Порядок выполнения работы 3.2.1. Выбор и утверждение темы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по написанию, оформлению и защите
выпускных квалификационных работ, курсовых, контрольных работ
(для слушателей программ профессиональной переподготовки)
Якутск 2009 г.
Утверждено научно-методическим советом Института управления при Президенте Республики Саха (Якутия)
Составители: Роббек О.В. – зав. кафедрой менеджмента, к.филос.н.
Сивцева Н.С.- проректор по учебной и научной работе, к.п.н.
Рецензент: Федоров В. Н., к.т.н., доцент ФТИ ЯГУ
В основу данных методических указаний вошли требования ГОСТ, предъявляемые к письменным работам.
Данные требования утверждены на научно-методическом совете Института Управления при Президенте PC (Я) (протокол № 1 от 20.10.09).
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | |
РАЗДЕЛ I.Основные требования к контрольным работам и рефератам | |
РАЗДЕЛ II.Основные требования к курсовым работам | |
РАЗДЕЛ III.Основные требования к аттестационным работам | |
Выбор и утверждение темы | |
Структура аттестационной работы и требования к ее выполнению | |
Порядок оформления аттестационной работы | |
Предзащита аттестационной работы | |
Рецензирование - дача отзыва | |
Процедура защиты | |
Принятие решения о защите | |
Приложения |
Введение
Методические рекомендации предназначены для слушателей Института управления при Президенте Республики Саха (Якутия).Цель методических рекомендаций - оказать помощь слушателям по написанию, оформлению и защите рефератов, курсовых и выпускных аттестационных работ. В методических рекомендациях определены общие требования к содержанию, структуре и объему письменных работ; определен порядок рецензирования и организации защиты аттестационной работы в Государственной аттестационной комиссии.
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ И РЕФЕРАТАМ
Контрольная работа- это традиционная форма контроля усвоения учебного материала. Разница между контрольной и другими видами письменных работ слушателей прежде всего в том, что реферат, курсовая и аттестационная работа представляют собой учебно-научные формы контроля знаний. Проверяя реферат или курсовую, преподаватель оценивает не только полученные слушателем знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, навыки работы с источниками, умение правильно оформлять научный текст.
Контрольная работа выполняется индивидуально и сдается в учебную часть в определенные сроки.
Слушатель самостоятельно или по указанию преподавателя выбирает тему контрольной работы по предлагаемому списку. Написание такой контрольной работы больше похоже на реферат: подбирается необходимая литература, составляются выписки или конспект, выстраивается план изложения и, наконец, в соответствии с вопросами плана пишется текст.
Критерии оценки — степень раскрытия темы. Работа не может быть засчитана, если преподаватель обнаружил факт дословного списывания источника, однако, осмысленное переложение своими словами учебного текста вполне допустимо.
Объем контрольной работы - 15 – 17 печатных листов через 1,5 интервала, шрифт 12. Полужирный шрифт не применяется. Текст печатается, с соблюдением следующих размеров полей: правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Необходимые требования к оформлению:
1) наличие титульного листа,
2) развернутый план, с указанием номеров страниц,
3) список использованной литературы с указанием названия источника, автора, года и места издания, количества страниц.
Реферат- это письменное изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной теме. В отличие от курсовых и дипломных работ реферат пишется не только по специальности, но и по общим предметам. Иногда, по решению преподавателя, зачет может быть принят в форме защиты реферата. В реферате необходимо грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках и сгруппировать их по точкам зрения.
Необходимо показать свое умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.
Текст реферата должен отражать:
-объект исследования или разработки;
-цель работы;
-метод или методологию проведения работы;
-результаты работы и их новизну;
-основные конструктивные, технологические и технико-эксплутационные характеристики;
-степень внедрения;
-рекомендации по внедрению или итоги внедрения;
-область применения;
-экономическую эффективность или значимость работы;
-прогнозные предположения о развитии объекта внедрения.
Если реферат не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей, то в тесте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.
Объем реферата не оговаривается, свободный, шрифт № 12 через 1,5 интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Необходимо с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в работе, грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст.
Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Начинается реферат с титульного листа, далее следует оглавление - план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти.
В тексте выделяется три части: введение, основная часть, заключение. Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материальных источниках, описываются различные точки зрения на нее и высказываются отношения автора к ним. Если это необходимо, реферат может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками.
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Наименование таблицы, следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером без тире.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист ( страницу) слово «таблица», ее номер и наименование один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.
