Сущность и структура политической системы

Сущность и структура политической системы

Политическая система – совокупность институтов и организаций тесно взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения общей цели.

Политическая система общества включает в себя ряд подсистем:

- институциональная (государство, партии, массовые общественные организации)

- культурная (политическая культура общества)

- коммуникационная (отношения между гос учреждениями, партиями)

- нормативная (политические и правовые нормы, кот регулируют отношения)

Государство занимает центральное место, потому что оно определяет цель общественного развития и пути ее достижения.

Основные подходы к пониманию государства

1) Государство – это я людовик 14

2) Государство – это оно

3) Государство – это они(революционная модель)

4) Государство – это мы

5) По Гегелю Ничто -> Нечто(здесь проявляется идея) -> Природа -> Человек(общество) -> Государство

Основные теории происхождения государства

1) Патриархальная. Государство – это результат преобразования родов в племена, племен в народности, а последних в нации. Как раз на этапе наций возникло государство.

2) Религиозная. Государство – это результат божественного установления.

3) Насильственная. Государство – результат захвата одного народа другим. Государство необходимо для удержания в подчинении.

4) Теория общественного договора. Государство – результат согласия между обществом и монархом.

5) Теория обруча. Государство – этот тот обруч, который сцепляет воедино все общество.

6) Марксистская. Государство – результат разделения общества на классы и господствующий класс, создавший государство, чтобы осуществлять правление.

4 Признаки и особенности государства (Основные элементы государства)

1) Территория – то пространство, на которое распространяется власть государства.

Характеристики: нераздельна, неприкосновенна, исключительна(на данной территории распростр власть только этого государства), неотчуждаема (ее нельзя забрать)

2) Население – люди, проживающие на территории государства и имеющие либо гражданство в республике. либо являются поданными в монархии. Население находится под защитой государства.

3) Публичная власть (власть не всего общества, а группы людей, обладающей достаточными знаниями)

1. гос. учреждения

2. чиновники

3. материально-технич средства

Отличительные признаки государства

1) Суверенитет – верховенство гос власти внутри страны (не партийной) и независимость на международной арене

2) Монопольное право на издание законов, обязательных для всех граждан

3) Монопольное право на принуждение

4) Монопольное право на взымание налогов и сборов

Функции государства и механизм гос управления

Внутренние функции:

1) Социальная – обеспечивает единство общества

2) Экономическая – регулирование экономической деятельности

3) Правовая – обеспечение законности и правопорядка

4) Культурно-воспитательная – формирование личности людей

Внешние функции

1) Обеспечение обороноспособности страны

2) Определение места государства в международной разделении труда

3) Утсановление цивлизованных отношений со всеми государствами

Для реализации всех функций создается механизм гос управления.

Механизм – совокупность специальных органов и учреждений, составляющих организационную структуру гос механизм включающий в себя:

1) представительные органы государственной власти (они получают легитимацию (законность) посредством прямого волеизъявления граждан (всеобщие выборы). Они делятся:

а) высший представительный орган (парламент) обладающий законодательной властью

б) местные органы власти

2) исполнительно-распорядительные органы (органы государственного управления) Они делятся на:

а) высшие – правительственные

б) центральные – министерства и ведомства

в) местные

3) организация судебной власти и правопорядка (млиция, суды, прокуратура)

Типы и формы государства

Тип – совокупность основных признаков государства, которые выражают его классовую сущность. Каждому способу производства соответствует свой тип государства:

1) рабовладельческий

2) феодальный

3) буржуазное

3) социалистическое

Форма государства – способ организации и осуществления гос власти

Содержание формы государства

а) какие существуют органы власти

б) каков порядок их формирования

в) какими методами пользуются органы власти

Структура формы государства

- форма государственного правления

- форма государственного утсройства

- форма политического режима.

Гражданское общество

Построение правового социального государства возможно только на основе гражданского общества. Система негосударственной формы собственности. Взаимная ответственность государства и личности друг перед другом.

Множественность партийной системы и невмешательство государства в международные дела.

Отличие гражданского общества от государства:

1) В государстве существуют вертикальные связи

2) В гражданском обществе отношение равноправия и сотрудничества

3) Если в стране нет гражданского общества, то его функции начинает выполнять государство и неизбежно устанавливается авторитарный режим.

4) отсутствие частной собственности приводит к тому, что вся собственность становится государственной и даже человек становится его собственностью

До тех пор пока не будет гражданского общества, не будет и правового, а тем более социального общества, потому что в гражданском обществе власть принадлежит людям. А иначе – партиям и кланам.

