Место социологии в системе современного обществознания

Уяснение специфики социологии как самостоятельной науки связано с выявлением ее соотношения с другими общественными науками. Сле­дует иметь в виду, что социология является одной из наук, изучающих поведение людей в обществе и функционирование социальных структур наряду с другими, также имеющими сходный объект исследования.

Ближе всех к социологии находится антропология. Она использует ме­тоды исследования (например, наблюдение), характерные для социологии. Однако существуют различия в предмете. Несмотря на то что и со­циология и антропология анализируют общество, это - исторически раз­личные типы обществ. Так, антропология занимается, в частности, изу­чением локальных, простых, доиндустиальных культур и обществ (при­митивных народов, племен, сообществ древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Антропология не изучает сложные общества с развитыми ин­дустриальными культурами и институционализированными взаимоотно­шениями. Предметом ее анализа являются церемонии, ритуалы, мифы, традиции забытых и малочисленных народов, племен, общин.

Отчасти предмет социологии совпадает и с предметом социальной психологии. Психология исследует индивидуальное поведение, процессы овладения людьми навыков речи и чтения, формирование их отношения к окружающему миру, влияние социальных групп, становление отличительных черт характера личности. Социология также изучает общение людей в по­вседневной жизни, однако, оно ограничено отдельной позицией, которую занимают индивиды в соответствии со своим социальным статусом.

Тесно связана социология и с социальной философией. Обе науки сближает стремление к системному, целостному анализу общества, одна­ко каждая из них осуществляет это с помощью своих методов, категорий, законов. Социальная философия является философской наукой. Она рас­сматривает общество предельно широко - как специфическую часть всего мироздания, а потому и описывает его с помощью наиболее общих понятий, Категорий, законов. Социальная философия анализирует развитие общества. Под углом зрения специфического проявления в этом процессе общефило­софских законов, то есть законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Среди них можно выделить закон о со­отношении общественного бытия и общественного сознания, законы развития общества через разрешение социальных противоречий и т. д. Тем самым социальная философия выступает в качестве методологичес­кой основы социологии.

Социология же дает более конкретный анализ общества с точки зре­ния того, как эти социальные законы проявляются в деятельности струк­турных единиц общества (например, классов, слоев, ассоциаций, групп, отдельных личностей), каким образом изменяются социальные структу­ры, какие процессы в них происходят.

Структурные единицы общества (классы, партии, слои, группы и т. д.) представляют собой субъекты политики, что обусловливает взаимосвязь социологии с политической наукой - политологией. Политология изучает то, каким образом люди приходят к власти, как ее используют, каким образом она распределяется в обществе. Кроме того, она рассматривает Вопросы, связанные с управлением и функционированием государства, образованием правительств, деятельностью партий, поведением избира­телей. Социология также рассматривает феномен власти и его субъекты, Однако, с позиций анализа социальных статусов классов, групп, личнос­тей, наличия у них ресурсов.

Более заметны различия социологии с экономической наукой.Эконо­мика изучает процессы производства, распределения, потребления и об­мена материальных благ. Главное внимание экономисты уделяют моде­лям экономического развития, процессам общественного воспроизводст­ва, анализу макроэкономических показателей, безработицы, инфляции, динамики цен, международной торговли. Конечно, социология не может игнорировать выводы экономической науки, обусловленность социаль­ных процессов уровнем материального производства. Однако социология рассматривает не одну сферу, как, например, экономика, а общество как целое, в единстве и взаимосвязи всех его сфер.

Методы и функции социологии

Каким образом можно получить достоверную информацию о на­строениях избирателей накануне выборов и тем самым попытаться пред­сказать итоги (или повлиять на них)? Для ответа на эти вопросы ученый-социолог использует систему познавательных средств и приемов, кото- j рые составляют содержание социологического метода. Его особенности обусловлены спецификой предмета социологии как науки и формой со­циологического знания.

Одна из особенностей социологии как науки состоит в том, что это точная наука, опирающаяся на эмпирические факты. В связи с этим социолог может анализировать половозрастную структуру избирателей, I уровень их образования, систему ценностей. Однако при этом существует опасность, что, начиная с изучения официальной статистики, опросов или интервьюирования (например, избирателей накануне выборов), будет установлена ошибочная причинно-следственная связь между эмпириче­скими фактами.

