виды междуна­родных отношений! каждый из которых имеет свою струк­туру, функции, свой процесс развития:

Политические — играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое вы­ражение в реальной политической деятельности элемен­тов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном ви­де выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практи­чески неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя полити­ка направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние эко­номических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Идеологические отношения — относительно самостоя­тельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна об­щая тенденция — к возрастанию роли идеологии, а сле­довательно, и идеологических отношений.

Международно-правовые отношения — предполагают регулирование взаимоотношений участников международ­ного общения правовыми нормами и правилами, о кото­рых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопас­ность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основывают­ся на системе общепризнанных принципов.

Военно-стратегиче£Ш£_^тнощения^к. которым ртшэ- у сится обширная сфера специфических „общественных, ме­ждународных отношений, так или иначе связанных с пря­мым или опосредованным созданием, наращиванием, пе­рераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило ха­рактер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

Культурные отношения, в основе которых лежат про­цессы интернационализации общественной жизни, взаи­мопроникновения и обогащения культур, систем образо­вания, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии име­ют неправительственные организации.

16. Внешняя политика государств: виды, цели. Внешняя политика Республики Беларусь, ее многовекторный характер.......................................................
Внешняя политика – разновидность политики, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность.

Концепция внешней политики государства включает следующие принципы:

– защита национальных интересов, целей и приоритетов государства;

– сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны;

– защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех граждан;

– обозначение регионов и стран, на которые распространяются жизненно важные интересы страны;

– установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе.

Внешняя политика РБ.

На сегодняшний день наша страна поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами, в 50 из которых открыто 48 посольств, 2 посольства/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционирует также 13 отделений посольств Республики Беларусь.

Иностранные государства представлены в нашей стране 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 28 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 17 представительствами. По совместительству у нас аккредитовано 85 иностранных диппредставительств.

Белоруссия является членом следующих межгосударственных образований:

· Содружество независимых государств,

· Союзное государство России и Белоруссии,

· Организация договора о коллективной безопасности,

· Евразийское экономическое сообщество,

· Единое экономическое пространство,

· Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,

· Программа НАТО«Партнёрство ради мира»,

· Международный валютный фонд,

· Всемирный банк.

17.Идеология: сущность, структура, функции.

Идеология есть совокупность философских, этических, правовых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти.

Первый уровень – теоретико-концептуальный, в котором обосновываются основные идеологические принципы политических движений. Для этого используются знания, полученные соответствующими гуманитарными науками (экономической теорией, философией, этикой, социологией, политологией).

Второй уровень – программно-политический, на котором общие идеи и принципы конкретизируются в программах политических партий и движений в виде целей, задач, соответствующих определенному периоду их реализации. На этом уровне идеология становится "видимой", так как проникает на страницы газет, журналов, в телевизионные передачи, рекламу, учебники, произведения искусства.

Третий уровень – обыденный, актуализированный, который проявляется на уровне индивидуального и группового сознания масс, включенных в различные формы политического участия. На этом уровне обосновывается легитимация (обоснование правомерности) конкретных социально-политических сил на власть, так как только при поддержке масс эти силы смогут получить и удержать власть.

Виды идеологий:

1. В зависимости от характера связи той или иной идеологии с государственной властью они делятся на официальные (государственные) и оппозиционные, выражающие интересы тех социальных сил, которые стремятся к власти.

2. Если иметь в виду направленность социальных ориентаций той или иной идеологии, то их можно разделить на идеологии, которые стремятся сохранить существующий общественный порядок, и идеологии, которые ставят цель преобразовать существующий строй.

3. В зависимости от социального субъекта – носителя той или иной идеологии – различают классовые идеологии (рабовладельческие, буржуазные, пролетарские, крестьянские), национальные, государственные.

4.По принадлежности идеологии к конкретному историческому периоду можно выделить: а) идеологии доиндустриального обществаб) идеологии индустриального общества

Функции:

1. Информационно-познавательная, которая заключается в том, что любая идеология дает некоторую совокупность знаний об обществе, отражая его. И хотя, в сравнении с наукой идеология не всегда адекватно отражает общество, тем не менее, она позволяет составить определенное представление о нем.

2. Функция выражения (представления обществу) интересов и устремлений определенных социальных групп (репрезентативная функция). Если класс, социальная группа имеет свою идеологию, то его интересы сформулированы, "проявлены" и становятся известны обществу. Только в этом случае данный класс может выступать в роли полноценного субъекта политических процессов.

3. Ориентационнаяфункция – через систему ценностей и идеалов, которые всегда имеются в идеологии, она предлагает конкретные цели и направления политического движения. Не случайно эта функция в литературе признается одной из главных и часто упоминается в определениях понятия "идеология".

Мобилизационная функция – функция побуждения участников политики к определенным социальным действиям. Она связана с ориентационной функцией идеологии, но предполагает не только знание ориентиров, направлений действий, но и убежденность в их правильности и необходимости достижения. Идеалы, ценности, разделяемые субъектом, становятся мотивом их реальных действий (революций, реформ, митингов, шествий и т.д.).

5. Интеграционнаяфункция – идеология всегда способствует объединению, сплочению того класса, интересы которого она выражает.

6. Воспитательно-социализирующая, которая проявляется в том, что та или иная идеология, создавая определенные общественные идеалы, обосновывая их значимость, формирует политическое сознание, политическую культуру индивидов.


Наши рекомендации