Глава 1. Правовая система Республики Шри-Ланка. 13 страница

Первой задачей стало укрепление войска, которому предстояло подавить начавшееся восстание некоторых арабских племен, недовольных подчинением Медине, строгостью новых религиозных и правовых правил, налоговыми повинностями. С этой задачей Абу Бакр справился блестяще. Были собраны новые отряды воинов, укреплена воинская дисциплина.

Восстание огнем и мечем было подавлено, что позволило пополнить казну за счет конфискованного имущества мятежников и собранных в их землях налогов. Предложения об отмене либо сокращении налогов, в том числе закята, Абу Бакр решительно отвергал, заявляя, что без налогов нет ислама <1>. Один из хадисов так передает его слова: "Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята, весь закят с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы козочку, которую отдавали посланнику Аллаха, я стану сражаться с ними из-за этого" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Большаков О.Г. Указ. соч.

<2> Имам Ал-Бухари. Указ. соч. С. 266.

Во вновь покоренные земли были направлены сборщики налогов - первые представители централизованной власти. Они руководствовались нормами, которые были детально проработаны Абу Бакром применительно к разным видам имущества. Так, если в стаде было менее 25 верблюдов, то в виде налога за каждые пять верблюдов изымали по одной овце, если в стаде было от 25 до 35 верблюдов, в оплату налога брали одну годовалую верблюдицу. По мере увеличения поголовья увеличивался и размер налога. Вместе с тем от налога освобождались те, кто имел менее четырех верблюдов, если только он сам не изъявлял желания добровольно отдать налог <1>.

--------------------------------

<1> См.: Имам Ал-Бухари. Указ. соч. С. 276, 277.

И никто не смел утаить хотя бы малую часть своего имущества. Решительные меры по сбору налогов не только укрепили власть Абу Бакра, но и позволили рассчитаться с долгами, которые были сделаны при жизни пророка <1>, решить многие социальные, а вслед за ними и другие задачи, в том числе по расширению владений халифата. Почти сразу же после замирения Аравии Абу Бакр направил отборные воинские отряды под началом Халида ибн ал-Валида в земли Ирака. После нескольких блестящих побед они покорились власти халифа.

--------------------------------

<1> Там же. С. 387.

Затем настал черед Сирии, находившейся под властью Византии. Отправляя арабские отряды в поход в эти земли, Абу Бакр наставлял: "Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй тела врагов, не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребенка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигайте пальм и не обдирайте с них кору, не срубайте деревья и не режьте скота больше чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что они посвятили себя Аллаху, оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах которых рылся шайтан, так что стали их макушки как гнездо куропатки. Ударяйте их мечом по этим местам, чтобы обращались в ислам или платили собственными руками, унижаясь" <1>.

--------------------------------

<1> Большаков О.Г. Указ. соч.

Второй основной задачей первого халифа стало сохранение Корана. Откровения посещали пророка в течение 23 лет. Многие из них передавались из уст в уста. Некоторые записывались на пергаменте, на пальмовых листьях и даже на камнях, хранившихся не только у пророка, но и у многих его последователей. Необходимо было собрать их в единую книгу. Согласно преданию эту работу Абу Бакр возложил на писца Заида ибн Сабита аль-Ансари.

Менее чем за год работа была завершена, и Абу Бакр приступил к тщательной проверке письменного текста Корана с целью исключить малейшее его искажение. В этом ему помогали ближайшие сподвижники Мухаммада. Но только Абу Бакр, замещавший как халиф пророка, мог вносить в него необходимые поправки и уточнения. Судя по всему, этот текст <1> и был положен в основу канонического свода Корана, составленного примерно 20 лет спустя в правление халифа Усмана.

--------------------------------

<1> Согласно шиитской традиции первая запись коранических текстов была осуществлена Али, приемным сыном Мухаммада и четвертым праведным халифом.