Таблица____ _________________
номер наименование таблицы
|
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
|
Рисунок 1.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть ссылки.
В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
Курсовая работа имеет статус экзамена. Оценка за курсовую работу заносится в зачетную книжку наравне с экзаменами.
Курсовая работа - это настоящее научное исследование. Пишется по специальному предмету или по выбранной специализации, назначение ее в том, чтобы выяснить, насколько слушатель овладел навыками самостоятельной научной деятельности.
Структура работы: план-оглавление, введение, основная часть, обычно состоящая из двух глав, заключение. Примерный объем работы в целом должен составлять 30 печатных листов, где 10% - введение, от 5 до 10% - заключение.
Если работа носит теоретический характер, тогда в первой главе лучше осветить состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, провести сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы. Работа практического характера, как правило, делится на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая представляет собой практическую часть исследования, может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстративным материалом.
Введение начинается с обоснования актуальности темы, т.е. о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать эту тему, обосновать актуальность с точки зрения накопившихся социальных проблем и т.д.
Далее следует описать степень разработанности темы в научной литературе. Привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых и что еще осталось неразработанным, показать, с какой целью автор берется за данную тему.
Следует четко и кратко сформулировать цели и задачи своей работы. Необходимо в результате своего исследования выполнить поставленные задачи.
Необходимо осветить методологию и методы исследования.
Основная часть курсовой работы посвящается решению поставленных задач. Обычно в основной части выделяются две, три главы.
Заключение содержит сделанные автором выводы, итоги исследования. Желательно в конце заключения остановиться на дальнейших перспективах исследования данной темы.
Вслед за заключением следует список использованной литературы, который должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями. Если в работе имеются приложения, они оформляются на отдельных листах и нумеруются.
Готовая курсовая работа сдается на кафедру. Критериями оценки курсовой работы являются: актуальность выбранной темы, глубина усвоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, общая культура изложения.
РАЗДЕЛIII. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АТТЕСТАЦИОННЫМ РАБОТАМ
3.1. Общие требования
В соответствии с государственными требованиями к программам дополнительного профессионального образования итоговая аттестация слушателей, завершающая курс обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, является обязательной. Аттестационная работа слушателя Института управления при Президенте PC (Я) должна быть содержательной, самостоятельной и правильно оформленной. Аттестационная работа – это выпускная работа, представляющая собой заключительный этап учебно-исследовательской работы комплексного характера. Она выполняется как самостоятельное исследование актуального вопроса (проблемы) в области той или иной области программ профессиональной переподготовки, характеризующий уровень теоретической и деловой подготовки слушателя-выпускника, его научную эрудицию и глубину профессиональных знаний и навыков, полученных за весь период обучения по избранному направлению.
Согласно предъявляемым требованиям написание аттестационной работы призвано способствовать обобщению, закреплению и расширению теоретических знаний, умений и практических навыков, полученных в процессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин. Защита аттестационной работы имеет целью систематизацию обобщения и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков слушателей. В аттестационной работе должны ставиться и решаться актуальные вопросы в области изучаемой программы. В ней должны быть продемонстрированы эрудиция и умение автора анализировать проблему и предлагать оригинальные пути их разрешения, самостоятельно делать выводы, а также уровень знаний специальной литературы и др.
Аттестационная работа выпускника Института управления при Президенте РС(Я) должна:
- раскрывать актуальность и практическую значимость выбранной темы;
- содержать четкую формулировку понятий в соответствии с профессиональными стандартами и действующим законодательством;
- содержать анализ зарубежного и отечественного опыта, монографий, периодических изданий, статистического материала, финансовой отчетности и других информационных источников, включая электронные базы данных;
- соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлении аттестационных работ.
Одним из главных требований, предъявляемых к выпускной аттестационной работе, является ее прикладной характер. В процессе выполнения аттестационной работы слушатель проявляет свою научно-исследовательскую зрелость, готовность к практическому применению приобретенных знаний, квалифицированному решению профессиональных проблем.
Объем работы должен составлять не менее 50 страниц печатного текста.
Основная задача данных методических рекомендаций - оказать необходимую помощь слушателю на качественное выполнение аттестационной работы.
Титульного листа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: «
Допущена к защите:
Зав.кафедрой
Научная степень, звание ФИО
200 г.
Выполнил(а):
слушатель
(Ф.И.О.)
Научный руководитель:
(уч. степень, уч. звание)
Ф.И.О.
(подпись)
Научный консультант (уч. степень, уч. звание)
Ф.И.О.(подпись)
Якутск, 200___г.
Приложение 4
Образец оформления содержания аттестационной работы
Вариант I
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................... с.
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (теоретические аспекты)..... с.
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ (анализ деятельности )................... с.
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (пути повышения) ............. с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................... с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вариант 2
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... с.
ГЛАВА 1............................................................................................ с.
1.1....................................................................................................... с.
1.2....................................................................................................... с.
1.3....................................................................................................... с.
ГЛАВА 2........................................................................................... с.
2.1....................................................................................................... с.
2.2....................................................................................................... с.
2.3....................................................................................................... с.
ГЛАВА 3............................................................................................ с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 5
Образец введения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.Организационные преобразования корпораций требуют существенных изменений в конкретном содержании ключевых элементов управления.
Цель работызаключается в исследовании управленческой деятельности корпорации «Трест» и разработке предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
Объектом исследованияявляется корпорация «Трест».
Предмет исследованиясоставляет деятельность по реформированию ключевых элементов управления.
Теоретико-методологической основойвыпускной аттестационной работы послужили труды...
Практическая значимостьработы заключается в том, что ... Структура работы состоит из ....
Приложение 6
Примеры оформления источников и литературы
Библиографические ссылки
При написании аттестационной работы слушателю необходимо всегда помнить, что на каждую приведенную в тексте цифру, цитату, факт, явление практики нужно обязательно приводить ссылку на источник, откуда они позаимствованы. Не требуется ссылаться только на показатели, объяснения, точки зрения и т. п., которые созданы и разработаны самим автором аттестационной работы.
При написании аттестационной работы необходимо делать ссылки на авторов и источники, откуда взяты теоретические положения, выводы других исследователей, фактический материал, конкретные сведения, цифровые и другие данные. Все приводимые цитаты должны быть взяты в кавычки, а ссылки следует указывать порядковым номером, под которым источник значится в списке источников и литературы, в квадратных скобках, в необходимых случаях с указанием страницы, например: [5] или [8, с. 11].
Приведение цитат, фактов и т. п. может быть приведено в тексте полностью, тогда они должны заключаться в кавычки. В случае, когда не требуется привести полностью выдержку из какого- либо источника можно ее записать в тексте в сокращенном виде, заменяя пропускаемые слова или часть предложения многоточием (...), но и здесь цитата должна быть заключена в кавычки. Если же не требуется буквальное воспроизведение чьего-либо мнения, показателя и т. п., или слушатель только излагает мысли автора своими словами, то ссылка начинается со слов: «Смотри там-то» (Сокращенно См.:).
Если одна ссылка дается на несколько работ одновременно, то полные реквизиты этих работ отделяется друг от друга точкой с запятой (;).
При повторных ссылках на одно и тоже произведение приводят только фамилию (фамилии) авторов и инициалы и (или) заглавие произведения и соответствующие страницы, т. е. не требуется приведение места, года издания и название издательства. Допускается сокращать повторяющиеся длинные названия одного и того же произведения, заменяя опущенные слова многоточием.
Примеры библиографического описания произведенной печати
КНИГА ОДНОГО АВТОРА
Акимов А. В. Мировое население: взгляд в будущее. - М: Наука, 1992. -145 с.
Андреев Ю.П. Социальные институты: Содержание, функции, структура. - Свердловск, ИздательствоУГУ, 1989.-220 с.
КНИГА ДВУХ АВТОРОВ
Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. -М.: Международные отношения, 1989. -171с.
КНИГА ТРЕХ АВТОРОВ
Ажгибакова Г.Н., Федорова Н.Н., Петренко К.И. Социальные основы политической системы. - М: Наука, 1991. - 223 с.
КНИГА, ИМЕЮЩАЯ БОЛЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ
Социальное развитие: История, теория, исследования / Грузек Дж., Лит-тон X, Нортон В. и др. - М.: Мысль, 1992. - 261 с.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
О порядке взимания налогов на территории Республики Саха (Якутия) // Методика, информация, практика. - Республиканский информационно-методический бюллетень. -Якутск. -1994. - № 3. - С.23-29.
О назначении Родионова П.А. министром Российской Федерации: Указ Президента
Российской Федерации // Российские вести. -1995. -5 августа.
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ, СОВЕЩАНИЙ, СЕМИНАРОВ
Совершенствование системы местного самоуправления:
Материалы Российской Научн. - практич. конф., Москва, 10-11 дек. 1995 г. - М.: Мысль, 1995.-312с.
