Институт региональной экономики и управления

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Институт региональной экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Методические указания

По прохождению преддипломной

Практики и выполнению дипломного

Проектирования

(специальность 061000

«Государственное и муниципальное управление»)

Утверждено

На заседании кафедры

Протокол №

Санкт-Петербург

Г.

Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики (специальность 061000 «Государственное и муниципальное управление»). Методическое пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007. – 64.

Преддипломная практика и дипломное проектирование являются важнейшими элементами процесса подготовки специалистов. Методическое пособие предназначено для студентов-выпускников специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» очного и заочного обучения с целью оказания методической помощи в процессе прохождения преддипломной практики и подготовки дипломного проекта.

Составитель: профессор Исляев П.А.

доцент Пономарев А.Я.

доцент Ким О.Л.

доцент Гольм Д.О.

Рецензент:

ã Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.. 4

Цель, задачи и этапы преддипломной практики. 4

Базы прохождения преддипломной практики. 5

Тематический план прохождения преддипломной практики. 6

Распределение бюджета времени преддипломной практики. 7

Организация практики. 7

Отчет студентов о преддипломной практике. 10

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА. 12

Основные требования, предъявляемые к дипломному проекту. 13

Условия допуска студентов к подготовке дипломного проекта. 16

Обязанности студента и научного руководителя дипломного проекта 17

Выполнение исследования в рамках дипломного проекта. 20

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДЗАЩИТЫ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ, ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 31

Внешнее рецензирование дипломного проекта. 32

Подготовка доклада и презентации дипломного проекта. 34

Порядок проведения защиты дипломного проекта. 37

Критерии оценки дипломного проекта. 39

Приложение 1. 41

Приложение 2. 42

Приложение 3. 44

Приложение 4. 45

Приложение 5. 47

Приложение 6. 48

Приложение 7. 49

Приложение 8. 50

Приложение 9. 51

В соответствии с действующим государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» образовательная программа в качестве обязательного элемента должна содержать программы учебно-ознакомительной, проектно-диагностической и преддипломной практик. Организация практик может иметь различные формы, но при этом быть направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности.

Преддипломная практика и тематика дипломного проектирования должны соответствовать объектам профессиональной деятельности будущего специалиста в соответствии с ГОС по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление»:

§ различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления(прохождение преддипломной практики в коммерческих организациях и учреждениях не допускается!);

§ процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества;

§ проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований;

§ проблемы взаимодействия человека и общества, попадающие в сферу государственного и муниципального управления.

Специалист государственного и муниципального управления - менеджер в ходе практики должен быть подготовлен к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:

§ планированию индивидуальной и совместной деятельности;

§ организации работы по целям, ресурсам и результату;

§ рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом;

§ руководству малыми, средними и большими группами людей, и координации деятельности во внешней среде;

§ мотивации сотрудников;

§ представительству организации и ее внешних интересов;

§ исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций;

§ консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками;

§ инновационной деятельности в области управления.

Организация практики

Сроки и график проведения практики устанавливаются с учетом графика похождения курса. Перед началом практики выпускающая кафедра проводит общее организационное собрание руководителей практики и студентов. Во время прохождения практики студенты подчиняются режиму работы, установленному в данной организации (предприятии).

В процессе практики должна быть проделана вся аналитическая работа, подготовлена аналитическая часть проекта и намечены основные задачи, определяющие его содержание. Результаты работы студент периодически (не реже одного раза в неделю) сообщает руководителю дипломного проекта, ставит перед ним вопросы, требующие разъяснения, как по объему собранных материалов, так и по существу сделанных выводов.

Руководитель дипломного проекта определяет общую схему изучения объекта исследования, дает рекомендации по литературе и консультирует студента в период прохождения практики.

Порядок прохождения студентами преддипломной практики

Преддипломная практика проводится в соответствии с рабочей программой преддипломной практики (приложение 2). Во время прохождения практики студенты выполняют индивидуальные задания прохождения практики. По окончанию практики студенты получают характеристику от руководителя практики на предприятии.

Преддипломная практика проводится под контролем руководителя практики, при этом студент может выполнять обязанности конкретных штатных единиц администрации. Студенты могут участвовать в работах отвечающих требованиям настоящей программы: принимать участие в организации и проведении мероприятий, запланированных на текущий период работы государственной организации, в организации консультаций, лекций, выставок, конференций и других мероприятий отвечающих программе практики.