Согласно преданию Абу Бакр записал более 500 хадисов, но потом сжег их из опасения, что его обвинят не только в искажении слов и деяний пророка, но и в пристрастном ведении судебных дел. Дело в том, что Абу Бакр осуществлял высшую судебную власть. Свои решения он основывал на тексте Корана, а когда не находил в нем ответа, то искал его в словах и поступках пророка. Ссылаться при этом на собственные воспоминания он не мог. Именно этот факт объясняет, почему после Абу Бакра осталось так мало хадисов.

В военных походах первый халиф не участвовал, оставаясь в Медине и продолжая укреплять государство. Как отмечалось выше, он соединял в своих руках две власти: духовную и светскую. Духовная власть принадлежала ему как имаму, читавшему для мусульман молитвы и проповеди, следившему за соблюдением религиозных церемоний и правил, разрешавшему религиозные споры. Светскую власть он осуществлял как амир (повелитель, вождь), которому мусульмане должны были беспрекословно повиноваться.

Как и пророк, халиф мог действовать единолично. Однако Абу Бакр с первых же дней правления учредил совет, в который вошли ближайшие сподвижники пророка и который содействовал ему в управлении государством.

Многие вопросы правления решались на общем собрании мусульман, которые в основном проводились после общих молитв.

В правлении он старался следовать заветам пророка. Как и пророк, он нес ответственность за каждого: "Каждый из вас, - говорил Мухаммад, - является защитником и блюстителем тех непосредственных обязанностей, которые его положение в семье и обществе накладывает на него, и несет ответственность за действие тех, кто находится в его подчинении или на его попечении. Любой правитель является также распорядителем дел и ответственным за тех, кто находится под его опекой" <1>.

--------------------------------

<1> Хадисы пророка / Пер. и коммент. Иман Валерий Пороховой. С. 114.

Вместе с тем Абу Бакр утверждал, что он лишь первый среди равных. В истинности этих слов мало кто сомневался. Ведь они подтверждались образом жизни халифа: он жил в скромном домике на окраине Медины, все работы по дому выполнял сам и общался на равных со всеми. Все средства, которые появлялись у него, он отдавал в общественную казну либо раздавал как милостыню.

Но он неуклонно требовал исполнения своих приказов, приводя слова пророка: "Для каждого мусульманина строго необходимо слушать и повиноваться велениям мусульманского правителя, но только если эти веления не принуждают мусульманина ослушаться Господних заповедей; а потому, если указ правителя вступает в противоречие с Господним вероуставом, к нему не следует ни прислушиваться, ни повиноваться" <1>.

--------------------------------

<1> Хадисы пророка / Пер. и комментарии Иман Валерии Пороховой. С. 166, 167.

Сам Абу Бакр не только неукоснительно следил за соответствием своих приказов и действий словам пророка, но и требовал от своих последователей соблюдения религиозно-нравственных норм, полагая, что сильным может быть только непорочное общество.

Часто в своих проповедях он призывал думать о служении Богу, а не о приобретении материальных благ. Неслучайно столетия спустя многие суфии признавали Абу Бакра своим духовным отцом. В подтверждение они приводили многие истории его жизни и немногие дошедшие до наших дней слова, в том числе его молитвы: "О, Аллах, Ты знаешь меня лучше, чем я знаю себя сам. А я знаю себя лучше, чем меня знает народ. О, Аллах, сделай меня лучше, чем обо мне думает народ, и прости меня за те грехи, которые не знает народ, и не призови меня к ответу за то, что говорит обо мне народ" <1>.

--------------------------------

<1> Khalif Abu Bakr // http://www.witness-pioneer.org/vil/Articles/companion/00/abu_bakr_htm.

Абу Бакр ушел из жизни в 634 г., через два с небольшим года после смерти пророка Мухаммада, оставив после себя лишь одного раба, водовозного верблюда, поношенную одежду ценой в пять дирхемов и... мощное государство, которое вскоре благодаря его усилиям стало мировой державой.

