Оценивание (max): орфография – 4 балла, пунктуация – 4 балла, синтаксический разбор – 4 балла.
1. Где...то д…леко прогудел гром но солнечный свет всё так...же ярко падал в окна и бледно...голубое небо над крышами было по...прежнему т…пло и безобл…чно.
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
2. Тёмно...свинцовая туча п…лзла на город закрыла солнце и в комнат… пот…мнело.
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
3. На улиц… на...меня обруш…лся ливень. Я пр…жался к забору и смотрел как по мостовой бежали мутные потоки как голубые молнии разрывали серое небо.
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
4. Гроза скоро прошла. На голубом неб… вспыхнуло солнце и под его золотыми потоками св…ркали мокрые крыш… и булыжники мостовой.
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
(А.Перегудов)
Тема 20. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
(СПП)
Упр. 41. Прочитайте. Расставьте запятые в тексте. Подчеркните союзные слова как члены предложения. Начертите схему последнего предложения.
Оценивание (max): пунктуация – 5 баллов, графическое выделение союзных слов – 5 баллов, схема – 2 балла.
I.Вскоре удалось раздобыть подробную карту области на которой в каждый сантиметр укладывалось всего лишь пять километров земли. Здесь было много зелёной краски за которой скрывались леса и много заштрихованных пространств, означающих болота. А за белыми пятнами угадывались уже раздольные поля и луга.
II.Тропинка которую я выбрал обогнула большой песчаный карьер, изборождённый следами шин и гусениц, и вывела на просторную плоскую луговину по которой там и тут то группами, то в одиночку росли деревья. (В. Солоухин)
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
Упр. 42. Прочитайте отрывок из книги Ю.Нагибина «Москва… как много
в этом звуке…». Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы сложных предложений.
Оценивание (max): пунктуация – 5 баллов, графическое выделение грамматических основ – 5 баллов, схемы – 2 балла, тема, основная мысль, стиль – 1,5 балла, синонимы – 1 балл, предложение по схеме – 1 балл.
Москва бывает так неописуемо хороша ну хотя бы в мае когда в московские белые ночи непрозрачный сумрак окутывает золотые купола когда дивной свежестью тянет из Александровского сада. А разве не чудо наш город в дни погожей осени когда мешаются багрец и золото а Москва-река отражает густо-синее небо и мосты кажутся висящими в воздухе и все дома с медным пожаром зари в окнах заслуживают охраны государства? Бывают счастливые дни и зимой когда город кружевеет инеем а пушистый снег ручается своей нежностью и белизной что никогда не станет кошмаром сугробов непролази и гололёда.
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
1. Определите тему, основную мысль отрывка. Каков стиль текста?
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
2. Запишите ряд синонимов к наречию неописуемо.
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
3. Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме:
[ === –––– ], (когда ––––– ===), а (–––– ===), (что ===).
Тема 21. Пунктуация при союзе как
Упр. 43. Установите, что присоединяет союз как: сравнительный оборот,
придаточное предложение или приложение. Расставьте знаки и письменно объясните пунктуацию при союзе как.