Общественная политика: понятие, характер, отличительные особенности, субъекты.

Общественная политика: понятие, характер, отличительные особенности, субъекты.

Общественная (публичная) политика как научная дисциплина по своему предмету, содержанию, границам сопоставима с такой научной дисциплиной как сравнительная общественная политика, которая является важнейшей частью современной политической науки.

Сравнительная общественная политика в качестве самостоятельной сферы исследований появилась в середине ХХ века и в настоящее время относится к числу приоритетных направлений политической науки. Современная политическая наука рассматривает общественную сферу как сферу интересов общества в целом. Общественная политика выступает как ключевая фаза современного политического про­цесса.

Общественная политика это особый род активности государства, общественных и частных организаций, которая нацелена на удовле­творение потребностей общества.

Современная общественная политика является важнейшим показателем уровня демократичности политической системы, она невозможна вне демократии.

Общественная политика – это особая область государственного управления, роль которого в современных общественных процессах все время возрастает.

Публичная политика выступает как неотъемлемая часть современного политического процесса. Она включает в себя регулирование важнейших для общества областей: налоговой системы, здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости.

Иногда публичную политику определяют очень просто: публичная политика – «это все то важное, что делает правительство», или публичная политика — это политика, проводи­мая в интересах «публики».

Один из известных исследователей в области публичной политики, американский политолог Лейн так определяет публичную политику: «Публичная политика – это деятельность всех агентов, вовлеченных в производство и исполнение решений относительно распределения общественных ресурсов и производства общественных благ».

Органы законодательной власти и формирование общественной политики в Республике Беларусь.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент - Национальное собрание Республики Беларусь.

Нижняя палата - Палата представителей, верхняя - Совет Республики.

Срок полномочий составляет 4 года.

В составе Палаты представителей 110 депутатов, которые избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан.

Совет Республики - палата территориального представительства. В него от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов базового уровня соответствующих административно-территориальных единиц избираются по 8 членов - всего 56 представителей. Столько же членов Совета Республики назначает Президент страны.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Органы исполнительной и судебной власти и формирование общественной политике в Республики Беларусь.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство - Совет Министров, который является центральным органом государственного управления.

Во главе Правительства стоит Премьер-министр.
В своей деятельности правительство подотчетно Президенту страны и ответственно перед парламентом. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
Судебная власть

Судебная власть в республике принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Она состоит из Конституционного Суда и системы судов общей юрисдикции.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам.

Общественные организации , группы интересов и общественная политика.

Теория политической элиты

Для политологии характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства — элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения.

В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

Идеи о неизбежности такого деления общества высказывались еще в глубокой древности. В связи с этим можно назвать Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время не было сделано никакого серьезного социологического обоснования.

Первые научно разработанные концепции элит были предложены в конце ХIХ — начале ХХ вв. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом. В их исследованиях охарактеризованы основные качества элиты, критерии и формы отбора, взаимоотношения внутри элиты и отношения элиты с массами, роль элиты в обществе. Они подчеркивали элитарность любого общества, его неизбежное деление на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Власть принадлежит элите потому, что она отличается особыми качествами.

В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности.

В обобщенном виде политическая элита — это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Составной частью политической элиты является правящая элита. Ее обычно подразделяют на: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; низшую, административную, представленную служащими-управленцами.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на состав элиты.

В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп.

10.Политические лидеры как субъекты общественной политики.

Политическое лидерство появляется в обществе с рыночной экономикой и основано: 1) на добровольном признании власти того или иного политического деятеля, что возможно только в условиях относительной политической свободы и конкуренции за власть; 2) на ограничении власти лидера: а) необходимостью удержания и закрепления своего авторитета в глазах граждан; б) законом; в) демократическими механизмами; 3) на том, что деятельность лидера является открытой, доступной для критики, ответственной и подконтрольной гражданскому обществу, которое требует от лидера экономической рациональности в использовании национальных ресурсов, роста доходов и уровня реализации прав человека.

Общественная политика: понятие, характер, отличительные особенности, субъекты. - student2.ru

Лидер – это субъект, выражающий интересы какой-либо группы и ответственный за их реализацию посредством использования политической и государственной власти.  
   
Функции лидера:
  1. Интеграция своих сторонников в единую группу общества, снятие внутренних противоречий в группе сторонников;
  2. Разработка конкретной формы подачи политической цели общности и средств ее реализации;
  3. Убеждение, агитация, привлечение граждан к реализации политических целей;
  4. Контроль над функционированием институтов власти;
  5. Осуществление координации, взаимодействия политического и правового сознания граждан, институтов власти и средств массовой информации.

