Микрорайон ,как первичная единица, жилая единица.

Микрорайо́н — административно-территориальная и планировочная единица городской структуры, состоящая из элементов жилой среды и учреждений общественного обслуживания (социальной инфраструктуры), характерная для планировки и застройки городов СССР и некоторых других социалистических стран. Авторами концепции микрорайона считаются английский теоретик градостроительства Томас Адамс (Thomas Adams

) и американский планировщик Кларенс Артур Перри, опубликовавший в 1929 году идеальную схему городского микрорайона. Позднее эта схема была освоена и переработана советскими градостроителями (в частности Кратюком) и стала основным типом организации жилой среды активно строившихся городов СССР.

Классический микрорайон состоит из 3—4 жилых групп, каждая из которых представляет собой несколько средне- или многоэтажных жилых домов, как правило, типовых серий, выходящих в обширный общий двор с расположенным по центру детским садом (яслями). Своеобразным ядром микрорайона служит школа, обычно с небольшим стадионом на пришкольном участке. 2—3 микрорайона образуют более крупную планировочную единицу — жилой район.

Типы жилой застройки можно классифицировать следующим образом:

- плотная квартальная застройка;
- застройка укрупненными кварталами;
- микрорайон;
- блокированная застройка;
- застройка индивидуальными жилыми домами.

Баланс территории микрорайона.

Жилые дома расположены по периметру микрорайона группами ближе к центру микрорайона, что позволяет создать единую дворовую зону. Жилые группы домов запроектированы так, чтобы их дворовые пространства были максимально защищены от воздействия неблагоприятных природных условий. Здания, располагающиеся вдоль транспортных магистралей, служат защитным экраном от ветров. Дворовые территории микрорайона хорошо озеленены и имеют достаточно большие территории, на которых возможно разместить все необходимые планировочные элементы благоустройства.

Блокированная застройка(ул. Амундсена, ул. Волгоградская, пер. Печатников, ул. Расковой) − тип малоэтажной жилой застройки с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять, при котором расположенные в ряд однотипные жилые дома блокируются друг с другом боковыми стенами. Каждый из таких домов имеет отдельный вход, небольшой палисадник и гараж. Предназначен для проживания одной семьи. Плотность застройки блокированными домами достаточно высока, а изолированность квартир создает комфортные условия проживания в них. Наиболее распространенный способ блокировки — рядовой, предусматривающий рядовое примыкание прямоугольных блок-квартир одна к другой.

Индивидуальная жилая застройка(ул. Ландышевая, пер. Земляничный, ул.Брусничная) – одноквартирная жилая застройка этажностью до 3 этажей включительно, с обеспечением, как правило, непосредственной связи квартир с земельным участком.

Коттеджная застройка появилась у нас недавно, в конце 90-х годов XXв, как правило располагается рядом с городом и имеет собственную инфраструктуру, что позволяет жить с максимальным комфортом. Такой тип жилья является самым оптимальным, благоприятным для жизни людей.

Размещение и расположение портовых зон.

Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

17) Характеристики компазиционных приемов жилой застройки. Жилая застройка, особенно наиболее плотная ее часть должна быть расположена вблизи транспортных узловых остановок. К каждому жилому , сооружению и ко всем хозяйственным пристройкам, к школам, детским садам и центрам обслуживания должен быть обеспечен проезд. Основные > нормы на проектирование этих проездов основываются на том, что движение будет проходить со скоростью 30 км/ч. Ширина проездов к жилым .сооружениям и хозяйственным площадкам 3,5 м (при одной ленте движения), а к крупным сооружениям, обладающим значительной человекоемкостью 5,5 м (две ленты движения). При этом проезды шириной 3,5 м должны иметь через каждые 100 м разъездные площадки шириной вместе с проездом 6 м и длиной 15 м (по В. А. Черепанову). Следует избегать тупиковых проездов длиной более 150 м, так как они вызывают необходимость движения в прямом и обратном направлении, что увеличивает пробег машины в среднем в 2 раза. При планировке жилых улиц и внутренних проездов необходимо учитывать трассы основных инженерных сетей, рельеф местности и нормальные условия отвода поверхностных вод. Автостоянки и гаражи следует, как правило, располагать у въездов в микрорайоны, чтобы исключить излишнее движение машин по внутренним проездам.

Особенностью современного этапа развития архитектуры является представление о равноценности всех видов застройки жилого района с точки зрения ее художественной ценности.

