Прекращение международных договоров
Это означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства.
Все способы прекращения договоров можно отнести к волевым и автоматическим
Автоматические способы прекращения договора:
1. Истечение срока, на который был заключен договор. В этом случае договор автоматически утрачивает силу. (Пример: Правительством Республики Беларусь об условиях размещения Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь и Генерального консульства Российской Федерации в г. Бресте от 17 ноября 1997 г. заключено на 99 лет. Однако договор может быть автоматически продлен на последующие десятилетние периоды).
2. Исполнение международного договора. По ряду договоров исполнение предусмотренных мероприятий исчерпывает обязательства, вытекающие из таких договоров, и они прекращают свое действие.
5. Наступление отменительного условия. В настоящее время имеются многосторонние и двусторонние договоры, которые заключены под отменительным условием. В этих договорах содержатся условия, при наступлении которых прекращается действие договора.
6. Прекращение существования государства или изменение его статуса.
В данном случае международные договоры могут прекратить свое действие автоматически или в силу специального заявления. Как гласит ст. 16 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.: ≪Новое независимое государство не обязано сохранять в силе
какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств≫.
7. Сокращение числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу. Так, в соответствии со ст. XV Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. Конвенция пре-
кратит действие, если число участников станет менее шестнадцати государств.
8. Возникновение новой императивной нормы общего международного
права (juscogens). Как известно, императивная норма является высшей
нормой, и, естественно, при ее возникновении любые противоречащиеей нормы подлежат отмене, а сам договор — пересмотру или аннулированию.
9. Коренное изменение обстоятельств (rebussicstantibus). В соответствии со ст. 62 Венской конвенции 1969 г. при прекращении договора лишь в двух случаях можно ссылаться на коренное изменение обстоятельств: а) если наличие таких обстоятельств составляло существенное
основание согласия участников на обязательность для них договора;
б) если последствие изменения обстоятельств коренным образом изме-
няет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по
договору.
На клаузулу rebussicstantibus нельзя ссылаться как на основание для
прекращения договора или выхода из него, если: а) договор устанавли-
вает границу; б) такое коренное изменение, на которое ссылается уча-
стник договора, является результатом нарушения этим участником либо
обязательства по договору, либо иного международного обязательства,
взятого на себя по отношению к любому другому участнику договора.
К волевым способам прекращения международного договора относятся:
1) Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре.
2) Аннулирование международного договори — односторонний отказ
государства от заключенного договора. Правомерными основаниями аннулирования международного договора являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, коренное изменение обстоятельств, прекращение существования.
3) Договор может быть отменен в любое время по общему соглашению его участников. Так, 1 июля 1991 г. государства — участники Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1955 года подписали протокол о прекращении действия этого Договора и протокола о его пролонгации.
4)новация - заключение по тому же вопросу нового договора взамен прежнего договора в результате его пересмотра. Новация может иметь место только по общему согласию всех государств
9. Право внешних отношений (общая характеристика)
Правовнешних сношений— это собой комплекс международно-правовых и внутригосударственных норм, которые регулируют функционирование органов внешних сношений государств, деятельность международных организаций и специальных миссий, а также определяют правовой статус лиц, участвующих в деятельности этих структур. Иначе, это отрасль международного права, система принципов и норм, определяющих правовой статус и функции органов внешних сношений государств.
Данную отрасль международного права называют также «дипломатическое и консульское право», «посольское и консульское право».
Подотрасли права внешних сношений:
- право внутригосударственных органов внешних сношений;
- дипломатическое право;
- право дипломатического протокола;
- консульское право.
Каждая подотрасль права внешних сношений состоит из институтов. Например, право внутригосударственных органов внешних сношений включает в себя такие институты, как:
- глава государства;
- парламент;
- правительство;
- внешнеполитическое ведомство.
Подотрасль дипломатического права состоит из институтов:
- дипломатические представительства;
- дипломатические миссии;
- постоянные представительства государств при международных организациях и др.
Основные источники права внешних сношений:
- международный договор;
- международный обычай.
В настоящее время главными документами права внешних сношений являются:
- Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;
- Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;
- Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и другие универсальные документы.
Кроме универсальных источников права внешних сношений существуют и региональные соглашения (например, Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, подписанная 20 странами Латинской Америки в 1928 г., которая действует и поныне).
Принципы права внешних сношений:
- Принцип суверенного равенства (все государства имеют равные суверенные права и обязанности, являются равноправными членами международного сообщества. Государства обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Они имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками тех или иных договоров).
- Принцип невмешательства (государства не могут вмешиваться не только во внутренние, но и во внешние дела другого государства, входящие в его суверенную компетенцию.Государство не может применять или поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью подчинения другого государства при осуществлении им своих суверенных прав).
- Принцип сотрудничества (международное право обязывает государства сотрудничать друг с другом во имя достижения целей ООН).
10. Право внутригосударственных органов внешних отношений
Внутригосударственные органы внешних сношений — государственные органы, расположенные на территории данного государства, одной из задач которых является представление его в официальных отношениях с иностранными государствами и иными субъектами международного права.
Внутригосударственные органы внешних сношений делятся на: 1) конституционные и 2) специализированные.
Внутригосударственные конституционные органы внешних сношений создаются и действуют на основе конституции государства. К числу этих органов относятся: глава государства, парламент, правительство, ряд других органов.
Главой Российской Федерации является ее президент. Конституция страны наделила его широкими полномочиями в области внешней политики и международных отношений. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления внешней политики страны
(п. 3 ст. 80);
2) представляет Российскую Федерацию в международных отноше-ниях (п. 4 ст. 80);
3) осуществляет руководство внешней политикой страны (п. «а»
ст. 86);
4) ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос-сийской Федерации (п. «б» ст. 86);
5) подписывает ратификационные грамоты (п. «в» ст. 86);
6) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (п. «г» ст. 86);
7)назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83).
Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнению ее международных обязательств.
Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением.
Субъекты Российской Федерации развивают свои международные связи в соответствии сКонституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» 1999 г. и другими законодательными актами. МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Последовательное осуществление внешней политики создаст благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.
Министерство иностранных дел (МИД) Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. МИД РФ действует на основе Положения о МИД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 865.
Руководство деятельностью МИД России осуществляет Президент Российской Федерации.
Основными задачами МИД России являются:
1. разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
2. реализация внешнеполитического курса Российской Федерации всоответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации;
3) дипломатических и консульских отношений Россий-ской Федерации с иностранными государствами, сношений с междуна- родными организациями;
4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной цело-стности Российской Федерации, других се интересов на международной арене;
5. защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
6. содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;
7. координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;
8. содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.
МИДвозглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства России1 МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальные органы — представительства МИД России на территории Российской Федерации.
В систему МИД России входят: центральный аппарат; загранучреж-дения; территориальные органы; организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации.
Структурными подразделениями центрального аппарата МИД России являются департаменты по основным направлениям деятельности. В 2005 г. их насчитывалось 34, в том числе 13 территориальных и 21 функциональный.
Численность центрального аппарата составляет около 3000 человек, из которых свыше половины замещаются дипломатическим составом, остальные — административно-техническими сотрудниками. Это меньше численности аппаратов дипломатических ведомств США (7,3 тыс. чеС 1549 по 2004 г. главами внешнеполитического ведомства России были 54 государственных деятеля, в том числе такие знаменитые, как А Л. Ордин-Нашокии (1667-1681 гг.), П. П. Шафиров (1706-1708 гг.), А М. Горчаков (1856-1882 гг.), А. А. Громыко (1957—1985 гг.).
ловек) и Франции (3,7 тыс. человек). Всего же в системе МИД России работает около 10 тыс. человек.
В МИД России образуется коллегия из 23 человек в министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников системы МИД России. Состав коллегии (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации по представлению министра. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД России и принимает соответствующие решения. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами министра.
Дипломатическое право
Дипломатическое право - отрасль МП, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений.
Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии; многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.
Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. Частичная официальная кодификация дипломатического права была впервые предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (20 февраля 1928г. была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках). В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано.
Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. В 1969 г. ГА ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 г. на дипломатической конференции в Вене - Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.
РФ является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов.
12. Консульское право
Консульское право – совокупность международноправовых норм, которые регламентируют положение и деятельность консульских учреждений по защите интересов государств, которые они представляют, а также их граждан в официальных отношениях с государством пребывания по вопросам прежде всего экономического, правового, гуманитарного, культурного характера.
Основным источником права в этой подотрасли является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Помимо нее действуют также еще две региональные Конвенции – Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. Но кроме этого государства практикуют заключение двусторонних договоров и конвенций, где оговариваются все организационные вопросы, касающиеся непосредственно деятельности конкретного консульского учреждения. Также источником консульского права является внутреннее законодательство государства, регулирующее консульские отношения (например, Консульский устав); международные договоры, обязательные для данного государства; международный порядок.
Основными задачами консульских учреждений как правило являются:
– защита за рубежом прав и интересов посылающего государства, его граждан и юридических лиц;
– содействие развитию дружественных отношений между посылающим государством и государством пребывания, расширение экономических, торговых, научно-технических, гуманитарных, культурных, спортивных и других связей;
– содействие выходцам из направляющего государства, а также их наследникам в поддержке контактов с их родным государством.
Установление консульских отношений не требует признания государства де-юре, достаточно лишь признания де-факто. В целом установление консульских отношений схоже с установлением дипломатических, также предполагается выполнение основного условия – наличие взаимного согласия государств. Консульские отношения могут быть установлены при отсутствии дипломатических, и наоборот, прекращение дипломатических отношений не влечет автоматически разрыва консульских.
Практике известны два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные консульские учреждения.
Консульское учреждение (консульство) – постоянный государственный орган внешних сношений, который устанавливается в другом государстве на основании соглашения между двумя государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе.
Выделяют четыре вида консульских учреждений: генеральное консульство; консульство; вице-консульство; консульское агентство.
Главой консульского учреждения является консул, которые именуются в соответствии с классом консульского представительства и, соответственно, могут быть генеральными консулами; консулами; вице-консулами; консульскими агентами.
13. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.
Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под гражданскрй, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания. Дипломатические привилегии — это различные льготы и преимущества. Которые рядовым иностранцам не предоставляются.
Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на: 1) привилегии и иммунитеты диппредставительства и 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатов.
Привилегии и иммунитеты подразделяются на два вида:
1) привилегии и иммунитеты консульского учреждения:
– неприкосновенность помещений консульств,
– неприкосновенность архивов и документов консульского учреждения,
– налоговые льготы (фискальный иммунитет),
– свобода относительно отношений и контактов с гражданами представляемого государства,
– свобода передвижений,
– таможенные привилегии относительно предметов, ввезенных для официального пользования консульских представительств, включая автомобили, предназначенные для служебного пользования,
– право пользоваться флагом и эмблемой представляемого государства;
2) привилегии и иммунитеты членов персонала консульского учреждения (личные):
– личная неприкосновенность консульских должностных лиц,
– иммунитет от судебной и административной юрисдикции государства пребывания относительно действий, произведенных консульскими должностными лицами и служащими при исполнении ими консульских функций,
– фискальный иммунитет (в отношении консульских сотрудников и членов их семей),
– таможенные привилегии (аналогичны дипломатическим привилегиям).