11.СМИ и их влияние на процесс принятия решений в сфере публичной политики.

Средства массовой информации– учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального ритмического и инструментария различным лицам.

Отличительные черты СМИ:

- публичность (неограниченный круг потребителей)

- наличие специальных технических приборов

- взаимодействие коммуникационных партнёров

- однонаправленность взаимодействий от коммуникатора к зрителю/читателю

- непостоянных характер аудитории

К СМИ относятся:

- пресса (радио, телевидение)

- различные массовые справочники

- кино- и звукозапись

- интернет

Функции СМИ:

- функция политической информации

- образовательная функция (проявляется в сообщении гражданам знаний в различных областях, есть даже целые образовательные каналы, газеты и т.д.)

- функция социализации (читаем газеты, слушаем радио, смотрим ТВ, и усваиваем определённые требования и нормы, образцы поведения)

- функция критики и контроля(правительство зачастую огрызается на критику в его сторону, СМИ могут диктовать различные стороны жизни. В демократическом обществе опирается, во-первых, на закон, и во-вторых, на общественное мнение. Эта критики связана с журналистскими расследованиями. Некоторые публикации становятся основой или поводом для расследования уголовных дел, по ряду политических материалов могут создаваться парламентские комиссии и приниматься соответствующие политические решения)

- функция артикуляции (выражения) политических интересов и интеграция политических субъектов

- мобилизационная функция (связана с предыдущей, выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям или сознательному бездействию, вовлечении в политику)

Реальная демократия невозможна без реальных СМИ, но реальная свобода СМИ не означает абстрактную зависимость. В любом случае, любое СМИ выражает чьи-то интересы. СМИ должны объективно отражать те процессы, которые происходят в обществе.

Роль СМИ в современном обществе огромна. Их деятельность направлена на политическое просвещение масс, на осознание ими своих интересов в сфере власти. Массовая пресса и телевидение (масс-медиа) первыми сигнализируют обществу о социальных и политических конфликтах, предупреждают людей о необходимости выработать соответствующие формы защиты от угроз, обращения за помощью к власти. Кроме этого, при помощи СМИ государство и другие политические субъекты моделируют свои отношения с общественностью, поддерживают свой авторитет, информируют население о целях и ценностях своей политики. СМИ являются важнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с народом. Они влияют на стиль и процедуры формирования государственных органов, отбор правящей элиты, проведение основных политических кампаний в государстве.

Вместе с ростом значения СМИ в современном мире для политической элиты и официальных институтов власти они стали и весьма привлекательным механизмом политического участия для рядовых граждан. СМИ являются ведущим инструментом в системе социального представительства интересов людей, поскольку обладают определенной открытостью, оперативностью в формулировании оценок и позиций, возможностью отображать желания и стремления самых разных слоев населения. Средства массовой информации существенно влияют на правила политической игры и часто ее модифицируют, формируя новые отношения между «верхами» и «низами». Таким образом, СМИ сегодня – это авторитетный политический институт, который способствует формированию сознания людей, побуждает их к политическим действиям, обеспечивает постоянное общение субъектов политики, а также власти и народа.

С политической точки зрения средства массовой информации условно можно разделить на правительственные, оппозиционные и независимые. Такая структура СМИ указывает на наличие разных задач, которые присутствуют на информационном рынке, а также на то, что общественное мнение сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными потоками информации, вырабатывает свои оценки и подходы в идейно конкурентной среде. Кроме выше обозначенных можно выделить также СМИ коммерческие (представляют частный сектор), гражданские (отражают интересы электората), профессиональные (представляют мнение различных групп общества), общественно-рыночные (выражают интересы потребителей), а также СМИ, представляющие общие интересы социума. Выделение такого рода средств массовой информации указывает на наличие ряда проблем, которые присущи различным государствам на информационно-политическом рынке.

Иногда средства массовой информации используются с целью политического манипулирования, т.е. скрытого управления политическим сознанием и поведением граждан для того, чтобы принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Политическое манипулирование представляет большую опасность для общества и его структурных компонентов. Способы манипулирования могут быть различны. Это и подтасовка фактов, и замалчивание неугодной информации, и распространение клеветы. Также используются и более тонкие приемы, к примеру, полуправда, когда освещаются малозначительные детали событий, но умалчивается основное их содержание; наклеивание ярлыков («националист», «фашист» и т.д.); лингвистическое, языковое манипулирование; применение «спирали умалчивания».

Общественный сектор охватывает ту часть национальной экономики, за которую ответственность несет правительство. Экономисты изучают деятельность общественного сектора потому, что решения правительства оказывают влияние на жизнь людей и организаций.

Наиболее ощутимое воздействие порождают решения, относящиеся к общественным расходам, налогам и различным правилам ведения бизнеса. От этих решений зависит благосостояние общества. Рассмотрим коротко вопросы, которыми занимается общественный сектор.

Прежде всего, ответим на вопрос: зачем нужен общественный сектор?

Рыночный механизм не может выполнить всех тех функций национальной экономики, которые призваны обеспечить эффективное и справедливое распределение ресурсов. Назовем основные функции, ради которых существует общественный сектор.

1. Поддерживать конкуренцию. Ценовая система ведет к эффективному распределению ресурсов только при условии, что существует конкуренция и на рынке ресурсов, и на рынке готовых товаров. Это значит, что надо создавать максимально благоприятные условия для открытия фирмами производств, для того чтобы у фирм была полная информация о ценах и возможностях прибыльной деятельности. Для того чтобы поддерживать конкуренцию и защититься от возможной власти монополий, правительство может устанавливать специальные правила ведения бизнеса, использовать такие средства, как налоги и субсидии.

2. Обеспечивать снабжение товарами, которое не осуществляется в нужных пропорциях частным сектором. Даже если работают рынки с совершенной конкуренцией, есть определенные виды товаров, поставка которых в удовлетворительных количествах не может гарантироваться частными фирмами. Например, если бы естественные монополии находились целиком в руках частного сектора, то нельзя было бы гарантировать снабжение населения водой, газом, электроэнергией.

3. Решать проблемы, порождаемые внешними факторами. Частный сектор не принимает по своей инициативе достаточных мер для борьбы с такими факторами, как шум или загрязнение. Он не в полной мере учитывает вредное воздействие своих производств на других членов общества или на будущие поколения.

4. Защищать права продавцов и покупателей. Частный сектор не занимается защитой прав продавцов и покупателей и не устанавливает соответствующих правил взаимодействия между ними.

5. Распределять доходы и богатство. Достижение максимально достижимого уровня благосостояния общества является задачей правительства. Для решения этой задачи оно может принимать решения по справедливому распределению доходов и богатства.

6. Способствовать достижению макроэкономических целей. Вмешательство правительства в рыночную экономику требуется и в тех случаях, когда функционирование рынка может привести к высокому уровню безработицы, к недопустимой инфляции, к нарушению платежного баланса страны.

Главная задача правительства заключается в достижении максимального уровня общественного благосостояния. Для решения этой задачи правительство должно оказывать влияние на размещение ресурсов в разных секторах экономики и на распределение ресурсов между людьми.

Виды этнической политики

1. Геноцид – государственная политика, направленная на полное физическое уничтожение расы, этнической группы.Например: действия нацистов в отношении всех, кого они считали «недочеловеками» (евреи и все славянские народы).

2. Дискриминация- любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной и культурной или любых других областях общественной жизни. Дискриминация признается существующей при наличии двух элементов: проведения различий по этнической принадлежности или этнического происхождения, цвета кожи — и ограничения в любой форме вследствие проведения этих различий возможности того или тех, в отношении кого эти различия проводятся, пользоваться на равных началах основными правами и свободами.

3. Ассимиляцияслияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Во многих странах в условиях национального и религиозного гнёта имела место насильственной Ассимиляция: так было в Австрийской империи, позже - в Австро-Венгрии, в царской России. Аналогичные процессы продолжаются и теперь в некоторых капиталистических странах (Испания, Греция). В ряде стран, где есть национальные меньшинства, происходит естественная А. В СССР и других социалистических странах, в условиях полного равноправия всех народов, некоторые малые народы, преодолев вековую экономическую и культурную обособленность, сливаются с более крупными этническими общностями.

4. Интеграционизм– напр. Франция. Любой гражданин автоматически является французом, теряя при этом свою этничность .

5. Поликультурализм- признание государством n -го числа этнических образований на своей территории. Но когда у этнических групп разный статус, это может привести к этническим конфликтам.

Национальная политика осуществляется на следующих уровнях:

· общегосударственный

· региональный

· местный

Также национальная политика – это концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, миграционной, демографической и др.политики.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

Любой конфликт в обществе является социальным. Универсальный источник конфликта – несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Этнический конфликт – частная форма конфликта.

В зависимости от особенностей противоречащих сторон выделяют 2 класса этнических конфликтов: «горизонтальные» – между этническими группами; «вертикальные» – между этнической группой и государством. Этнический конфликт – это динамично меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющаяся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

а) начавшейся этноизбирательной эмиграцией из региона, существенно изменяющей местный этнодемографический баланс в пользу «других», остающихся этнических групп;

б) создания политической организации, декларирующей необходимость изменения существующего положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов власти и/или политическую мобилизацию другой (других) местной этнической группы в защиту статус-кво, вполне удовлетворяющего последних;

в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.

Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы (групп), с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающуюся в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.

Этнические конфликты чаще всего различают по их приоритетным целями. Если их расположить по нарастающей сложности достижения компромисса или урегулирования, типология будет выглядеть следующим образом: 1) культурно-языковые конфликты, связанные со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры в условиях прогрессирующей аккультурации, которая неизбежно приводит к постепенному «размыванию» этнокультурной идентичности; 2) социально-экономические конфликты, в которых выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами («богатыми» и «бедными»), предоставления квот «коренному населению» во властных группах или элитных слоях, распоряжения природными ресурсами в интересах той этнической группы, на территории которой они находятся; 3) статусные конфликты, связанные с выдвижением требований по изменению (повышению) политического статуса и объема властных полномочий той или иной этнотерриториальной автономии, чаще всего возникающие в условиях организации государства на принципах национально-территориального федерализма; 4) территориальные конфликты между отдельными автономиями в пределах единого политического пространства федеративного государства или этнической группой, не имеющей (лишенной) собственного образования, с одной стороны, и автономией или государством в целом, с другой стороны. Такого рода конфликты, уже предполагают существенную «перекройку» внутри этнополитического пространства; 5) сецессионные конфликты, в которых выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним («материнским» или «родственным») государством. Решение подобного конфликта возможно исключительно посредством изменения территориальных контуров данного политического пространства.


26. Этническая структура населения и межэтническое взаимодействие в белорусском обществе. Этническая политика Беларуси.

РБ – полиэтническая (многонациональная) страна. В 2009 году была перепись населения.

Результаты переписи населения РБ в 2009 году:

- 83,7% – белорусы

- 8,3% – русские

- 3,1% – поляки

- 1,7% – украинцы

- 0,1% – евреи

В РБ проживают около 140 национальностей.

Основы национальной политики заложены в ряде статей конституции и содержит наиболее важные положения:

- отношения между национальными общностями регулируются на основе равенства всех этих общностей между законом

- государство берёт на себя ответственность за свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории РБ

- все национальные общности равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов

- каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность. Равно как никто не может быть принуждён к определению и указанию национальной принадлежности

- оскорбление национального достоинства преследуется по закону

Объединения еврейских организаций насчитывают 57, польских – 12, немецких – 9, русских и литовских – по 8, цыганских – 4, также зарегистрированы и другие организации.

Согласно закону РБ, предоставлено право создавать национальные школы обучения на родном языке. В настоящее время действует 2 школы с польским языком и две школы с литовским языком обучения. Кроме того, существует 65 школ выходного дня для представителей армян, грузин, евреев и других национальностей.

Этническая политика в рб.

Четкая и последовательная политика белорусского го­сударства в сфере национально-культурных отношений на­правлена на создание условий, необходимых для развития всех этносов республики как единого белорусского народа, а также на духовное и культурное обогащение белорусской диаспоры за рубежом.

Ситуация, связанная с положением национальных меньшинств в Беларуси, характеризуется стабильностью и практически отсутствием каких-либо столкновений и конфлик­тов на этнической, расовой, лингвистической и конфессио­нальной основе. Это объясняется проводимой государством националь­ной политикой, менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давни­ми и прочными связями между этническими группами, прожи­вающими на территории Беларуси. В соответствии с Кон­ституцией государство регулирует отношения между соци­альными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и инте­ресов. Национальная политика Беларуси основана на по­нимании белорусской нации прежде всего как граждан­ства, а не просто как этнической общности. Приоритет в деятельности соответствующих государственных органов Рес­публики Беларусь получают проекты, программы и мероприя­тия, носящие межкультурный характер, направленные на осу­ществление и развитие межнационального диалога. В Беларуси отсутствует межнациональная и межкон­фессиональная напряженность, которая могла бы привести к межэтническим и межрелигиозным конфликтам.

Белорусское общество сохранило интернациональ­ный характер, отвечающий тенденциям развития любого современного общества. Согласно Конституции Республики Беларусь, все граж­дане страны имеют равные права, в том числе и право на раз­витие национальных культур.

27. Понятие и содержание конфессиональной (религиозной) политики. Модели взаимодействия религии и государства.

Являясь частью социальной политики государства, религиозная политика строится на принципах свободы вероисповеданий, гарантированной в сфере общественной жизни, и обеспечения правовой системе, на светском характере государства, образования публично-правовых институтов и социально-политической жизни.

