Этапы становления и развития социологии

Социология как наука, изучающая строение, развитие и функциони­рование человеческого общества, появилась скромно, без громких декла­раций в XIX в. в Европе. Первоначально различные формы общества описывали философы. Если древнегреческий мыслитель Платон (427 -347 гг. до н. э.) рассматривал общество с помощью абстрактного и дедук­тивного методов, то его ученик Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) для анализа общественных явлений использовал эмпирические наблюдения. Позже французы Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) и Анри де Сен-Симон (1760 - 1825) и шотландец Адам Фергюссон (1723 - 1816) применяли для этого политические и экономические термины.

Однако родоначальником социологии, как мы уже отмечали выше, считается французский ученый ОгюстКонт, определивший предмет и метод социологии. Он считал, что социальные явления, поведение людей подчиняются действию определенных законов. О. Конт сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества,в основе которого лежит "прогресс духа", прогресс человеческого разума:

- первая стадия - теологическая, дающая сверхъестественное объясне­ние природным явлениям; длилась с древнейших времен до 1300 г.;

- вторая стадия - метафизическая (1300 - 1800 гг.), для которой харак­терно разрушение старых верований и порядков;

- третья стадия - научная или позитивная, характеризуемая распростра­нением наук, ростом их общественного значения, повсеместным раз­витием ремесел и промышленности.

В социологии О. Конт выделил два основополагающих раздела:

- "статику", то есть изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество;

- и "динамику" - анализ общества через выявление социальных измене­ний и прогресса.

Относительно времени и авторства открытия социологии не сущест­вует единства мнений. И вопреки общепринятой точке зрения о том, что социология возникла в середине XIX в. и ее основателем был О. Конт, французский ученый Р. Арон считает, что открытие социологии как на­учной дисциплины следует вести с XVIII в. и ее родоначальником явля­ется Ш. Монтескье, поскольку тот "не предшественник социологии, а один из основоположников социологической доктрины".

Справедливости ради заметим, что процесс становления социологичес­кой науки был растянут во времени и введение термина "социология", столь удачно примененное О. Контом, прямо свидетельствует о ее фак­тическом открытии. Однако О. Конт настаивал на необходимости изуче­ния отдельных социальных фактов, их сопоставления. Он отрицал значе­ние и роль общей теории в их объяснении.

Оформление социологии в самостоятельную науку произошло благодаря работам К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера, которые сформулировали теоретические основы изучения социальных явлений, опираясь на идеи предшественников социологической мысли.

Следовательно, процесс превращения социологии в самостоятельную науку можно условно разделить на три периода: 1) предысторию социоло­гии, когда представления о человеке и обществе развивались в рамках социальной философии отличительной чертой этих воззрений является рассмотрение общества как неотъемлемой части природы, что и обуслов­ливало несамостоятельность социальной мысли; 2) этап возникновения социологии как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и научный метод; 3) классический период - этап признания социологии как самостоя­тельной науки, когда были разработаны основные научные концепции, позволяющие объяснить природу социальных явлений.

Предыстория социологии

Задолго до возникновения социологии ученые и мыслители древности стремились познать как тайные механизмы, управляющие поведением человека среди других людей, так и причины, объединяющие их в общес­тво. Среди первых мыслителей, попытавшихся выявить законы общест­венного развития, следует отметить "столпов социологической мудрости" -Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ш. Монтескье.

Социальная мысль античности.Она представлена главным образом ра­ботами греческих и римских мыслителей, хотя идеи, догадки, объясняю­щие различные стороны общественной жизни в форме поучений и на­ставлений, существовали и в странах Древнего Востока. Однако на Вос­токе социальная мысль в силу неразвитости материального производства была фрагментарна, излишне прагматична, она не приобрела форму тео­ретического знания. Напротив, в Древней Греции размышления об об­ществе носят системный, концептуальный характер, просматривается стремление сформулировать законы общественного развития.

Социальные воззрения Платона.Одним из первых, кто пытался сфор­мулировать закономерности развития отдельных социальных институтов, таких, как государство, семья, право, выявить место человека в обществе был Платон.Его работу "Государство" в известной мере можно считать, первым трактатом по "общей социологии". В ней представлены законы строения общества (то есть теория социальной стратификации), его развития и функционирования.