Перед началом практики студенты проходят инструктаж по технике безопасности и охране труда. На период прохождения практики на базах практики составляется план-график перемещения студентов по объектам практик. на время прохождения практики (при наличии вакантных должностей) студенты могут быть зачислены в число штатных сотрудников административного образования. Выполняемая работа должна соответствовать требованиям программы практики.

С момента зачисления студентов на рабочие места в качестве практикантов, на них распространяются, наравне со всеми работниками:

§ трудовое законодательство РФ;

§ правила охраны труда, безопасности и преддипломной санитарии;

§ Закон РФ «О государственной гражданской службе»;

§ Закон РФ «О муниципальной службе».

Ответственность за организацию и проведение практики возлагается на руководителя практики от института (руководителя дипломного проекта) и руководителя практики от организации.

Руководители практики от института (руководители дипломного проекта):

§ устанавливают связь с руководителями практик от учреждений и совместно с ними составляют план проведения практики и сверяют его на соответствие темам плана настоящей программы практики;

§ разрабатывают индивидуальные задания для студентов;

§ принимают участие в распределении студентов по рабочим местам и перемещении их по видам работ;

§ оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуального здания;

§ осуществляют контроль за выполнением студентами программы практики;

§ оценивают результаты выполнения практикантами программы практики.

Руководители практики от организации осуществляет общее руководство практикой студентов.

Контроль за работой практикантов.

Студент обязан при прохождении практики выполнить задание в полном объеме, предусмотренном программой практики. На всех этапах прохождения практики работа студентов подвергается контролю (текущему и итоговому). Контроль осуществляется руководителями практики, как от факультета, так и от государственного образования – базы прохождения практики. Систематически контролируются уровень приобретаемых умений и навыков, качество выполнения заданий, посещаемость, дисциплина.

Отчет студентов о преддипломной практике

По результатам прохождения практики каждый студент составляет письменный отчет. Формой промежуточной аттестации по итогам преддипломной практики является зачет с оценкой. Оценку выставляет руководитель практики от института (руководитель дипломного проекта) на основании:

§ заверенной печатью производственной и оценки характеристики руководителя практики от предприятия – базы проведения практики;

§ выполнения индивидуального задания;

§ наблюдений за самостоятельной работой студента;

§ составленного отчета.

В качестве отчета руководителю практики (дипломного проекта) предоставляются собранные материалы одного или нескольких разделов дипломного проекта. В отчете обязательно должно быть:

§ основная литература по теме дипломного проекта;

§ развернутый план первой главы дипломного проекта;

§ глава 2 дипломного проекта, посвященная выявлению и анализу конкретных проблем разрабатываемой темы, которая должна состоять из 3-5 параграфов и иметь относительно законченный исследовательский вид.

Оценку заносят в ведомость и зачётную книжку студента. Студенты, не выполнившие требований практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из учебного заведения. В случае пропуска преддипломной практики по болезни или иной уважительной причине студенты направляются на прохождение практики вторично, не ранее чем через полгода. Оценка за прохождение преддипломной практики приравнивается к оценкам теоретического курса обучения.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.

В государственную итоговую аттестацию по программам высшего профессионального образования студентов, экстернов и слушателей СПбГУСЭ, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», входят комплексный государственный экзамен, выполнение и защита дипломного проекта.

Цель государственной итоговой аттестации — определить уровень теоретической и практической подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и установить соответствие этого уровня, требованиям Государственных образовательных стандартов (включая федеральный, вузовский компоненты и дисциплины по выбору студентов).

Выпускная квалификационная работа будущего специалиста в сфере государственного управления должна продемонстрировать приобретение им навыков практического анализа и разрешения проблем управления, разработки проектов совершенствования систем и процессов управления.

При условии успешного прохождения государственной ито­говой аттестации выпускнику кафедры Государственного и Муниципального Управления СПбГУСЭ присваивается квалификация «менеджер» по специальности «Государственное и муниципальное управление» и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Предлагаемые «Методические рекомендации» должны по­мочь студентам в подготовке и защите дипломных проектов. Они определяют порядок выбора студентом-дипломником темы дипломного проекта и ее утверждения; устанавливают общие требования, предъявляемые к структуре, содержанию и оформлению дипломного проекта, последовательности его подготовки.

