Норма права (юридическая норма) - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Следовательно, нормативная правовая установка – это элемент естественного права, а юридическая норма – элемент позитивного права.

Не все нормативные установки естественного права являются юридическими нормами. А многие юридические нормы (организационные, организационно-технические, многие процедурные) вообще не связаны с естественным правом.

Признаки нормы права (юридической нормы):

1. Отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения.

2. Обладает общеобязательным характером(она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей).

3. Обладает нормативностью (она представляет общее правило, эталон поведения, его меру, не исчерпывается однократным действием, а применяется до тех пор, пока не будет отменена в установленном порядке).

4. Представляет собой модель регулируемых общественных отношений (важнейший вид норм – правила поведения - имеют представительно-обязывающий характер, т.е. такие нормы не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов юридические обязанности).

Раскрывая содержание нормы права (это единство всех составляющих ее элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями), в литературе выделяют:

а) логическое содержание нормы, сводящееся к заключенному в ней суждению, т.е. мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах или явлений объективной действительности;

б) социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение в единстве его объективного и субъективного составов;

в) волевое содержание нормы, которое заключается в стремлении государства, властвующего класса или социальной группы определенным образом урегулировать общественные отношения, используя при этом имеющиеся у государства возможности.

2.Важное место принадлежит классификации норм права, что позволяет точнее уточнить их природу и назначение в системе нормативного регулирования общественных отношений.

Выделяют следующие основные виды правовых норм.

1. По функциям в механизме правового регулирования имеются: исходные правовые нормы, нормы – правила поведения, общие и специальные нормы.

1.1. Исходные нормы определяют цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляют правовые категории и понятия. Они имеют наиболее общий характер и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений.

В их состав входят: нормы-начала, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни и содержащиеся в Конституции. Нормы-принципы – это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Определительно-установочные нормы определяют цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет формы и средства правового регулирования, закрепляют целевые установки законодателя. Нормы-дефиниции, содержащие определения конкретных юридических категорий и понятий.

1.2. Нормы-правила поведения непосредственно указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителям. В этих нормах получают логическое развитие и детализацию исходные правовые нормы.

1.3. Общие и специальные нормы различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Специальные нормы относятся к специальным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-то вид родовых общественных отношений, образуют особенную часть отраслей.

2. В зависимости от предмета правового регулирования(по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные и т. д.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные (уголовные, гражданские и прочие), которые показывают субъекту, что дает ему право и что оно от него требует. Процессуальныерегулируют организационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отношению к последним процессуальные нормы носят вторичный, производный характер. Далеко не всегда они группируются в отдельные отрасли (уголовное процессуальное, гражданско-процессуальное), а образуют своеобразную правовую совокупность, создавая определенный раздел соответствующей отрасли права.

3. В зависимости от методов правового регулирования нормы делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные:

3.1.Императивные, содержащие категорические, строго обязательные властные предписания. Таковыми являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные нормы будут таковыми всегда;

3.2.Диспозитивные, содержащие свободу усмотрения варианта поведения субъектов в пределах законных средств урегулирования отношений;

3.3.Поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение, заключающееся в добросовестном выполнении субъектом своих юридических и общественных обязанностей, либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования;

3.4.Рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант урегулирования общественных отношений. По мере развития рыночных отношений данные нормы будут приходить на смену части императивных норм.

4. В зависимости от формы выражения предписания нормы делятся на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

4.1.Управомачивающие (правоустановительные) предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий (содержат в тексте слова «вправе», «имеет право», «может»);

4.2. Обязывающие возлагают на субъекта обязанность совершить те ила иные положительные действия (для них характерны слова «обязан», «должен»);

4.3.Запрещающие формулируют воздержание субъекта от названного в нормах неправомерного поведения, которое признается законом правонарушением (они сопровождаются словами «запрещается», «не вправе», «не может быть» и т.д.).

Среди иных оснований классификации юридических норм нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера их действия. Можно вполне согласиться с профессором В.К. Бабаевым, считающим, что они в большей степени подходят для классификации не норм права, а нормативных актов.

3.Выступая «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, обладающее признаками структурированности.