Поэтому социологическое исследование хотя и опирается на эмпири­ческие факты, но начинается с предположения, то есть гипотезы, об ис­тинной связи настроений избирателей и фактов (возраст, образование, уровень жизни и т. д.), которые эти настроения обусловливают. Лишь после выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели, объясняющей поведение избирателей, можно переходить к отбору инст­рументов познания: наблюдения, опроса, анкеты, анализа официальной статистики и т. д.

Наконец, обобщение полученных данных позволяет построить науч­ную теорию, то есть систему знаний и принципов, которая либо подтвер­дит, либо опровергнет выдвинутую ранее гипотезу.

Таким образом, социологическое знание включает в себя три элемен­та: 1) социологические факты; 2) гипотезы; 3) теории.

По мнению известного американского социолога Нейла Смелзела, "социологическими методами называются правила и способы, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и тео­риями". Поэтому целесообразнее использовать понятие метода социоло­гии в собирательном смысле, поскольку в него включают: опрос, наблю­дение, эксперимент, анализ документов (контент-анализ), интервью и Т. д. Рассмотрим некоторые из них.

Социологический опрос

Первичные данные о социальном явлении или процессе и объяснении их можно получить с помощью опроса, представляющего собой метод систематического сбора данных о поведении и установках людей с помощью специально сформулированных вопросов, которые адресованы отобранной по научной методике группе респондентов (опрашиваемых), выражающих свое мнение по различным вопросам.

Допустим, вам необходимо выявить причины разводов. Тема доста­точно деликатная, что требует корректности в постановке вопросов, пра­вильного их расположения и, естественно анонимности.

Первое, с чего начинает социолог: он определяет группу людей, кото­рую будет изучать. При этом социолога интересует не мнение по вопросу о причинах развода одной супружеской пары, поскольку оно будет субъективным, индивидуальным, а суждения тысяч людей. Тогда они станут отражением общественного мнения на данную тему. Эта группа будет называться генеральной совокупностью, которую составят все члены об­щества, обладающие заданным социальным признаком. К таким призна­кам могут относиться: возраст (например, до 25 лет), уровень образова­нии супругов, их материальное положение и т. д.

Однако эти группы могут быть слишком многочисленными, и тогда по практическим соображениям делают выборку, то есть определяют дос­таточное число опрашиваемых, позволяющее составить достоверные представления о всей генеральной совокупности. Обычно в развитых странах опрашивают 1,5-2 тыс. чел., что позволяет получить объектив­ную информацию о всем населении.

Второе. После определения выборки следует сформулировать вопросы, которые будут предложены респондентам.

Третье. Проведение опроса и обработка полученных результатов. Для этого используются математические методы, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и усреднять разнообразные мнения, классифицировать наиболее типичные модели поведения и получать тем самым достоверную, объективную информацию.

Четвертое. Результаты выборочных обследований в соответствии с законодательством регистрируются и передаются на хранение в официальные органы власти.

В зависимости от количества респондентов опрос может быть сплошным или выборочным.

Примером сплошного опроса является перепись населения, которая обычно проводится раз в 10 лет и охватывает всех граждан.

Выборочное обследование включает в число опрашиваемых лишь тех, кто соответствует признакам генеральной совокупности. Например, если в качестве плановой выборки рассматривать женщин, подвергшихся сексу­альным домогательствам на работе, то социологу должно быть известно рас­пределение их по возрасту, профессиям, доходам, образованию и чтобы ка­ждая из респонденток имела одинаковую вероятность попадания в выборку. Поэтому наиболее объективным способом формирования и отбора типич­ных представителей генеральной совокупности является случайный метод (например, по телефонной книге - каждый десятый абонент).

Анкетирование

В современных условиях анкетирование - наиболее распространенный метод социологического исследования. Анкета представляет собой распо­ложенные в соответствии с целью обследования вопросы, обращенные к рес­пондентам и содержащие готовые варианты ответов, на которые необхо­димо ответить согласно прилагаемой инструкции. Анкеты могут быть за­крытыми, если опрашиваемому предлагают исчерпывающий перечень ответов, а также открытыми, когда респонденту после некоторых вари­антов ответов предлагают сформулировать собственные вариант.

Наблюдение

Известным недостатком анкетирования по поводу того или иного со­бытия является процесс воспоминания о том, что ощущал респондент в тот момент. Если опрос проводится спустя некоторое время после собы­тия, то, естественно, суждения и мнения будут отличаться от тех, если бы опрос проводился по "горячим следам".

Наблюдение как процесс непосредственного изучения поведения лю­дей, которое интересует исследователя, позволяет получить более досто­верную и объективную информацию.