В 635 г. под натиском исламских войск пал Дамаск. Потом настал черед Вавилонии (637 г.), Египта (641 г.), Карфагена (648 г.), Кипра (649 г.), Персии (650 г.) и многих других земель.

Но, вопреки мечтам Абу Бакра, внутренне единым халифат так и не стал. Каждый из трех следующих халифов - Умар, Усман и Али - был убит. Государство раздирали гражданские войны, которые не были остановлены ни династией Омейядов (651 г.), ни пришедшей ей на смену династией Аббасидов (750 г.).

Впрочем, в первое время халифат продолжал расширять свои владения. Во времена Омейядов под его контроль перешли Северная Африка, Средняя Азия, Кавказ, Иберийский полуостров, значительная часть Индостана. Но вскоре после воцарения Аббасидов халифат стал распадаться на множество воюющих друг с другом государств. И первым из них стал Кордовский эмират, основанный на Иберийском полуострове в 755 г. одним из последних представителей династии Омейядов - Абдурахманом (Абд ар Рахманом). Политика правления омейядской династии привела к частичной рецепции концепций и институтов других правовых систем, что в конечном счете позволило адаптировать в некоторой степени иностранные правовые принципы и механизмы к собственной правовой среде. Речь идет не о замене существующей правовой системы, а о начале заимствовании некоторых правовых конструкций. В частности, при правлении династии Омейядов государство стало принимать некоторые очертания светского, так как административная система управления халифатом приобрела некое подобие византийской модели.

Примечательно, что в период правления Омейядов ослабевает роль халифа как знатока права, халиф занимается сугубо делами государства. А знание права как такового, отмечено Л.В.С. Ван ден Бергом, "становится отдельной наукой" <1>. Омейядская династия уделяла значительное влияние созданию практической юриспруденции в Халифате, а различного рода размышления относились к научным исканиям права. Лишь последний из халифов династии Омейядов, правивший в начале VIII в., Омар Ибн Абдаль Азиз серьезно занимался вопросами правового регулирования и применения исламского права на практике. При правлении этого халифа общая совокупность вынесенных решений судьями представляла целый массив судебных прецедентов, на основе которого исламские ученые разрабатывали правовые нормы, опираясь на Коран и сунну пророка.

--------------------------------

<1> Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. М., 2005. С. 21.

При правлении династии Омейядов было полностью сформировано Центральное государственное казначейство исламского государства, кроме того, были организованы его дополнительные отделения в провинциальных районах. Примечательным является то, что при правлении этой династии были выделены финансовое и военное ведомства, создан административно-управленческий аппарат, в частности должность визиря или министра финансов.

В период с 750 по 1258 г. к власти приходит династия Аббасидов, при правлении которой халифат приобретает черты теократической монархии. Представители аббасидской династии обвиняли предыдущих властителей - Омейядов - в недостаточном стремлении распространения ислама, а также в финансовой растрате денежных средств казны халифата, в связи с этим стали проводить собственную политику в укреплении исламского государства и права. Многие исследователи именуют данную смену власти Аббасидской революцией.

При правлении династии Аббасидов столицей исламского мира становится Багдад, что привело к доминированию в большей части персов в мусульманском обществе. Соответственно, исламская умма представлена не только арабским народом, а уже полиэтническим составом.

Во время прихода к власти аббасидской династии произошло слияние религиозного толкования и правовой практики, что привело к тому, что представители школ права становились судьями, а также советниками халифов по правовым вопросам. Таковым являлся Абу Юсуф: будучи советником и верховным судьей, составил по требованию халифа Харуна уложения по финансовому и уголовному праву, где были расписаны механизмы налогового администрирования, детализирован общий порядок исчисления денежных средств в казну Арабского халифата. Период правления династии Аббасидов характерен усилением центральной власти, созданием различных управленческих структур, в частности диванов, и, соответственно, значительным развитием чиновничьего аппарата. Впервые в исламской цивилизации при правлении династии Аббасидов создается один из фискальных органов - Высшая счетная палата. Кроме этого на фоне данных событий произошло выделение из общей казны государства персональной казны халифа.

Золотой век Кордовского халифата. Своей вершины Кордовский эмират достиг в правление Абдурахмана III (912 - 961 гг.), который сумел не только восстановить единство государства, раздробленное в междоусобных войнах, но и преобразовать его в халифат, которым он управлял как праведный халиф.

Его политика изумляла современников, давно смирившихся со всеобщим одичанием людей. Ее основным содержанием было милосердие. Даже в войнах с мятежниками Абдурахман III использовал по возможности мирные средства. А если применялась сила, он требовал самого мягкого обхождения с побежденными - не только с мусульманами, но и с христианами. По его мнению, "восстановить тишину не значило обратить покоренную местность в сплошное кладбище" <1>.

--------------------------------

<1> Мюллер А. Указ. соч. С. 654.

Во время большого голода 915 г. он использовал все средства казны, чтобы организовать бесплатные раздачи хлеба для всех вне зависимости от их этнической или религиозной принадлежности. Для Абдурахмана III была драгоценна жизнь каждого из них, ведь все они были его подданными.

Для них, как отметил А. Мюллер, такая политика воспринималась как "переход от черной ночи к ясному светлому дню" <1>. В ответ они платили ему не только верностью, но и, что не менее важно, доверием и любовью.

--------------------------------

<1> Мюллер А. Указ. соч. С. 644.

Эти чувства поддерживались не только щедростью, но и постоянной заботой Абдурахмана III о развитии сельского хозяйства, торговли и ремесел. При нем были организованы общественные работы по строительству дорог и ирригационных систем, возведению дворцов и мечетей, сооружению крепостей и военных кораблей. Правительство Абдурахмана III содействовало введению новых культур (риса, сахарного тростника, цитрусовых и т.д.) и технологий земледелия; направляло посольства и торговые караваны во многие, даже самые отдаленные, страны.

О том, какими были плоды этой политики, можно судить по следующим фактам. К середине X столетия в столице государства - Кордове проживали около полумиллиона человек. В ней было 113 тыс. домов, 3000 мечетей, 300 общественных бань, 80455 торговых лавок <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кудрявцев А.Е. Испания в Средние века. М., 1937. С. 82; The Encyclopedia of World History. Muslim Spain. 2001 // http://www.bartleby.com.

В Кордове действовали крупнейший в мире университет и около 70 публичных библиотек, в которых хранились сотни тысяч рукописей и книг. В личной библиотеке Хакама II, сына и наследника Абдурахмана III, их было около 400 тыс.

По описанию ал-Идриси, великого средневекового географа, Кордова состояла из пяти основных кварталов, обнесенных крепостными стенами. Ее улицы, простиравшиеся с востока на запад на 5 км, были вымощены булыжником и освещались по ночам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Tor Eigeland. The Golden Caliphate // Aramco World Magazine. Sept.-Oct. 1976; http://muweb.millersville.edu.

Она была одним из самых красивых городов того времени. Ее восторженно описывали современники. Так, саксонская монахиня Гротсвита из Галдерсгейма посвятила ей в 960 г. следующие строки: "Кордова, блестящая краса вселенной, юная чудная столица, гордая своей военной силой, знаменитая находящимися в ней прелестями, сияющая в изобилии всех благ земных" <1>.

--------------------------------

<1> Мюллер А. Указ. соч. С. 657.

Бурному экономическому развитию Кордовы в немалой степени способствовало наведение порядка в финансах. Было установлено твердое правило: одна треть доходов поступала на покрытие текущих государственных расходов; вторая - на общественные работы; третья - на создание финансовых резервов, которые достигли невиданной для того времени суммы - 20 млн. золотых <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 658.

