Политическая власть и её виды.
Политическая власть – это организованная воля одной группы людей по отношению к другой, на основе которой осуществляется подчинение во имя достижения определенных целей. Отличительные признаки политической власти:
ü легальность использования силы в пределах государства;
ü верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
ü публичность, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
ü моноцентричность, наличие в лице государства единого центра принятия решений;
ü многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Виды политической власти:
1) Государственная власть – это социально-организованная власть, располагающая правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения. Это воля всего сообщества, направленная на достижение общих целей и поддержания стабильности общества. Функционирование государственной власти обеспечивается специальными учреждениями или органами государственной власти (парламент, правительство, суд и т.д.).
2) Общественная власть – власть различных общественных организаций, решения которых обязательны только для ее членов. Общественную власть осуществляют политические партии, церковь, профсоюзы. Власть общественного мнения обладает свойством локальности.
Понятие общественных организации и их разновидности.
Общественная организация – добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное и коллективное членство. Для общественной организации характерно наличие устава, управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие ее членов в создании имущественной основы (членские или целевые взносы).
К общественным организациям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (писателей, художников, композиторов и т.д.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и т.д.).
Основанием для создания могут быть экономические, религиозные, социальные, культурные и другие потребности. В них происходит согласование множества честных требований граждан и социальных групп, оформления первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций.
Соотношение понятий политического и государственно-правового режима.
Соотношение понятий политического и государственно-правового режимов заключается в том, что под политическим режимом понимается в целом система воспроизводства определенных политических порядков, т.е. понимается система взаимодействия государства и различного рода политически и общественных организаций, которые являются равноправными. Государственно-правовой режим – совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Государство выступает как публичная власть, обладающая признаками – суверенитетом, территориальной организацией населения, наличием специального аппарата управления, правом взимать налоги во взрослого населения. Государство втянуто в политическую борьбу. Возникает большое желание овладеть властью.
Типология и ресурсы власти.
Особенности различных элементов власти: субъекта, объекта, ресурсов и процесса — могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами:
2) Экономическая власть -контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль - не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, а это контроль над средствами достижения всех наших целей». В своем воздействии на политику экономическая власть обладает следующими свойствами: связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями людей; универсальность мотивационного воздействия (широчайшие возможности денег); постоянство воздействия; незаметность и широкие способности проникновения (носитель экономической власти - деньги).
3) Социальная власть - распределение положения в социальной структуре — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью. С помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, обретая тем самым их лояльность и поддержку.
4) Культурно-информационная (духовно-информационная) власть - власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, она включает моральную, религиозную и некоторые другие виды властей, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационнаявласть. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированиюсознанием и поведением людей вопреки их интересам и воле, основанному на специальных методах обмана.
5) Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства - важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом - главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки и т.д.
6) Политическая власть находится в особом отношении ко всем другим властям в обществе, поскольку она обычно включает в большей или меньшей степени все другие отмеченные разновидности властей. Отличительные признаки политической власти:
ü легальность использования силы в пределах государства;
ü верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
ü публичность, т.е. политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
ü моноцентричность, наличие в лице государства единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны (здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов);
ü многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Типология власти не сводится к рассмотренным выше видам властей. В зависимости от того что выбирается основой для классификации можно привести довольно много различных классификаций. В зависимости от субъектов власть бывает: автократическая (самодержавие); олигархическая (группократия); самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются: мегауровень (международные организации); макроуровень (центральные органы государства); мезоуровень (подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)); микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).
Ресурсы власти - средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти – это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (СМИ), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Существует несколько классификаций ресурсов.
Ресурсы делятся: утилитарные ресурсы (материальные и другие социальные блага); принудительные(меры уголовного и административного воздействия); нормативные (средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека). Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Деление ресурсов в соответствии со сферами деятельности: экономические (материальные ценности), социальные (способность повышения/понижения социального статуса, места в социальной иерархии), политико-силовые (оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди) и культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения - институты науки и образования, СМИ).
Демографический ресурс - специфический ресурс власти - человек, который создает другие ресурсы. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс.