Прекращение и приостановление действия международных договоров. Недействительность международных договоров

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения дого­вора решается самими договаривающимися сторонами и фик­сируются в договоре.

Срочные договоры прекращают свое действие по истече­нии указанного в них срока. Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с за­ключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация — это отказ государства от договора с предва­рительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами меж­дународного права основания. Аннулирование, как и денонса­ция, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за ред­ким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора.

Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства — основания анну­лирования договора: 1) существенное нарушение договора дру­гими участниками; 2) невозможность исполнения договора (унич­тожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.

В соответствии с п. 3 ст. 19 каждое государство-участник имеет право выйти из договора, если другое государство-участник выйдет по количест­ву вооружений за пределы ограничений, предусмотренных договором, в пропорциях, представляющих угрозу балансу сил в районе применения договора.

Приостановление договора возможно: 1) в отношении всех участников с их согласия и после консультаций с государства­ми, которые выразили согласие на его обязательность, но для которых он не вступил в силу; 2) в отношении двух или не­скольких участников многостороннего договора — по соглаше­нию между ними, если такая возможность предусмотрена дого­вором или вытекает из него; 3) в случае, если из последующего договора вытекает намерение его участников приостановить предыдущий договор; 4) в случае существенного нарушения договора.

Процедура признания договора недействительным, прекра­щения или приостановления его действия определена Венской конвенцией о праве международных договоров.

Согласно ФЗ "О международных дого­ворах Российской Федерации" прекращение (в том числе де­нонсация) и приостановление действия договоров осуществля­ются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согла­сии на его обязательность.

В международном праве действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридичес­кой силы.

В зависимости от последствий различают абсолютную и относи­тельную недействительность договоров.

Абсолютная недействительность (недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обман­ные действия другого государства; подкуп представителя государст­ва; принуждение представителя государства; принуждение государ­ства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.

Договоры также являются ничтожными, если в момент заключе­ния они противоречат императивной норме общего международного права (т.е. норме, которая принимается и признается международ­ным сообществом государств в целом как норма, отклонение от кото­рой не допустимо и которая может быть изменена только последую­щей нормой, носящей такой же характер).

При относительной недействительности (недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросо­вестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.

Основаниями относительной недействительности являются: на­рушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения); превышение представи­телем государства правомочий на выражение согласия на обязатель­ность договора; ошибка, которая касается факта или ситуации, суще­ствовавших при заключении договора, если они представляли суще­ственную основу для согласия на обязательность Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.

Наши рекомендации