Обращаясь к этой теме, А. Мюллер отмечал: "Это были порядки, при одной мысли о которых у современного министра финансов должны выступить слезы на глазах. Но они не поражают, если мы узнаем, что при том образцовом порядке и той безопасности, которые были восстановлены и поддерживались при Абдурахмане, земледельческому труду был дан полный простор, и развитие промышленности и торговли достигло высоты, до сих пор невиданной на всем Западе, как по количеству товаров, так и по их дешевизне, причем все слои населения пользовались всеобщим благосостоянием" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 658, 659.

Одним из главных составляющих расцвета Кордовы было мирное существование. Оно позволило укрепить силы государства. Об этом в одном из своих стихов Абдурахман III писал:

"Царь, славы жаждущий, пусть строит зданья,

И о делах его переживут преданья,

Смотри, пирамиды незыблемо стоят,

Строители же их давно сном вечным спят.

Большое здание на твердом основанье

Ума большого - лучшее созданье" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 701.

Вторым условием ее расцвета стало укрепление всех институтов власти, прежде всего судебной. В этом отношении показательна история назначения на должность главного судьи Ахмада ибн Абдаллаха, которая была описана одним из современников тех событий: Абдурахман III "велел позвать его к себе и заповедовал ему о том же самом, о чем он обычно заповедует должностным лицам, которым вменяется в обязанность поступать по справедливости и воздавать по закону; возвеличивать должность, охранять ее; стремиться к истине, претворять ее; приводить в исполнение дела, когда они ясны, но неспешно обдумывать их, когда они сомнительны" <1>.

--------------------------------

<1> Мухаммад ал-Хушани. Книга о судьях. М., 1992. С. 153.

Наконец, третьим условием расцвета Кордовы был "тот дух, которым было проникнуто все правление Абдурахмана, опередившего свое столетие в просвещенном понимании необходимых условий всякого благоустроенного общежития, дух серьезного признания равного права всех подданных, без различия вероисповедания и происхождения на защиту и покровительство со стороны государства" <1>.

--------------------------------

<1> Мюллер А. Указ. соч. С. 659.

Конечно, в Кордовском халифате не было полного равенства прав мусульман, христиан и иудеев. Но христиане и иудеи имели возможность не только исповедовать свою религию, но и заниматься любыми видами ремесел и торговли. Они принимались на государственную службу и нередко занимали самые высокие должности. Так, личная гвардия Абдурахмана III формировалась в основном из славян. К концу его царствования, согласно данным арабского историка XVII в. ал-Макари, ее численность составила 13750 человек <1>.

--------------------------------

<1> См.: Slavs of Muslim Spain // htpp://michalw.narod.ru.

Абдурахман III неизменно подчеркивал свое уважение к представителям других религий и требовал того же от своих подданных. Так, однажды один из его ближайших сподвижников - Бадр направил судье Асламу ибн Абд ал-Азизу следующее послание: "Романцев, которых мы принудили к сдаче в плен единственно на основании договора, нельзя унижать. А ты ведь лучше всех знаешь, как надобно выполнять договоры". На это судья ответил, что ему не нужно об этом напоминать, но при этом добавил, что судить он будет по праву <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мухаммад ал-Хушани. Указ. соч. С. 141, 142.

Так формировалась новая нация, чье влияние будет ощущаться на протяжении многих веков не только в Испании, но и далеко за ее пределами.

В начале 929 г. Абдурахман III принял титул халифа и спасителя (Ан-Насира) правоверных. Этим шагом он подчеркнул силу и значение своего государства, которое не уступало Багдадскому халифату. Он восстановил за династией Омейядов право на престол халифов, утраченное в VIII в. Вместе с тем, как отметил Г.Э. Грюнебаум, он "не желал ни уничтожить прежний (Багдадский. - В.Л.) халифат, ни расколоть умму" <1>. В этом он был так же последователен, как и в своей политике умиротворения Иберийского полуострова.

--------------------------------

<1> См.: Грюнебаум Г.Э. Указ. соч. С. 115.