Не только центр, но и жилые здания, и благоустройство междомовых территорий, и пешеходные внутренние про-ходы — все должно быть подчинено принципам гармоничного построения среды. Однако роль центра и жилых зон в этом гармоничном целом различны.

Разделение композиционных ролей общественных и жилых элементов в жилых районах современного города определено принципами их пространственной организации. Они обусловливают спокойное, «фоновое» решение жилой застройки, расположенной в зелени внутриквартирных пространств, и концентрацию общественных сооружений в общественных центрах как микрорайонного, так и районного масштаба.

Различие композиционной роли рядовых и уникальных градостроительных элементов типично для всех этапов истории архитектуры, но масштабы этой проблемы в современной советской архитектуре выросли в основном под влиянием огромных объемов нового строительства. Это определяет закономерности формообразования массовой застройки. Одной из главных задач современной советской архитектуры стала организация крупных фрагментов застройки города — его новых жилых образований. Объектом творчества является здесь сложная объемно-пространственная система, образованная связанными между собой пространственными и пластическими архитектурными элементами.

Жилой район — сложный организм, включающий десятки различных зданий — жилые дома, школы, детские учреждения, торговые центры, элементы благоустройства. Этот состав архитектурных объемов и пространств жилого комплекса определяет характер, масштаб и пластику его форм, а следовательно и композиционное значение жилых комплексов в общей системе.

18) Функциональные и архитектурные особенности в расположении и планировки центральной части городаГорода являются материальной средой, в которой протекает жизнь сотен миллионов людей. Здесь люди трудятся, отдыхают, получают образование, приобретают трудовые навыки и специальность. Планировочная структура городов наиболее удобна и в гигиеническом отношении благоприятна тогда, когда пром-сть, имеющая вредное влияние, размещена в специальных районах и отделена от селитебныхзон необходимыми санитарными разрывами, когда создана разумная сеть магистралей, организующих городское движение, когда территория города и особенно его жилые р-ны хорошо озеленены и зелёные насаждения органично сочетаются с пригородными лесопарками, когда в планировке и застройке городов продумана и практически решена разветвленная сеть культурного, медицинского, учебного, торгового, хозяйственно-бытового и других видов обслуживания населения и, наконец, когда на высоком техническом уровне решен комплекс инженерного оборудования и благоустройства. При этом в планировке и застройке городов должны быть учтены возможности развития социального и научно-технич. прогресса. Города должны быть удобны не только для современников, но и для ближайших преемников. Все эти условия не могут быть обеспечены старыми традиционными приемами планировки и застройки населенных мест. Создается новая структура промышленных, жилых и пригородных зон, для к-рой особое значение имеет удобная система культурно-бытового и других видов обслуживания населения.Прогрессивный градостроительный опыт ряда стран показывает, что такая система может быть создана путем функционального объединения групп жилых домов в микрорайоны, так как квартальная застройка не вмещает все необходимые объекты обслуживания. В пределах микрорайона размещаются детские дошкольные учреждения, школы, первичные общественные центры, магазины товаров первой необходимости, кафе, столовые, сады для отдыха.Микрорайоны объединяются в жилой р-н, имеющий центр, где размещаются кинотеатры или дома культуры, районные парки, поликлиники, родильные дома, торговые и др. объекты. В административно-общественном центре города размещаются городские адм., торговые и хоз. учреждения, театры, концертные залы, сады и парки, а иногда и спортивные сооружения. И, наконец, пригородные зоны обслуживают население объектами кратковременного и длительного отдыха и лечения (санатории, дома отдыха, туристские базы, пионерские лагеря, водные станции и пляжи).Важнейшей частью городов являются пром. р-ны, здесь трудится большая часть населения. От планировки и застройки этих р-нов во многом зависят условия труда. В проектировании и строительстве пром. р-нов надо учитывать обеспечение необходимых санитарно-гигиенических требований, удобную взаимосвязь с жилыми р-нами, всестороннее обслуживание рабочих и служащих, возможность кооперирования для комплекса размещаемых в районе предприятий вспомогательных производственных и транспортных сооружений, инженерного оборудования и благоустройства территории. Общими могут быть ремонтные хозяйства, объекты энергоснабжения, системы водоснабжения, канализации и очистки сточных вод, единые транспортные подъезды и необходимое ж.-д., автомобильное и портовое хозяйство. Комплексная застройка пром. районов имеет большие экономия, преимущества и может осуществляться на основе детальных проектов планировки пром. р-нов.


Наши рекомендации