I. Наблюдения над ударением в словах
(11а доске записаны слова, разделённые на слоги.) () си, ба-боч-ка, па-ук, жук.
Прочитайте первое слово. Сколько слогов в слове оса!
(Два.)
(' одинаковой ли силой они произносятся? (Учащиеся произносят слово оса хором.)
Какой слог произносится сильнее? (Второй.) К слове оса ударение падает на второй слог. (Учитель ставит ударение в слове. Аналогичная работа про-имцитси со словами бабочка, паук.)
\ 1рочитайте последнее слово. Как вы думаете, нужно ли
и нём ставить ударение? Почему?
— На какой слог по счету может падать ударение? (На первый, на второй, на третий, на четвёртый...) 2. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 39).
— Прочитайте стихотворение.
— Придумайте заголовок к этому стихотворению.
— О чём говорится в этом стихотворении? Почему один из слогов в слове назвали ударным? Обоснуйте свой ответ.
— Прочитайте стихотворение так, как сказано в учебнике.
— Прочитайте сведения о языке.
— Что такое ударение?
— Какой слог называется ударным?
— Какой слог называется безударным?
— Как обозначается ударение в словах? Упр. 2 (с. 40).
— Рассмотрите схемы слов. Что вы заметили? Почему в последней схеме нет ударения?
— Чем похожи вторая и третья схемы? Чем они отличаются?
— Выполните задание. В словах обозначьте ударение. Упр. 3 (с. 40).
— Прочитайте народную песенку.
— Подумайте, когда люди могли исполнять эту песню. Обоснуйте свой ответ. К кому они обращались?
— Почему не над всеми словами стоит знак ударения?
— Прочитайте задание. Выполните его в парах.
— Прочитайте, что нужно запомнить.
— В каких словах не ставится знак ударения? (В односложных и с буквой Ё.)
— Как при произношении мы выделяем ударный слог? Упр. 4 (с. 41).
— Прочитайте слова в каждом столбике. Что вы заметили? Почему каждое слово написано три раза?
— Найдите слова, в которых ударение обозначено верно.
Запишите их, обозначив ударный слог. . — Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как называется словарь, в котором можно посмотреть'
правильное произношение слова? (Орфоэпический.} Упр. 5 (с. 41).
— Откройте орфоэпический словарь.
— Выполните задание.
V. Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Вместе с солнышком встаёт, • Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 6 (с. 42).
— Прочитайте стихотворение.
— О каких словах идёт речь в этом стихотворении? Приведите примеры таких слов. Упр. 7 (с. 42).
— Прочитайте слова в каждом столбике. Что вы заметили? (Слова имеют одинаковое написание.}
— Рассмотрите рисунки. Что означают данные слова?
— Выполните задание.
Сказка про ударение
Дело в том, что давным-давно слоги не имели ударения. Они пыли трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит.
Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда I ||пги живут сами по себе,
Но когда слоги объединяются, чтобы образовать слово, ударение, конечно, нужно.
Только слоги об этом не знали.
Начали они образовывать слова. Некоторые слова получились понятные, а некоторые — непонятные.
Когда, например, слоги образовывали слова ель, ёжик, селёдка, л 'Иоква, всё было понятно. А вот со словами село, замок, пугало, гвоз-1>нкн получались недоразумения.
Пришёл человек в хозяйственный магазин, попросил замо'к. Л нродавеп удивляется: «Откуда я вам замок достану?!» А другой че-||(шек хотел купить дочке к Восьмому марта гвоздики, а ему предло-
* или килограмм гвоздиков.
Тогда слоги написали письмо в Грамматику, и оттуда им присла-
•|Ц ударение. Вот такое: «'». Чтобы они устанавливали его над теми I шспыми, которые обозначают ударный слог. И с тех пор все недо-|ч! (умения кончились. Солнце село за село, замок закрыли на замок,
гвоздики и гвоздики стали продавать в разных магазинах, а огородное пугало всех пугало, а не наоборот,
— Что нового вы узнали из сказки? Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод. (Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.)
— А может в слове быть несколько ударных слогов? (Нет. Бели все слоги произнести с одинаковой силой, то и слова не получится.)
VII. Рефлексия
— Как вы разобрались в новом материале?
— Что такое ударение?
— Какой слог называется ударным?
— Какой слог называется безударным?
— Когда в словах не ставится знак ударения?
— Оцените свою работу на уроке.