Структура юридической нормы есть упорядоченная совокупность необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Однако характер этих элементов, их количество, расположение, способ связи и назначение зависят от вида юридических норм. Поэтому различают структуру исходных норм и норм – правил поведения.

Структура исходных юридических норм. Эти нормы законодательно закрепляют (учреждают) какое-либо правовое положение материального или процедурного характера. Делается это путем его словесного обозначения или указания на существенные признаки. Эти признаки правового понятия, явления, принципа, общественно-политической ситуации и выступают в качестве структурных элементов исходной правовой нормы.

Структура норм-правил поведения. Широкое признание в правоведении получило мнение С.А. Голунского и М.С. Строговича о трехчленном строении таких норм (гипотеза, диспозиция, санкция).С позиции формальной логики ее структура выражается формулой: «если - то - иначе», то есть если будут иметь место указанные в норме обстоятельства (гипотеза), то одно лицо вправе, а другое обязано совершить предусмотренные нормой действия (диспозиция), а иначе для лица, не исполнившего обязанность, наступают, неблагоприятные последствия (санкция).

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия (время, место, субъектный состав и т. д.), с наступлением которых действует данная норма.

В зависимости от характера закрепленных в норме обстоятельств, с которыми она связывает наступление (прекращение) юридических последствий, различают простые, сложные и альтернативные гипотезы.

Простая - это гипотеза, в которой указанно одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы (наступление юридических последствий).

Сложная гипотеза предполагает наличие или отсутствие одновременно двух или нескольких обстоятельств, с которыми данная норма связывает определенные юридические последствия.

Альтернативная гипотеза ставит действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Диспозиция - элемент нормы права, содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

В зависимости от способа формулирования диспозиции в статьях нормативных актов принято выделять простые, описательные, ссылочные и бланкетные диспозиции.

Простая диспозиция только указывает на само правило поведения, не раскрывая, не разъясняя его.

Описательная диспозиция содержит указания существенных признаков поведения.

Ссылочная диспозиция не содержит правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме.

Разновидностью ссылочной является бланкетная диспозиция, которая отсылает не к нормам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам.

Санкция - элемент нормы, содержащий указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении диспозиции.

Санкция правовой нормы – понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных последствий санкция может предусматривать:

меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба); это санкции карательные или штрафные и др.);

меры предупредительного воздействия (привод, отмена акта государственного органа, снос самовольно возведенных строений и др.);

меры защиты или правовосстановительные санкции (восстановление на прежней работе служащего, ранее незаконно уволенного и др.); назначение указанных мер – устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав;

неблагоприятные последствия из-за поведения самого субъекта (неявка без уважительной причины на врачебный осмотр).

Санкции норм права классифицируют и по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий:

абсолютно-определенные санкции, которые предельно точно определяют размеры (объем) неблагоприятных последствий (точно обозначенный размер штрафа, увольнение и т.д.);

относительно-определенные санкции определяют рамки неблагоприятных последствий от минимальных до максимальных («от» и «до» - именно так сформулированы многие санкции уголовно-правовых норм);

альтернативные санкции называют или перечисляют несколько видов неблагоприятных последствий через соединительно-разделительные союзы «или», «либо», из которых правоприменитель выбирает одно – наиболее целесообразное для решаемого случая (ст. 214 УК РФ, касающаяся вандализма).

4.Норма права, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве его формы.

Имеется три случая изложения нормы права в статье нормативного акта:

1) все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. Это наиболее типичный случай. В уголовно-правовых нормах диспозицию как третий элемент нормы следует проявлять логическим путем. Например: «получение взятки запрещено» и т.д.

2) В одну статью нормативного акта включено несколько правовых норм. Так, ст. 24 ГПК РФ, предусматривающая последствия заявления об отводах, состоит из трех частей, и каждая из них является самостоятельной нормой.

3) Элементы нормы права излагаются в нескольких статьях. Например, ст.12 и 13 Семейного кодекса РФ содержат условия заключения брака (гипотеза), ст.10, 11 определяют порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 28, 30 указывают основания и последствия признания брака недействительным.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к законодательству вообще.

Наши рекомендации