Поликратическая форма государства
Элементы форм государства
· Форма правления — система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением (старейший элемент: учёными он стал выделяться ещё в Древней Греции);
· Форма государственного устройства — система территориальной организации государства (активно изучается начиная с XVII—XVIII вв.);
· Государственный (политический) режим — методы осуществления государственной власти (наукой стал выделяться только в начале XX в.).
Типология форм государства
Монократическая форма государства
В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия. Государственная власть сосредоточена в руках либо одного лица (теократический монарх в султанате Оман), либо одного государственного органа (Высший совет эмиров семи частей федерации ОАЭ) или системы определённого рода государственных органов (нацистский режим в Германии и фашистский режим Италии, режим Иди Амина в Уганде до 1979 г.). Для такой государственной власти характерна закрытая тоталитарная система, власть закрыта для давления на неё со стороны заинтересованных групп, тем более, что подобные попытки могут встретить суровую расправу. В государстве существует идеологический монизм, однопартийность или принят принцип несменяемости одной руководящей партии[3].
Монократическая форма государства может иметь следующие разновидности:
· Теократическая монократия, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ);
· Экстремистская (фашистская) монократия (в прошлом фашистская Германия и Италия, диктатура Франко в Испании, режим красных кхмеров в Камбодже);
· Милитаристская монократия, когда государственная власть принадлежит военному совету, а фактически — его руководителю (Ирак при Саддаме Хусейне, в настоящее время (Мьянма, Фиджи);
· Монократия тоталитарного социализма (СССР до 1953 г., КНДР).
Поликратическая форма государства
Характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (глава государства, правительство, парламент, суды, органы конституционного контроля), определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан.[3].
Поликратическая форма государства может иметь следующие разновидности:
· Традиционная поликратия, которая окончательно сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны (Франция, США, Япония, Австралия, Норвегия);
· Постсоциалистическая поликратия, сложившаяся после распада социалистического блока (Венгрия, Польша, Чехия, Болгария).
Сегментарная форма государства[править | править вики-текст]
Промежуточная форма, она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице — президенте (Египет, Индонезия, Венесуэла) или монархе (Иордания, Марокко). Сегментарная форма государства может иметь следующие разновидности:
· Сравнительно либеральная форма (Венесуэла, Парагвай, Иордания);
· Более авторитарная форма (Нигерия, Сенегал, Марокко).
1. Укажите специфические юридические факты, из которых возникают семейные правоотношения:
а) брак и родство;
б) брак и договор;
в) только брак;
г) брак и брачное завещание.
2. В круг членов семьи не входят:
а) родные братья и сестры;
б) двоюродные братья и сестры;
в) сводные братья и сестры;
г) неполнородные братья и сестры, проживающие с одним из родителей.
3. Какие из перечисленных обстоятельств делают невозможным заключение брака?
а) различие национальностей;
б) отсутствие средств на существование;
в) одна из сторон уже состоит в фактическом браке;
г) брак между близкими родственниками.
4. Выберите «негативные» условия заключения брака:
а) достижение брачного возраста;
б) состояние одного из супругов в другом не расторгнутом браке;
в) плохое имущественное состояние лиц, желающих вступить в брак;
г) взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак.
5. С юридической точки зрения, поводами к разводу являются:
а) пьянство одного из супругов:
б) одностороннее заявление супруга;
в) взаимное согласие супругов на расторжение брака;
г) различный подход к воспитанию детей.
6. Вправе ли родители взыскать алименты с детей?
1) Дети не обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь;
2) да, если родители являются нетрудоспособными и нуждаются в помощи;
3) да, если их дети материально обеспечены лучше, чем они;
4) да, если хотя бы один из детей материально обеспечен лучше, чем родители.
7. Верно ли утверждение, что при объявлении несовершеннолетнего эмансипированным, родители освобождаются от уплаты алиментов?
1) Да;
2) Нет.
8. С какого момента брак, признанный недействительным считается таковым?
1) с момента его заключения;
2) с момента признания недействительным;
3) с момента вступления в силу решения суда;
4) с момента регистрации в ЗАГСе факта признания брака недействительным.
9. Между кем запрещено заключать брак в органах ЗАГСа и расторгать в суде?
1) между несовершеннолетними;
2) между эмансипированными;
3) между лицами, злоупотребляющими наркотическими веществами;
4) между иностранцами.
10. С какого момента брак, признанный недействительным считается таковым?
1) с момента его заключения;
2) с момента признания недействительным;
3) с момента вступления в силу решения суда;
4) с момента регистрации в ЗАГСе факта признания брака недействительным.