Статья 16 Конституции Республики Беларусь: «Религии и вероисповедания равны перед законом.

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.»

Формирующаяся сегодня новая белорусская государственность, изменения самого статуса религии, церквей и верующих в обществе создают качественно новую ситуацию, требующую научно-обоснованной стратегии и тактики в религиозном вопросе. Необходимость именно научно-сориентированной на перспективу религиозной политики Республики Беларусь, которая носила бы комплексный характер, т. е. рассматривала религию не изолировано, а в контексте всей жизнедеятельности государства и общества.

Религиозная политика является частью социальной политики белорусского государства. Ее существование закреплено конституционно и институционализировано в виде государственных и религиозных структур, выступающих в качестве субъектов управленческой деятельности.

В Республике Беларусь действует Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который является основным правовым источником национального законодательства в вопросе религии.

Статья 31 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».

В Беларуси действуют различные религиозные общины. Среди них — общины Белорусской Православной Церкви, Римско-католической Церкви, русских старообрядцев, Греко-католической Церкви, Союза Евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан веры Евангельской (Пятидесятников), Церкви адвентистов Седьмого Дня, Церкви христиан Полного Евангелия, Новоапостольской Церкви, иудейские, исламские, Свидетелей Иеговы.

Среди вновь появившихся конфессий и движений особое место занимают религии, известные в нашей стране как «нетрадиционные» или «неокультовые». Таковы Международное общество сознания Кришны, Богородичный центр, Церковь Объединения (Муна), Международная Сайентологическая Церковь, множество школ йоги, существуют также незначительные по численности движения сатанистов. Возникают неоязыческие объединения, реконструирующие славянское язычество.

Ныне нетрадиционные культы в Беларуси — едва ли не самая динамичная, быстрорастущая и многовариантная часть религиозного движения.

Настороженное отношение к нетрадиционной религиозности возникает среди верующих, являющихся последователями трех основных для Беларуси конфессий: православия, католицизма и ислама. В новых культах они склонны видеть угрозу устоявшимся формам духовности.

Появляются политические партии с религиозной ориентацией, их лидеры видят в той или иной религии свою опору, стремятся использовать приверженцев в своих целях. Консолидируясь с некоторыми религиозными организациями, они расширяют свою социальную базу, усиливают своевластные позиции.

Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные ценности с учетом развития идей традиционного христианства опорой на соборность нашего народа, сохранение и приумножение фундаментальных ценностей, духовной веры, семьи, коллективизма.

В большинстве стран отношение между государством и церковью регулируется законами, в которых чаще всего отражены следующие положения:

1. Право на свободу совести

Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

2. Право на свободу вероисповедания

Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.

1. Равноправие религий

Религии и вероисповедания равны перед законом.

Идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

ВЫВОД: Таким образом, можно отметить, что государство и церковь активно взаимодействуют друг с другом, так как государство юридически закрепляет положение церкви, а церковь в свою очередь помогает государству выполнять определённые функции, например идеологическую.

28. Особенности религиозной структуры населения Беларуси . Принципы, приоритеты, направления, механизмы реализации государственной политики Республики Беларусь.

За последние два десятилетия конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни белорусского общества.

Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране зарегистрировано 26 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3488. В соответствии со своими уставами действуют 173 религиозные организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). В республике зарегистрировано 3315 религиозных общин.

Общая численность действующих культовых зданий составляет 2618, строящихся – 245.

Количество священнослужителей – 3116, из них – 143 иностранных, преимущественно приглашаемых для занятия религиозной деятельностью религиозными организациями Римско-католической церкви в Республике Беларусь (113).

Белорусская православная церковь объединяет 1643 православных прихода, 15 епархий, 7 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств. Действуют 1535 православных храмов, еще 194 строятся.

Римско-католическая церковь в Республике Беларусь объединяет четыре епархии, которые насчитывают 491 общину. Действует 5 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей. Общины располагают 488 костелами, 36 строятся.

Протестантские религиозные организации представлены 1057 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14-ти религиозных направлений.

В Республике Беларусь зарегистрированы 33 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий.

В трех иудейских религиозных объединениях насчитывается 52 религиозные общины, 10 из них имеют автономный статус, располагают 9 культовыми зданиями. Верующие исповедуют три направления иудаизма: ортодоксальное, хесэд-любавич, прогрессивное.

Также в республике действуют 25 мусульманских религиозных общин, в том числе 24 суннитского направления и 1 шиитского. Действуют 7 культовых зданий, 1 мечеть строится в г.Минске.

В 2015 году зарегистрирована буддистская община в г.Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.

Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской православной церковью.

Во взаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и

Наши рекомендации