В «Методических рекомендациях» отражена система оказа­ния помощи и организации контроля за работой студентов-дип­ломников на всех этапах их работы над избранной темой со сто­роны научных руководителей и научных консультантов, определен порядок рецензирования и защиты дипломного проекта.

«Методические рекомендации» разработаны в соответствии с Государственными образовательным стандартам высшего профессионального образования по специальностям 061000 «Государственное и муниципальное управление» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утвержденным Приказом МО РФ № 1155 от 25.03.2003. В процессе их составления учитывались положения ГОСТ 7.32 – 91 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 1.5-92 «Государственная система стандартизации. Построение, изложение, оформление и содержание стандартов»; ГОСТ Р.6.30 – 2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Основные требования, предъявляемые к дипломному проекту

Цель написания дипломного проекта — систематизация теоретических знаний, полученных студентом за весь период обучения в университете, проверка умения использовать на практике методики исследования, экспериментирования и проектирования, а также определение степени подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста в сфере государственного и муниципального управления. Дипломный проект должен показать его способность логически мыслить и выбирать наиболее рациональные варианты решения управленческих задач с учетом различных точек зрения, на различных уровнях управления федеральном, региональном, местном, конкретных предприятий, организаций (ГУП, МУП и т.п.)

Основные задачи дипломного проекта:

• закрепление навыков в научно-исследовательской и практической работе в области полученной специальности и специализации;

• приобретение навыков к самостоятельному поиску информации и изучению ситуации в целях выявления конкретных проблем;

• демонстрация уровня овладения методиками исследования, экспериментирования и проектирования при решении поставленных в дипломном проекте задач;

• выявление степени подготовленности студентов к работе в реальных условиях;

• раскрытие сущности управленческих, экономических и правовых категорий, явлений и проблем по избранной теме;

• систематизация, анализ и обработка имеющегося материала;

• выработка предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности систем управления, различных конституционных уровней иерархии.

Дипломный проект должен:

• в систематизированном виде содержать исходные данные научного исследования;

• отражать ход и результаты выполнения исследования по выбранной теме;

• представлять собой самостоятельную научно-исследовательскую и практическую работу по профилю полученной специальности и специализации;

• содержать принципиально новые данные, будь то новые факты и явления или данные, обобщающие ранее известные положения с современных научных позиций либо в ином аспекте;

• охватывать материалы дискуссионного и полемического характера.

Дипломный проект должен свидетельствовать об умении студента:

• четко формулировать тему и оценивать степень ее актуальности;

• обосновать выбранные методы решения поставленных задач;

• самостоятельно работать с источниками, литературой и другими информационно-справочными материалами;

• проводить их теоретический анализ;

• отбирать нужные факты, цифровые данные и другие сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме;

• делать обоснованные выводы, формулировать научные результаты работы и давать практические рекомендации;

• излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу;

• проводить презентацию полученных результатов с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Условия допуска студентов к подготовке дипломного проекта

Студент, выполнивший все требования учебного плана по соответствующей образовательной программе, допускается к итоговой аттестации и, в частности, к подготовке и защите дипломного проекта.

Примерная тематика дипломных проектов разрабатывается выпускающими кафедрами, представляется в виде отдельного документа и периодически обновляется. Темы дипломных проектов, сформулированные на основе Примерной тематики, должны быть актуальными в научном и практическом отношениях.

Формулировка темы дипломного проекта должна давать ясное представление о том, что проект предполагает решение конкретных практических задач, способствующих повышению эффективности управленческой деятельности органов государственной или муниципальной власти, государственных или муниципальных предприятий, организаций.

При формулировании темы дипломного проекта нужно учитывать цель и задачи, объект и предмет исследования, методы и направления научного поиска. Формулировки цели и задач должны начинаться со слов: «исследование...», «совершенствование (развитие)...», «проектирование (разработка)...», «анализ (оценка)...», «повышение (снижение)...», «улучшение...» и т. п. Допускается комбинация целей и задач. Например: «анализ и совершенствование...», «проектирование и оценка...».