Региональная экономика: проблемы и противоречия: Материалы Российского семинара (Екатеринбург, июль, 1995) /Под общ. ред. Ф.И. Молчалина. - М.: Наука, 1995. -160 с.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, ХРЕСТОМАТИЯ, СЛОВАРЬ, СПРАВОЧНИК
История экономических учений: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Г. Я. Кузнецов.-2-е изд. дораб. - М.: Мысль, 1995. - 330 с.
Хрестоматия по курсу политологии /Сост. П.И. Петров и др. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Наука, 1995.-330 с.
Политология: Словарь /Под ред. A.M. Румянцева. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 1995.-352 с.
СБОРНИК РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Проблемы местного самоуправления: Документы и материалы. -2-е изд. доп. - М.: Наука, 1996.-231 с.
Власть и регионы: - 3-е изд., доп. и перераб. - М„ Мысль, 1994. -245 с. СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКОВ, ПРОДОЛЖАЮЩИХСЯ ИЗДАНИЙ, ЖУРНАЛОВ, ГАЗЕТ и т.д. ИЗ СБОРНИКОВ ОДНОГО АВТОРА
Жуков Д.А. Художник Верещагин // Жуков Д.Д. Богатырское сердце. -М.: Наука, 1993.-С.4-93.
ИЗ СБОРНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Куницкий К.В. Агропромышленный комплекс - проблемы и опыт // Повышать эффективность агропромышленного комплекса: Сб. статей. - М.: Экономика, 1995. - С.28-39.
ИЗ СБОРНИКА ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Об усилении ответственности за нерациональное использование материальных ресурсов: Постановление правительства России от 5 мая 1995 г. // Справочник экономиста. - М.: Экономика 1995. - Вып. 3. -С.153-161.
ИЗ ХРЕСТОМАТИИ, СЛОВАРЯ
Петров А.В. Рабочий класс и забастовки // Хрестоматия по конфликтам. -4-е изд. перераб. и доп. - М.: Наука, 1995. - С.339-411.
Комплексный подход к воспитанию // Воспитание детей и подростков: Словарь. - М.: Мысль, 1994.-С.99-107.
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Гвоздецкий Н.А. Эльбрус//БСЭ. 3-е изд. - М., 1973. -Т. 30.-С.151.
ИЗ ГАЗЕТЫ
Халипов В. Социальная структура общества: тенденции становления // Известия. -1994. -17 января.
ИЗ ЖУРНАЛА
Выготский B.C. Психология личности // Политические исследования. -1994.- №3.-С.5О-67.
ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА
Народное образование и культура// Россия в цифрах в 1995 г - М., 1985. -С.241-255.
ЧАСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В НЕСКОЛЬКИХ ВЫПУСКАХ СЕРИАЛЬНОГО ИЗДАНИЯ
Рытхэу Б. Магические числа: Роман // Новый мир - 1985. - № 6. - С.28 -89; № 7. - С.137-178; №8.-С.98-153.
НОРМОКОНТРОЛЬ
Нормоконтроль является завершающим этапом выполнения курсовых и выпускных аттестационных работ слушателей.
Подписанные научным руководителем и имеющие рецензию выпускные аттестационные работы предъявляются на Нормоконтроль.
Заключение нормоконтролера по оформлению выпускной аттестационной работы вносится в лист нормоконтроля, который помещают в работе после наименования приложений.
Работы, прошедшие Нормоконтроль, сшиваются и передаются заведующему кафедрой для допуска к защите.
Лист нормоконтроля
Наименование документа | ФИО разработчика | Заключение нормоконтролера |
Дата
Нормоконтролер
подпись
Ф.И.О.
Отпечатано в издательском отделе ГОУ
«Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия)»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по написанию, оформлению и защите
выпускных квалификационных работ, курсовых, контрольных работ
(для слушателей программ профессиональной переподготовки)
Якутск 2009 г.
Утверждено научно-методическим советом Института управления при Президенте Республики Саха (Якутия)
Составители: Роббек О.В. – зав. кафедрой менеджмента, к.филос.н.
Сивцева Н.С.- проректор по учебной и научной работе, к.п.н.
Рецензент: Федоров В. Н., к.т.н., доцент ФТИ ЯГУ
В основу данных методических указаний вошли требования ГОСТ, предъявляемые к письменным работам.
Данные требования утверждены на научно-методическом совете Института Управления при Президенте PC (Я) (протокол № 1 от 20.10.09).