Для понимания "социологических" воззрений Платона следует иметь в виду, во-первых, что он не различал понятий "государство" и "общест­во", считая их тождественными; и во-вторых, он дает философское объ­яснение природы государства, семьи, права, то есть не исходит в их по­нимании из анализа эмпирических фактов, а выявляет ее путем конст­руирования "идеального государства".

Будучи объективным идеалистом, Платон использует логико-понятийный подход при рассмотрении государства. В соответствии с ним государство понималось как отражение вечных идей (эйдосов) - идей справедливости, всеобщего блага. В идеальном государстве, по Платону, справедливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено занятие, наиболее соответствующее его природе. На основе данного кри­терия он формулирует свою теорию социальной стратификации, согласно которой определенные социальные различия между людьми носят харак­тер иерархического ранжирования.

В соответствии с тремя началами человеческой души - разумным, ярос­тным и вожделяющим - он делит население на три сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-земледельцев. Каждое сосло­вие действует в соответствии со своей сущностью: философы-правители управляют государством; воины охраняют государство от беспорядков и агрессии; ремесленники и земледельцы обеспечивают первые два сосло­вия предметами первой необходимости.

Развитие и функционирование идеального государства обусловлено наличием четырех добродетелей, которые должны быть присущи его граж­данам: мудрость (ее носителями выступают философы-правители); муже­ство (ее олицетворяют воины-стражи): рассудительность и справедли­вость, свойственные всем гражданам.

Государство призвано создавать условия для добродетельной жизни максимального, числа граждан. С этой целью оно регулирует все сферы жизни граждан вплоть до заключения брака, рождения детей, устанавливает особую систему воспитания будущих правителей и стражей. В идеальном государстве отсутствует частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие, по Платону, противопоставляет частный и общест­венный интересы, развращает нравы людей, приводит к конфликтам.

Социальные воззрения Аристотеля Ученик Платона - Аристотель во многом отличался от своего учителя во взглядах на общество. Во-первых, вместо абстрактно-дедуктивного метода Платона Аристотель для анализа общества использовал эмпирико-сравнительный. Свои представления об обществе, государстве он основывал на эмпирическом наблюдении ре­ально существующих городов-полисов (их было 158), которые описал в своей работе "Политика".

Принципиально важным для будущей социологической науки являет­ся его тезис о человеке как существе общественном - он называет его "по­литическим животным", то есть существом, инстинктивно стремящимся к совместному проживанию.

Государство, согласно Аристотелю, является самой совершенной формой человеческого общения, которая ограничивает проявления жи­вотных инстинктов людей. Оно создается для лучшей жизни граждан, постижения всеобщего счастья, воплощения справедливости и права. Поэтому государство первично по отношению к индивиду и к семье, из объединения которых оно складывается.

Совершенно иной подход у Аристотеля и к социальной структуре. Первичной "клеточкой" государства (и общества, поскольку Аристотель не различал эти понятия) является гражданин - безликая частица поли­тической общности. К гражданам он относил свободных людей, которые занимаются управлением, военными и судебными делами. Им он противопоставлял рабов, удел которых - физический труд. Именно Аристотель одним из первых выявил обусловленность форм государства социальными различиями между людьми, общественным разделением труда.

Понимая непримиримость интересов имущих (управляющих) - и бед­няков (управляемых), Аристотель стремится к преодолению недостатков "крайних" форм политического устройства (например, монархии и демократии) и поиску срединной, умеренной формы государства, которая отличалась бы стабильностью. Эту форму режима он называет политией, в основе которой лежат добродетель аристократии, богатство олигархии свобода демократии. Социальной базой политии является средний класс. который объединяет интересы зажиточных и неимущих, предохраняет общество от столкновения крайних полюсов социальной структуры -бедных и богатых. Следовательно, наилучшим является государство, большинство граждан которого составляют средний класс, стремящийся к добродетельной жизни, то есть совершенной деятельности.

Наши рекомендации