В качестве объекта исследования при написании работы по специальности «Государственное и муниципальное управление» могут выступать:

§ территориальное или муниципальное хозяйство в городах, регионах и т. д., включая жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, образование, учреждения культуры и отдыха и т. п.;

§ комплекс предприятий, отдельное государственное или муниципальное предприятие;

§ • сфера деятельности изучаемого объекта исследования.

В качестве предмета исследования могут выступать:

• структура (организационная, производственная, инфраструктура и т. д.);

• функция (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и т. д.);

• процесс (труд, управление и т. д.);

• характеристика (численность, эффективность и т. д.)и др.

Так же, как и цель (задачи) работы, предмет исследования может быть комплексным: «структура функций», «характеристи­ка структуры» и т. д.

Базой дипломного проектирования могут быть организации, в которых студент проходит преддипломную практику. Обязательным условием является соответствие характера решаемых им задач теме дипломного проекта и специальности, по которой он защищается.

Студенты очно-заочного, заочного отделений или экстерната могут выбрать тему дипломного проекта, связанную с их производственным профилем, если он соответствует получаемой ими специальности.

Обязанности студента и научного руководителя дипломного проекта

При выборе темы студент должен руководствоваться своим интересом к той или иной проблеме, научной специализациейкафедры, рекомендациями ее профессорско-преподавательского состава, возможностью получения исходных, в частности статистических, данных, наличием специальной информации, включая литературные источники, потребностями организации в совершенствовании процессов управления.

Выбор темы и ее утверждение должны предшествовать началу преддипломной практики. Студент, выбрав тему дипломного проекта, для ее утверждения должен подать на имя заведующего кафедры заявление (приложение 1) в следующие сроки: в сентябре — для очного отделения; в июне — для заочного отделения. Тема дипломного проекта утверждается не позднее, чем за четыре месяца до защиты приказом ректора СПбГУСЭ.

В целях оказания дипломнику научной, методической и практической помощи при подготовке дипломного проекта кафедра из числа профессорско-преподавательского состава назначает научного руководителя, который утверждается приказом ректора университета. По предложению руководителя дипломного проекта в случае необходимости кафедра может приглашать консультантов по отдельным разделам дипломного проекта в пределах установленного лимита времени, отводимого на руководство проектом.

Научный руководитель дипломного проекта:

• оказывает помощь студенту в выборе темы, разработке задания на выполнение проекта (приложение 3), которое составляется после утверждения темы и структуризации дипломного проекта, а также при необходимости разъясняет отдельные положения настоящих «Методических рекомендаций»;

• ориентирует студента в направлениях поиска необходимых источников и литературы по теме, оказывает помощь в выборе методики проведения анализа (исследования, разработки и т. д.);

• систематически консультирует студента-дипломника, контролирует график подготовки проекта, оказывает необходимую помощь студенту в подготовке вступительного слова и презентации работы в ходе ее защиты на заседании ГАК;

• дает письменный отзыв о проекте.

Невыполнение дипломником указаний руководителя или неявка на консультацию без уважительных причин, дают последнему основание отказаться от руководства дипломным проектом. Студент-дипломник несет полную ответственность за научную достоверность результатов проведенного им исследования. Научный руководитель также должен проверять их достоверность.

Студент, не выполнивший дипломный проект в срок, отчисляется из университета с предоставлением права защиты в течение первых трех лет после окончания курса обучения. (Положение о Высшей школе, Устав СПбГУСЭ)

Подготовка к дипломному проектированию

Подготовку к написанию дипломного проекта следует начинать со знакомства с литературой, включая монографии, учебные пособия и научные статьи; которые помогут дипломнику оценить степень изученности выбранной темы.

В процессе работы над источниками и литературой реко­мендуется делать выписки по фактам и событиям, относящимся к той или иной исследуемой проблеме. Выписки целесообразно делать на одной стороне листа, что в большинстве случаев об­легчает группировку и обработку материалов. При этом следует точно указывать выходные данные источников и литературы, от­куда сделаны выписки.

В своей работе дипломник должен проверять достоверность документов, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях и точно ли использовали эти документы те или иные исследователи.

После изучения источников и литературы необходимо составить подробный план дипломного проекта и согласовать его с научным руководителем, а при необходимости — и с научным консультантом. План может уточняться в процессе работы. Его окончательный вариант составляется после проработки основных источников и литературы, утверждается научным руководителем и становится обязательным документом, изменение которого возможно только с согласия руководителя.