11. предпосылки и причины образования элит:

Элита (с франц. лучшее, избранное). Интерес к политэлитам возник на рубеже 19-20 вв. Причины: 1.опыт демократического развития показал, что какими бы небыли прозрачными выборы, к власти приходит не большинство, а меньшинство, оно и называется элита либо правящий класс. 2. Разделение на управляющих и управляемых следует из сути власти и это имеет место при любомрежиме. 3. Власть принадлежит элите, тк она организована. 4. Именно элите принадлежит право принятия решений, т.е. она обладает реальной властью. Вывод: понятие элита относится к узкому кругу людей с сильными связями. Предпосылки: 1.власть представляет собой сложную систему центра власти(партии, комитеты), в каждом из центров свои лидеры. Сов-ть этих лидеров и сост элиту.2. в реальной политике существует реальная степеньотчуждения нас от принятия решений, поэтому возникает элита, кот принимает эти решения.3.принятие решений часто происходит в условияхдефицита времени и ни о каком консультировании с людьми не может быть и речи.4.принятие решений требует спецзнаний, этими знаниями обладает элита.вывод: ПЭ отличается особой сплоченностью, политической и экономич однородностью во многом совпадающем в ценностных ориентациях. От ПЭ зависит направление развития общества.

Теории ПЭ

1. ценностный подход: суть: 1)принадлежность к элите зависит от особых качеств, кот. Облают опр.люди, которые обеспечивают им власть.эти особые качества наз ценностями.2. однако не все люди обладающие данными качествами входят в эту элиту, поэтому они создают контрэлиту. 3. В силу своей замкнутости каждая элита имеет тенденции к упадку. 4. Наличие элиты и контрэлиты приводит к функционированию закона круговорота элит.5. данная смена происходит в рез-те революции кот. предст. собой смену элит. 6. В в результате появляются элиты консерваторов, элиты львов(кот давно находятся у власти) и элита лис(те кто рвутся к власти) 2. Организационный подход: суть: 1. Элита зависит от организованности удержать власть, во-вторых сама структура власти требует наличие элиты. Если в первом подходе главными были качества человека, то во втором связано с пирамидой власти.

Типология элит

Элиты различаются между собой и более того, различия существуют внутри элиты на разных этапах развития общества.типы: 1. В зависимости от источника: 1.1 наследственная(аристократия, монархия и дипократия)1.2 ценностная,поиск замены влиятельные посты1.3властная, те, кто принимают решения1.4 функциональная – это профессионалы-управленцы.2. в зависимости от положения:2.1 правящая- обладающая госвластью, 2.2 оппозиционная – контрэлита 3. По способу формирования 3.1 открытая – формируется из разных слоев общества3.2 закрытая – форм из самой себя4. В зависимости от влияние на принятие решений 4.1 высшая – те кто непосредственно принимают решения4.2 средняя формируется на основе уровня дохода, проф статуса и образования4.3 административная – не приним решения, но может влиять на принятия решений.

Системы формирования элит

1 . система гильдий. Хар.черты : 1. Закрытостькарьерный рост это медленный путь наверх из низов 2 большое количество фильтров, формальных требований для занятия поста.3. вхождение в элиту зависит от руководителя4. Важными являются не личные качества, а личная преданность руководителю. 5. Возраст элиты – приклонный6. Действия такой элиты предсказуемы. 2. АНТРЕПРЕНИСТСКАЯ: 1. Открытая элита, формир-ся из различных слоев об-ва, 2. Важны не фильтры, а качество3. Решение о вхождении в элиту принимает широкий круг лиц4. Для вхождения в элиту нужна не личная преданность, а личные качества. 5. Данная элита значительно моложе, 6. Действия такой элиты часто непредсказуемы.

Власть. Легитимность власти

Власть определяет границы территории и обеспечивает реализацию общих интересов. Власть вкл след признаки: 1. Носит общественный характер 2. Проявляется через деятельность спецзаведений 3. Предполагает использование силы принуждения 4. Опирается на традиции и чувства людей 5. Осуществляется через деятельность специальной группы людей . Легитимность (законность власти) Введен в начале XIX века во Франции, где утверждалось, что власть короля является законной. В настоящее время - это обязательный признак цивилизованного государства.сущность легитимности основана на признании права носителей права предписывать нормы поведения членам общества. Легитимность означает, что принимаемые законы выполняются основной часттью населения. Это возможно при согласии людей с властью или при развитой культуре законопослушания. Легитимность социокультурная характеристика власти и ее можно измерять.