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | |
РАЗДЕЛ I.Основные требования к контрольным работам и рефератам | |
РАЗДЕЛ II.Основные требования к курсовым работам | |
РАЗДЕЛ III.Основные требования к аттестационным работам | |
Выбор и утверждение темы | |
Структура аттестационной работы и требования к ее выполнению | |
Порядок оформления аттестационной работы | |
Предзащита аттестационной работы | |
Рецензирование - дача отзыва | |
Процедура защиты | |
Принятие решения о защите | |
Приложения |
Введение
Методические рекомендации предназначены для слушателей Института управления при Президенте Республики Саха (Якутия).Цель методических рекомендаций - оказать помощь слушателям по написанию, оформлению и защите рефератов, курсовых и выпускных аттестационных работ. В методических рекомендациях определены общие требования к содержанию, структуре и объему письменных работ; определен порядок рецензирования и организации защиты аттестационной работы в Государственной аттестационной комиссии.
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ И РЕФЕРАТАМ
Контрольная работа- это традиционная форма контроля усвоения учебного материала. Разница между контрольной и другими видами письменных работ слушателей прежде всего в том, что реферат, курсовая и аттестационная работа представляют собой учебно-научные формы контроля знаний. Проверяя реферат или курсовую, преподаватель оценивает не только полученные слушателем знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, навыки работы с источниками, умение правильно оформлять научный текст.
Контрольная работа выполняется индивидуально и сдается в учебную часть в определенные сроки.
Слушатель самостоятельно или по указанию преподавателя выбирает тему контрольной работы по предлагаемому списку. Написание такой контрольной работы больше похоже на реферат: подбирается необходимая литература, составляются выписки или конспект, выстраивается план изложения и, наконец, в соответствии с вопросами плана пишется текст.
Критерии оценки — степень раскрытия темы. Работа не может быть засчитана, если преподаватель обнаружил факт дословного списывания источника, однако, осмысленное переложение своими словами учебного текста вполне допустимо.
Объем контрольной работы - 15 – 17 печатных листов через 1,5 интервала, шрифт 12. Полужирный шрифт не применяется. Текст печатается, с соблюдением следующих размеров полей: правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Необходимые требования к оформлению:
1) наличие титульного листа,
2) развернутый план, с указанием номеров страниц,
3) список использованной литературы с указанием названия источника, автора, года и места издания, количества страниц.
Реферат- это письменное изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной теме. В отличие от курсовых и дипломных работ реферат пишется не только по специальности, но и по общим предметам. Иногда, по решению преподавателя, зачет может быть принят в форме защиты реферата. В реферате необходимо грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках и сгруппировать их по точкам зрения.
Необходимо показать свое умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.
Текст реферата должен отражать:
-объект исследования или разработки;
-цель работы;
-метод или методологию проведения работы;
-результаты работы и их новизну;
-основные конструктивные, технологические и технико-эксплутационные характеристики;
-степень внедрения;
-рекомендации по внедрению или итоги внедрения;
-область применения;
-экономическую эффективность или значимость работы;
-прогнозные предположения о развитии объекта внедрения.
Если реферат не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей, то в тесте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.
Объем реферата не оговаривается, свободный, шрифт № 12 через 1,5 интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Необходимо с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в работе, грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст.
Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Начинается реферат с титульного листа, далее следует оглавление - план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти.
В тексте выделяется три части: введение, основная часть, заключение. Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материальных источниках, описываются различные точки зрения на нее и высказываются отношения автора к ним. Если это необходимо, реферат может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками.
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Наименование таблицы, следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером без тире.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист ( страницу) слово «таблица», ее номер и наименование один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.
Таблица____ _________________
номер наименование таблицы
|
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
|
Рисунок 1.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть ссылки.
В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
Курсовая работа имеет статус экзамена. Оценка за курсовую работу заносится в зачетную книжку наравне с экзаменами.
Курсовая работа - это настоящее научное исследование. Пишется по специальному предмету или по выбранной специализации, назначение ее в том, чтобы выяснить, насколько слушатель овладел навыками самостоятельной научной деятельности.
Структура работы: план-оглавление, введение, основная часть, обычно состоящая из двух глав, заключение. Примерный объем работы в целом должен составлять 30 печатных листов, где 10% - введение, от 5 до 10% - заключение.
Если работа носит теоретический характер, тогда в первой главе лучше осветить состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, провести сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы. Работа практического характера, как правило, делится на