По мере написания введения, разделов и заключения дип­ломник представляет их научному руководителю и научному консультанту и дорабатывает с учетом их замечаний и сроков, установленных графиком подготовки дипломного проек­та.

Подготовка доклада и презентации дипломного проекта

Процедура защиты дипломного проекта включает доклад выпускника, важным элементом которого является презентация дипломного проекта — представление основных результатов, полученных дипломником. Презентация обеспечивает наглядность представляемых материалов, дает возможность членам ГАК оценить как научную и практическую значимость результатов дипломного проекта, так и способность дипломника дать их компактное изложение.

Выступление должно в первую очередь давать представление об актуальности темы дипломного проекта, объекте, предмете и методах исследования, положениях, выносимых на защиту.

Основная часть доклада должна содержать: краткую характе­ристику объекта и предмета исследования, результаты проведен­ного дипломником анализа, выявленные проблемы, обоснован­ные предложения по совершенствованию исследуемой системы и направления, методы, средства реализации этих предложений, а также оценку экономической или социально-экономической эффективности реализации предложений.

В заключении приводятся выводы по результатам диплом­ного проекта.

Презентация должна включать:

• приветствие, которое позволяет представить дипломный проект и назвать его тему;

• собственно презентацию, состоящую из вступления и основной части;

• заключение.

Если взять всю продолжительность выступления за 100%, то эти составляющие должны соотноситься как 10/80/10. Продолжительность доклада, сопровождающегося презентацией, не должна превышать 10 минут.

Презентация иллюстрируется визуальными материалами, представляемыми в виде электронного слайд-фильма и выполненными в среде MS POWERPOINT.

Использование визуальных материалов позволяет, во-пер­вых, сфокусировать внимание членов ГАК на наиболее важных элементах дипломного проекта, во-вторых, подкрепить вербальное (словесное) сообщение, не повторяя его дословно, и, в-третьих, проиллюстрировать те факты, которые трудно пред­ставить устно.

При подборе иллюстративных материалов необходимо использовать принципы простоты и краткости. Графики и таблицы должны быть информативны, но их нельзя перегружать многочисленными данными.

В табличных материалах используется максимум 30 чисел. Каждое число должно состоять не более чем из 5 цифр. Напри­мер, число 18922 считается одним числом. Превышение такой разрядности чисел производит впечатление перегруженности, и внимание членов ГАК рассеивается.

В тексте одного слайда используется максимум 36 слов, исключая заголовок. Материал излагается максимум на 6 строках, в каждой из которых дается не более 6 слов. Цель текста — подкрепить основные идеи дипломного проекта. Для структуризации текстовой информации лучше использовать списки. В целях совместимости электронных презентаций для различных версий POWERPOINT все надписи необходимо выполнять шрифтом Arial.

Используются следующие виды диаграмм:

§ процент, когда необходимо сравнить данные как процентные доли от целого (секторная, круговая диаграмма); доли, если надо сравнить или ранжировать данные (гори­зонтальные или вертикальные гистограммы);

§ время, если необходимо показать изменения за период вре­мени (линейные графики);

§ частота, если необходимо показать количество предметов в увязке с различными числовыми диапазонами или характерис­тиками (линейные графики);

§ корреляции, если необходимо показать взаимосвязь между переменными (линейный график и точечная диаграмма).

В слайдах используются следующие типы заголовков:

§ название предмета, когда нет необходимости передавать конкретное послание, а нужно только представить информацию;

§ тематический заголовок, для того чтобы сообщить членам ГАК о том, какая информация будет извлечена из представлен­ных данных;

§ заголовок-утверждение, когда надо изложить вывод, сделанный докладчиком на основании представленных выше данных.

Слайды не следует перегружать эффектами анимации. Надо помнить о том, что скорость работы того компьютера, на котором делаются слайды, и того, на котором они будут демонстрироваться, может быть различной. Это несоответствие может привести к возникновению нежелательных пауз.

При оформлении фона слайдов следует избегать темных то­нов. Если в качестве фона используется какое-либо изображе­ние, следует проверить, хорошо ли виден на таком фоне текст.

После подготовки всех визуальных материалов следует про­вести предварительную репетицию, что позволит должным обра­зом отрегулировать темп речи докладчика и скорость показа слайдов.