Абдурахман III царствовал около 50 лет (912 - 961 гг.). За эти годы Кордовский халифат превратился в одно из самых мощных государств того времени. Казалось, судьба дарила ему все: славу, богатство, уважение, любовь. Но счастье, по его собственному признанию, приходило к нему очень редко. В записках, оставшихся после его смерти, он сетовал на это, скрупулезно подсчитывая те дни, когда был счастлив. Но таких дней за свою долгую жизнь он смог насчитать только 14...

Безусловно, одной из причин, которая постоянно омрачала его жизнь, был страх за судьбу Кордовского халифата. И этот страх, как показали дальнейшие события, был оправдан.

Сам Абдурахман III успел подготовить себе достойного преемника. Его сын Хакам был не только одним из самых образованных людей того времени, но и талантливым правителем. При нем (961 - 976 гг.) халифат еще более упрочил свои позиции, став общепризнанным центром науки и искусств. При нем современники называли Кордову новыми Афинами <1>. Но Хакам ушел из жизни, когда его сын был еще слишком мал. Этим обстоятельством воспользовался фаворит матери наследника престола - Мухаммед ибн Абу Амир, впоследствии вошедший в историю под именем Альманзора (или Аль-Мансура, т.е. победоносного). Номинально власть оставалась за халифами, но фактически была установлена военная диктатура. Все повеления исходили только от Альманзора. Ему подчинялись армия, тайная полиция, иные государственные службы и ведомства. Этот переворот был совершен при опоре на фанатичных ревнителей ислама - факихов.

--------------------------------

<1> Catholic Encyclopedia // http//www.newadvent.org.

Великая библиотека Хакама II была разгромлена и сожжена. Христиане и иудеи подверглись гонениям. Многие из них были обращены в рабство. Джихад - священная война против неверных - вновь стал основной целью политики государства. При этом, в отличие от времен Абдурахмана III и Хакама II, она велась с предельной жестокостью.

Но на таком основании государство долго не могло существовать. Бесконечные войны истощили его ресурсы. Религиозный фанатизм расколол общество. Деспотичное правление Альманзора извратило нравы. После его смерти (1002 г.) наступил период бесконечных междоусобных войн, которые окончательно раскололи великий Кордовский халифат на множество мелких княжеств. Так завершилась его история, блистательная и вместе с тем грустная, как и жизнь того, кто его создал...

Искусство правления и права Тамерлана. Амир Тимур, больше известный как Тимур Хромой (Тамерлан), был последним исламским правителем, который попытался осуществить вековую мечту об объединении всех мусульман. К этой цели он шел долго, сперва основав на обломках Чагатайского улуса <1> новое государство и впоследствии неустанно расширяя его границы.

--------------------------------

<1> Улуса одного из сыновей Чингисхана.

Он родился в 1336 г. в семье мелкого землевладельца недалеко от города Шахрисабз на юге современного Узбекистана. В юности он получил хорошее образование. Впрочем, больше его привлекала вольная жизнь, полная опасностей и приключений. Он был предводителем шайки разбойников, служил у разных амиров. Потом стал владетелем города Кеша и Кашкадарьинского вилайета. В 1370 г. под его власть перешел весь Мавереннахр - древняя, овеянная многими легендами, волшебно красивая земля в долине двух когда-то великих рек - Амударьи и Сырдарьи. Центром нового государства стал Самарканд.

Укрепив государство, Тамерлан завоевывает Туркестан, Персию, земли Золотой Орды, Кавказа и северо-западной Индии. Перед натиском его войск не устояла даже блистательная Османская империя. В битве под Анкарой (1402 г.) армия Баязида I была разгромлена, а сам султан попал в плен. Под властью Тамерлана оказались практически все исламские земли Азии - от берегов Ганга до берегов Средиземного моря. Они были завоеваны силой оружия. Но удержать их только силой было нельзя. Единство новой исламской империи необходимо было скрепить иными средствами.

