Понятие, отличительные черты и особенности правовых норм

Для понимания права и правового регулирования необходимо, прежде всего уяснить, что собой представляет НОРМА ПРАВА в современных условиях российского государства и общества.

Норма права - это исходный, главный элемент содержания права. Поэтому в ней выражены прежде всего основные черты содержания самого права в целом.

Юридическая норма (норма права) - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения.

Следовательно, норма права есть правило, которое определяет, как можно поступать при тех или иных обстоятельствах, например,:

- при переходе проезжей части улицы, при поступлении на работу и выполнении трудовых обязанностей, при заключении и выполнении договора, при осуществлении органами государства полномочий и т. д.

На рубеже XX-XXI веков в отечественной и зарубежной юридической литературе выработано немало представлений о норме права и ее определений.

Муромцев Сергей Андреевич при определении нормы права делал основной акцент на установлении ими (нормами) «должных пределов» и «способов юридической защиты отношений», а также на регулятивной («направляю-щей») функции юридических норм и их роли в установлении и поддержании правопорядка.

Другой весьма известный русский государствовед Коркунов Николай Михайлович развивал идеи о том, что юридические нормы — прежде всего «суть правила должного» и в этом смысле они суть веления.

Будучи правилами ДОЛЖНОГО, пояснял он, НОРМЫ «не могут дозволять, определять, описывать». Они всегда ПОВЕЛЕВАЮТ, всегда УКАЗЫВАЮТ, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся интересов.

В современной юридической литературе НОРМА ПРАВА тоже определяется как ПРАВИЛО или МЕРА ДОЛЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Но вместе с тем выделяются и другие ее ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ И ЧЕРТЫ, к которым следует отнести:

Остановимся на характеристике основных признаках нормы права.

Среди важнейших признаков норм права, которые считаются общепризнанными, следует особо указать НА:

1. Всеобщий характер правовых норм.

Норма права:

- не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство;

- выступает в качестве своеобразной меры, равного масштаба, применяемого при оценке поведения разных людей;

- ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненных ситуаций, при которых возникает необходимость или потребность ее применения;

- является критерием определения правильности или не-правильности, точнее, правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений.

2. содержание и выражение в норме права ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОЛИ.

В отечественной юридической литературе разных лет — в дореволюционных и послереволюционных источниках — на место государственной воли нередко ставилась ВОЛЯ

-монарха, господствующего слоя, элиты,

- наконец, господствующего класса.

Исходя из этого, норма права зачастую определялась в виде правила поведения, которое государство «как организация классового господства признает необходимым для охраны интересов господствующего класса» и соблюдение которого оно обеспечивает всей мощью своей принудительной власти.

Между представлением о норме права как выразителе воли господствующего слоя, группы или класса, с одной стороны, и как носителе государственной воли – с другой, нет никакого противоречия.

Дело в том, что ВОЛЯ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО слоя, группы, класса для того, чтобы воплотиться в нормах права, стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через государственный и нормотворческий механизм с неизбежностью трансформироваться в государственную волю.

Разумеется, что воля господствующего слоя, группы или класса для того, чтобы воплотиться в нормах права, в любом государстве носит не абстрактный, а вполне КОНКРЕТНЫЙ характер, соответствующий интересам тех классов, социальных групп и слоев, которые находятся у власти.

Коркунов Николай Михайлович высказывал, в противоположность сложившемуся мнению о волевом характере права, идею о том, что не все нормы права выражают государственную или любую иную — групповую или классовую — волю.

Поясняя свою мысль, автор продолжал, что все ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА «суть не чьих-либо велений», а необходимые логические выводы из законов соответствующих явлений.

Точно так же и НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ, которые нисколько не составляют части божественного откровения, не устанавливаются волей, а вытекают из нравственного чувства.

То же самое применимо И К ЮРИДИЧЕСКИМ НОРМАМ. Насколько они слагаются в форму юридических обычаев, настолько они не представляются актами «повелевающей воли».

Идеи Н. М. Коркунова далеко не бесспорны.

Технические нормы, нравственные нормы, не являются правовыми, поэтому они, естественно, не могут выражать государственную волю.

Что же касается юридических (правовых) обычаев, то они становятся таковыми не сами по себе, а в результате санкционирующей деятельности государства.

Санкционирование обычаев, так же как и издание правовых норм, с неизбежностью влечет за собой наполнение их содержания государственной, «повелевающей волей».

Наши рекомендации