Приложение 1

1. Индивидуальный план работы студента

(Примерная схема)

Содержание работы по выполнению программы преддипломной практики. (Смотри приложение № 2).

Содержание творческого задания, самостоятельного выбранного и разработанного каждым студентом.

Приложение 2

Приложение 3

Образец заявления на прикрепление к кафедре для написания дипломного проекта

Заведующему кафедрой государственного
и муниципального управления
доктору экономических наук,
профессору Р.А. Исляеву
студентки 5-го курса очного отделения
Воробьевой Ирины Александровны
Тел. 333-33-33 (дом.) 444-44-44 (раб.)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне подготовку дипломного проекта на кафедре государственного и муниципального управления.

Предполагаемая тема дипломного проекта_____________________

____________________

(личная подпись студента)

(дата)

Приложение 4.

Образец задания на выполнение дипломной работы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИАСА И ЭКОНОМИКИ

Институт региональной экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой государственного
и муниципального управления
доктор экономических наук,
профессор Р.А. Исляев
__________________________________

Задание

на выполнение дипломного проекта

Студенту (ке)_______________________________________________________

Курс_________ специальность__________________

Срок сдачи студентом законченной работы___________________

Исходный данные к работе

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в дипломном проекте:

____________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Научный руководитель _____________________________________________

Задание принял к исполнению ______________________________________

«___»_________________200_ г. ____________________

Приложение 5.

Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Институт региональной экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

«Название дипломного проекта»

Зав. Кафедрой ГМУ  
Д.э.н., профессор _________________________Р.А. Исляев
   
   
Научный руководитель  
(уч. степень, звание) ________________________А.А. Петров
   
   
Студент ________________________Е.Е. Иванов

Санкт-Петербург

Приложение 6.

Образец оформления содержания дипломного проекта

СОДЕРЖАНИЕ

.

ВВЕДЕНИЕ Стр
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДНЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
1.1 Экономические категории в управлении доходными ресурсами муниципальных образований
1.2 Подходы и методы к развитию доходной базы муниципального бюджета
1.3    
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ДОХОДНЫЕ РЕСУРСЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)    
2.1 Промышленный потенциал региона как основа формирования бюджета
2.2 Анализ доходной части бюджетов муниципальных образований региона  
2.3    
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА    
3.1 Увеличение доходов местного бюджета от производственных объектов муниципальной собственности  
3.2 Повышение доходов муниципального бюджета от объектов интеллектуальной собственности  
3.3 Управление инвестиционными ресурсами путем привлечения доходов населения  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 7

Образцы оформления подстрочных ссылок

Ссылки на нормативные акты

1.При первом упоминании нормативного акта (кроме Конститу­ции) следует втексте или сноске указать его полное наименование, кем и когда принят; в сноске обязательно дать источник.

Пример I

В соответствии с Законом Российской Федерации № 3520-1 от 23.09.92 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»...1

1 Экономика и жизнь. 1992. № 42. С. 18-20.

2. При дальнейшем упоминании того же акта можно использовать его краткое название, например: в соответствии со ст. 3 Закона «О то­варных знаках...». Однако обязательно следует привести номер статьи или пункта акта, имеющих отношение к вопросу.

Приложение 8

Образец оформления списка сокращений.

Список сокращений

АН РФ Академия наук РФ
АРМ Автоматизированное рабочее место
АУП Административно-управленческий персонал
Вестн.МГУ Журнал “ Вестник Московского университета” Серия “ Право”
ВВП валовый внутренний продукт
ВНИИДАД Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела
ГД РФ Государственная Дума РФ
ГК РФ Гражданский кодекс РФ
ГСДОУ Государственная система документационного обеспечения управления
Д. дело
ЕАСТ Европейская ассоциация европейской торговли
ЕОК Европейская организация по качеству
ЕС Европейский союз
ЕСОМАР Европейское общество общественного мнения и маркетинговых исследований
ЕСО Международная организация по стандартизации
ИПС информационно-поисковая система
Л. лист
М.,СПб сокращения от “ Москва”, “Санкт- Петербург”
МБТ Московское бюро труда
МИС маркетинговая информационная система
Минюст Министерство юстиции РФ
МОТ Международная организация труда
МТП Международная торговая палата
МУП муниципальное унитарное предприятие
НДС налог на добавленную стоимость
НИО

Наши рекомендации