И Тамерлан пытался познать их, беседуя с учеными, изучая трактаты по истории и оценивая собственный опыт. Плодом этих трудов стало Уложение - трактат по истории его жизни и искусству правления, который был продиктован, а возможно, написан им самим <1>.

--------------------------------

<1> Уложение Тимура цит. по изд.: Уложение Тимура / Пер. с перс. Х. Караматова, под науч. ред. Б. Ахмедова. Ташкент, 1999. Есть также переводы с французского, которые менее точны. См.: Тамерлан. Автобиография. Уложение / Пер. В. Панов, Н. Остроумов. М., 2005.

Основную цель своей жизни Тамерлан не скрывал. Он мечтал об объединении всего мира под своей властью. Ее он обосновывал так: "Раз Аллах един и нет у него сотоварища, то и священным достоянием Всевышнего Творца, то есть миром, должен владеть один человек". В этом намерении его укрепило и гадание на Коране. Открыв наугад страницу, он прочитал слова: "Мы сделали тебя наместником на земле" <1>.

--------------------------------

<1> Уложение Тимура / Пер. с перс. Х. Караматова, под науч. ред. Б. Ахмедова. С. 47.

Он основывал созданное им царство на 12 принципах правления. В тексте Уложения они изложены так:

"Первое из уложений, кои я оставил в своем государстве, заключается в том, что всячески содействовал процветанию религии Всевышнего и шариата пророка Мухаммада. Всюду и всегда поддерживал ислам.

Второе состоит в том, что я покорил страны и управлял ими при помощи людей из двенадцати сословий и племен, укреплял устои моего государства при их помощи и украсил ими свои собрания.

Третье состоит в том, что я одолевал вражьи полчища и подчинял себе страны советом, благоразумием, предприимчивостью, энергичными действиями и осторожностью. Государственные дела я вел учтиво, великодушно и терпеливо. Зная о многом из сокрытого и скрываемого, я вел себя как несведущий. И с врагами, и с друзьями пытался прийти к согласию.

Четвертое - государственные дела вел, основываясь на установленных законах и обычаях, чем настолько укрепил свой авторитет, что эмиры, визири, рать и простолюдины довольствовались своим положением и чином и не претендовали на большее.

Пятое - оказывал благоволение моим эмирам и ратникам, одаривая их достаточным количеством злата и драгоценностей. Отводил им места на пиршествах, и они в благодарность за это на поле брани не щадили жизни своей...

Шестое - действуя по совести и справедливости, ублаготворял рабов божьих. Простирал милость свою как над провинившимися, так и над безвинными; вершил суд по справедливости... Притесняемого вызволял из-под гнета тирана. Доказав вещественный урон и телесный вред, причиненный притеснителями, гласно вершил над ними суд по шариату и вину одного не перекладывал на плечи другого...

Седьмое - почитал сайидов, ученых, шейхов, умудренных мухаддисов и рассказчиков (историков), считал их избранными и достойными мужами; оказывал им всяческое благоволение. Дружил с отважными людьми, ибо сам Всевышний любит отважных... Склочников и необузданных на язык сплетников не подпускал к своим собраниям, не внимал их наущениям и не прислушивался к их злословию.

Восьмое - действовал решительно и твердо. Вознамерившись свершить что-либо, подчинял себя этому и не останавливался, покуда не исполнял задуманное. Слово свое подкреплял делом и ни к кому не проявлял черствости, ни в каком деле не выказывал суровости, дабы не подвергнуться Божьему гневу и не впасть в стесненное положение... Постоянно выспрашивал у мудрецов правила, деяния и изречения султанов, правивших начиная от Адама до Мухаммада и от него до наших дней. Запечатлевал в памяти их образ поведения и жизни, деяния и изречения. Следовал их достохвальному нраву и наилучшим качествам; выспрашивал причины, повлекшие распад их государств, и воздерживался от действий, приводящих к упадку царства; взял себе в правило остерегаться гнета и разврата, ведущих к вырождению потомства, сеющих голод и заразу.

Наши рекомендации