Так, если вы хотите изучить поведение наркоманов-подростков, их привычки, формы обучения, реакции, то можно осуществлять скрытое (невключенное) наблюдение. В этом случае вы наблюдаете за местами их постоянных сборищ "со стороны". В противоположность этому включенное (полевое) наблюдение предполагает непосредственное изучение объ­екта исследования - "изнутри", когда вы вступаете в эту группу, следуете ее правилам и формам жизни.

Эксперимент

Данный метод перенесен в социологию из естественных наук и пси­хологии, где он широко распространен. В социологии эксперимент при­меняется для анализа поведения малых групп (численность до 15 чел.) либо выявления мотивации лидерства.

Например, для определения причин неуспеваемости по сложной тео­ретической дисциплине создаются две студенческие группы: эксперимен­тальная и контрольная. В экспериментальной группе эта дисциплина читается с использованием новых образовательных технологий, стимули­рующих познавательный интерес. В контрольной группе процесс преподавания не меняется, поэтому она выступает эталоном для сравнения. Результаты экзаменов в обеих группах позволяют оценить эффективность процесса преподавания и систему стимулов, которая была использована. Достоинством эксперимента является возможность контролировать ситуацию, вносить своевременные коррективы.

Функции социологии

Роль и значение науки обусловлены ее способностью дать ответы на актуальные вопросы, поставленные жизнью. Так, появление социологии в Европе в XIX в. было обусловлено необходимостью осмыслить переме­ны, вызванные в обществе промышленной революцией, развитием полити­ческой демократии. Более прагматический характер социология как нау­ка имела вСША, где она была призвана сформулировать способы борь­бы с нищетой, преступностью, отчуждением людей от общества. Так или иначе, социология, по мнению Э. Дюркгейма, не стоила бы и часа труда, если бы не позволяла улучшить общество.

Значение социологии в жизни общества или отдельно взятого инди­вида проявляется в ее функциях. Среди них можно выделить следующие.

Для преобразования общества первоначально следует выявить законы его развития, познать их. Следовательно, социология выполняет теоре­тико-познавательную функцию. Она формирует научное представление об обществе, его закономерностях, механизмах развития и функционирова­ния. Социология осуществляет данную функцию как путем накопления эмпирических фактов о различных сторонах жизни общества, так и пу­тем их обобщения и формулирования научных теорий.

Однако социология как никакая другая из общественных наук обладает большим прагматическим эффектом. Познавая социальную реальность, социология вырабатывает конкретные рекомендации по совершенствова­нию общественных отношений, повышению управляемости социального развития. В этом находит свое воплощение практически-политическая функция социологии. Ее важным аспектом является выявление причин негативных социальных явлений (преступности, нищеты, безработицы, наркомании и т. д.) и разработка эффективных способов решения дан­ных проблем.

Не менее актуальна и гуманистическая функция социологии, состоя­щая в утверждении ценностей гуманизма, прав человека, всестороннего развития личности, ее свободы и др.

Велико значение прогностической функции социологии, выражающейся в ее способности на основе эмпирического материала и теоретических обоб­щений предвидеть возможные варианты развития социальных процессов, вырабатывать практические меры по предотвращению негативных явлений.

Нельзя обойти молчанием и такую функцию социологии, как идеалис­тическая. Обобщения и выводы социологической науки, основанные на эмпирических данных, по своему содержанию являются нейтральными относительно интересов тех или иных групп. Однако результаты социо­логических исследований могут быть использованы и используются раз­личными классами, партиями в собственных интересах. С помощью ре­зультатов социологических исследований, проведенных "по заказу" тех или иных политических сил, можно манипулировать общественным мнением, целенаправленно формировать нужное этим силам отношение общества к происходящим процессам.

В современной России, где активно идут процессы формирования ин­ститутов рыночной экономики и политической демократии, значение социологии трудно переоценить. Понимание тенденций, возможных по­следствий перестройки общественных отношений при переходе к граж­данскому обществу, смене системы ценностей и возникающим в связи с этим кризисом идентичности во многом позволяет смягчать неизбежные при этом негативные процессы, предупреждать социальные конфликты.

К сожалению, российская социологическая наука не смогла опере­жающим образом реагировать на возникающие социальные проблемы и давать эффективные рекомендации политикам. Хотя существует и обо­ротная сторона: правящая политическая элита очень избирательна в от­ношении выводов социологической науки.

Лекция №2

Наши рекомендации