Норма – первичная единица права.
Лекция 2
В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:
1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;
2) неодинаковым мировоззрением исследователей;
3) сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.
Как известно, государство существовало не всегда. Земля образовалась приблизительно 4,7 млрд лет назад, жизнь на Земле - около 3-3,5 млрд лет назад, люди на Земле появились около 2 млн лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования - около 5 тыс. лет назад.
Таким образом, сначала появилось общество, которое в процессе своего развития пришло к необходимости создания таких важных общественных институтов, как государство и право.
Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество.
Общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы.
Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.
Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов.
Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.
Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.
В первобытной общине существовали следующие институты власти:
а) лидер (предводитель, вождь);
б) совет старейшин;
в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.
для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны особенности:
1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;
2) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;
5) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть. талион
Археологические и другие научные данные свидетельствуют о том, что на рубеже X-XIIтысячелетий до н.э. неблагоприятные изменения климата, они повлекли изменение фауны и флоры- исчезли животные и растения, которые человек употреблял в пищу.
Эти изменения угрожали существованию человека как биологического вида, что привело к необходимости переходить на новый способ существования и воспроизводства - к производящей экономике.
На протяжении данного периода происходил переход от охоты, рыболовства, собирательства, примитивных форм земледелия и скотоводства к более развитым формам земледелия (полив, пашня на примитивном уровне.), а в сфере скотоводства - к пастбищному, отгонному и др.
Этот переход сопровождался селекционной деятельностью как в области скотоводства, так и земледелия. Постепенно человек научился изготовлять керамические предметы, а впоследствии перешел к металлообработке и металлургии.
Данный переход повлек и перестройку организации властных отношений, в том числе появление ранних государственных образований - раннеклассовых городов-государств.
Возникновение, а затем и расцвет ранних земледельческих обществ, привели к появлению на их основе первых цивилизаций. Они возникли первоначально в долинах крупных рек - Нила, Евфрата, Инда, Тигра, Янцзы и др., что можно объяснить наиболее благоприятными климатическими и ландшафтными условиями этих территорий.
Переход к производящей экономике обусловил и рост человечества, что необходимо для расцвета цивилизации. Производящая экономика привела к усложнению организации производства, появлению новых организационных и управленческих функций, необходимости регулировать сельскохозяйственное производство, нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общины, результаты его труда, участие в создании общественных фондов, распределять долю созданного продукта.
Производящая экономика привела к росту производительности труда и появлению прибавочного продукта. Возникновение прибавочного продукта, в свою очередь, привело к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) и как следствие - к дальнейшему расслоению общества по социальному признаку. Происходит, в частности, отделение верхушки от основной массы производителей, поскольку верхушка не участвует в материальном производстве. Постепенно формируются классы, слои в обществе, различающиеся по своим интересам и потребностям.
Таким образом, неолитическая революция, обусловившая переход человечества к производящей экономике, объективно привела первобытное общество к его расслоению, появлению классов и затем - к возникновению государства.
Нормы права и нормы морали
Мораль возникает из нашей потребности (назовем ее социальная) в согласовании нашего поведения с интересами общества.
Нельзя разграничить право и мораль, они действуют в системе социальных и общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и норм морали.
Мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулируют их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству. Мораль поддерживается личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения, определенного класса, социальной группы.
Мораль (нравственность) – представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, достоинства, долга итд.
Норма права – единоличное общеобязательное правили, определяющее вариант поведения людей в типичной жизненной ситуации, закрепленное в нормативно-правовом акте и обеспеченное государством.
Поэтому под субъективным правом понимаются те конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности. Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в законах и других нормативных правовых актах.
Для субъективного права характерны:
а) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;
б) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;
в) возникновение в результате правоотношения как его содержания;
г) защита и охрана государством.
Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права. Объективное право предшествует появлению субъективного права и служит критерием оценки поведения или действий человека.
Источники права
Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.
По другому еще говорят «правовой памятник»
Виды источников права
Состав и система источников права, существующих в той или иной стране опреднлены историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.
В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]:
- естественное право (Есте́ственное пра́во (лат. jus naturalis) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий).
- нормативный правовой акт;
- нормативный договор;
- правовой прецедент (судебный ,административный);
- правовой обычай;
- религиозные догмы;
- правовая доктрина;
- принцип права;
- правосознание
Но самым первым источником права следует считать правовой обычай
Лекция 2
В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:
1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;
2) неодинаковым мировоззрением исследователей;
3) сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.
Как известно, государство существовало не всегда. Земля образовалась приблизительно 4,7 млрд лет назад, жизнь на Земле - около 3-3,5 млрд лет назад, люди на Земле появились около 2 млн лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования - около 5 тыс. лет назад.
Таким образом, сначала появилось общество, которое в процессе своего развития пришло к необходимости создания таких важных общественных институтов, как государство и право.
Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество.
Общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы.
Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.
Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов.
Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.
Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.
В первобытной общине существовали следующие институты власти:
а) лидер (предводитель, вождь);
б) совет старейшин;
в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.
для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны особенности:
1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;
2) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;
5) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть. талион
Археологические и другие научные данные свидетельствуют о том, что на рубеже X-XIIтысячелетий до н.э. неблагоприятные изменения климата, они повлекли изменение фауны и флоры- исчезли животные и растения, которые человек употреблял в пищу.
Эти изменения угрожали существованию человека как биологического вида, что привело к необходимости переходить на новый способ существования и воспроизводства - к производящей экономике.
На протяжении данного периода происходил переход от охоты, рыболовства, собирательства, примитивных форм земледелия и скотоводства к более развитым формам земледелия (полив, пашня на примитивном уровне.), а в сфере скотоводства - к пастбищному, отгонному и др.
Этот переход сопровождался селекционной деятельностью как в области скотоводства, так и земледелия. Постепенно человек научился изготовлять керамические предметы, а впоследствии перешел к металлообработке и металлургии.
Данный переход повлек и перестройку организации властных отношений, в том числе появление ранних государственных образований - раннеклассовых городов-государств.
Возникновение, а затем и расцвет ранних земледельческих обществ, привели к появлению на их основе первых цивилизаций. Они возникли первоначально в долинах крупных рек - Нила, Евфрата, Инда, Тигра, Янцзы и др., что можно объяснить наиболее благоприятными климатическими и ландшафтными условиями этих территорий.
Переход к производящей экономике обусловил и рост человечества, что необходимо для расцвета цивилизации. Производящая экономика привела к усложнению организации производства, появлению новых организационных и управленческих функций, необходимости регулировать сельскохозяйственное производство, нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общины, результаты его труда, участие в создании общественных фондов, распределять долю созданного продукта.
Производящая экономика привела к росту производительности труда и появлению прибавочного продукта. Возникновение прибавочного продукта, в свою очередь, привело к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) и как следствие - к дальнейшему расслоению общества по социальному признаку. Происходит, в частности, отделение верхушки от основной массы производителей, поскольку верхушка не участвует в материальном производстве. Постепенно формируются классы, слои в обществе, различающиеся по своим интересам и потребностям.
Таким образом, неолитическая революция, обусловившая переход человечества к производящей экономике, объективно привела первобытное общество к его расслоению, появлению классов и затем - к возникновению государства.
Нормы права и нормы морали
Мораль возникает из нашей потребности (назовем ее социальная) в согласовании нашего поведения с интересами общества.
Нельзя разграничить право и мораль, они действуют в системе социальных и общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и норм морали.
Мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулируют их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству. Мораль поддерживается личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения, определенного класса, социальной группы.
Мораль (нравственность) – представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, достоинства, долга итд.
Норма права – единоличное общеобязательное правили, определяющее вариант поведения людей в типичной жизненной ситуации, закрепленное в нормативно-правовом акте и обеспеченное государством.
Норма – первичная единица права.
Совокупность норм права образует право в целом, составляет систему права.
Норма права, в отличии от норм морали и обычаев, четко формирует права и обязанности сторон общественного отношения и закрепляется в официальных письменных источниках.
Правовые нормы имеют следующие признаки:
1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.