Политическая культура

Политическая культура (ПК) - система исторически сложившихся исторических установок, убеждений, моделей поведения, кот проявляются в политических процессах. ПК включ: 1. Культуру полит сознания(знания) 2. Культура полит поведения(правила поведения) 3. Культура полит деятельности, организаций, партий(технология).Структура ПК: 1 познавательно – информационный – характерный для данного обществапредставления о политической жизни:1.1представление о политической системе 1.2 о политическом режиме 1.3 о механизме власти 1.4 о носителях власти.вывод: это полит сознание, кот может существовать либо в теоретической форме, либо в обыденном представлении. 2. Нормативно – оценочный(характерные для данного общества, группы или лидеров): 2.1 – полит идеалы, 2.2 – полит ценности, 2.3 полит нормы вывод: это своеобразный эталон, кот применяется на существующую ситуацию для ее оценки. 3. Эмоционально-психологический – те чувства, переживания, кот испытывает человек, участвуя в политике 3.1 стремление к соц справедливости, 3.2 ненависть к врагам 3.3 радость от политической победы. вывод: это эмоционально- психологическая компонента 4. Установочно поведенческий элемент: 4.1 политическая установка – отношение субъекта к политическим явлениям 4.2 – в политическом поведении это способ реагирования на происходящие события вывод: установка и поведение существуют в тесном единстве. Общ вывод:все эти элементы в взаимосвязи составляют содержание ПК.

Виды политической культуры

1В зависимости от уровня открытости и закрытости: 1.1 интровентная( открытая), 1.2 экстравертная(закрытая) 2по степени интегрированности индивида: 2.1 индивидуальный 2.2 коллективный 3 по степени демократизма 3.1 авторитарный 3.2 тоталитарный 3.3 демократический 4 по геополитическому фактору: 4.1 западная 4.2 восточная 4.3 маргинальная

Причины неучастия

1 Социальная неразвитость человека, которого не интересуют проблемы общества, т.е человек не знает способов и методов участия в политике. 2 низкий интеллект 3 неверие в то, что личное участие повлияет на развитие в обществе. Вывод: это аполитический тип людей

Причина активности

1. прагматическая мотивация: цель Практическая реализация интересов польза для себя, группы, общества 2. Деятельная мотивация цель: приобщиться к событиям и исторического процесса, оставить свой след 3. Беспорочная мотивация цель: служить людям, беспокойство за судьбу народа 4. Корыстная мотивация цель: признание в обществе, власть, мат блага, 5. Групповая мотивация цель: участие в совместных действиях с группой для реализации групповых интересов. Вывод: наряду с этим, полит активность зависит от уровня соц-экон развития общества: высокий уровень->лучший уровень образования->высший уровень самостоятельности мышления, высшая активность. Низкий уровень->малограмотный человек->легко поддается демагогии, часто входит в экстремистские организации

22. признаки власти

Власть вкл след признаки: 1. Носит общественный характер 2. Проявляется через деятельность спецзаведений 3. Предполагает использование силы принуждения 4. Опирается на традиции и чувства людей 5. Осуществляется через деятельность специальной группы людей

Критерии легитимности

1) Легитимной может быть признана только та власть, которая сформировалась в результате демократических процедур.

2) Легитимность – это не только выборность власти, но и ее способы обеспечивать стабильность и развитие

В основе критерия легитимности лежит убеждение правомерности данного строя

1) Избрание власти на свободных выборах

2) Определенность системы

3) Устойчивость системы

4) Установление порядка (правил игры)

Типы легитимности

1) Традиционный тип. Власть, основанная на праве наследования престола. характерна для традиционных обществ.

2) Бюрократический тип – в индустриальном обществе.

3) Харизматический тип – в переходном обществе.

4) Вождистский тип – опора на власть лидера, партии или армии. Оппозиция, критика – не допускаются. Создается ситуация постоянной мобилизации.

5) Конституционалистичекий

- равенство всех политических сил

- выборность центральных органов власти

- ограничение сферы действия государства

- свободное волеизъявление граждан

Сущность и структура политической системы

Политическая система – совокупность институтов и организаций тесно взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения общей цели.

Политическая система общества включает в себя ряд подсистем:

- институциональная (государство, партии, массовые общественные организации)

- культурная (политическая культура общества)

- коммуникационная (отношения между гос учреждениями, партиями)

- нормативная (политические и правовые нормы, кот регулируют отношения)

Государство занимает центральное место, потому что оно определяет цель общественного развития и пути ее достижения.

Наши рекомендации