I. Наблюдения над ударением в словах

(11а доске записаны слова, разделённые на слоги.) () си, ба-боч-ка, па-ук, жук.

Прочитайте первое слово. Сколько слогов в слове оса!

(Два.)

(' одинаковой ли силой они произносятся? (Учащиеся произносят слово оса хором.)

Какой слог произносится сильнее? (Второй.) К слове оса ударение падает на второй слог. (Учитель ставит ударение в слове. Аналогичная работа про-имцитси со словами бабочка, паук.)

\ 1рочитайте последнее слово. Как вы думаете, нужно ли

и нём ставить ударение? Почему?

— На какой слог по счету может падать ударение? (На пер­вый, на второй, на третий, на четвёртый...) 2. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 39).

— Прочитайте стихотворение.

— Придумайте заголовок к этому стихотворению.

— О чём говорится в этом стихотворении? Почему один из слогов в слове назвали ударным? Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте стихотворение так, как сказано в учебнике.

— Прочитайте сведения о языке.

— Что такое ударение?

— Какой слог называется ударным?

— Какой слог называется безударным?

— Как обозначается ударение в словах? Упр. 2 (с. 40).

— Рассмотрите схемы слов. Что вы заметили? Почему в по­следней схеме нет ударения?

— Чем похожи вторая и третья схемы? Чем они отличаются?

— Выполните задание. В словах обозначьте ударение. Упр. 3 (с. 40).

— Прочитайте народную песенку.

— Подумайте, когда люди могли исполнять эту песню. Об­оснуйте свой ответ. К кому они обращались?

— Почему не над всеми словами стоит знак ударения?

— Прочитайте задание. Выполните его в парах.

— Прочитайте, что нужно запомнить.

— В каких словах не ставится знак ударения? (В однослож­ных и с буквой Ё.)

— Как при произношении мы выделяем ударный слог? Упр. 4 (с. 41).

— Прочитайте слова в каждом столбике. Что вы заметили? Почему каждое слово написано три раза?

— Найдите слова, в которых ударение обозначено верно.

Запишите их, обозначив ударный слог. . — Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как называется словарь, в котором можно посмотреть'

правильное произношение слова? (Орфоэпический.} Упр. 5 (с. 41).

— Откройте орфоэпический словарь.

— Выполните задание.

V. Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Вместе с солнышком встаёт, • Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 6 (с. 42).

— Прочитайте стихотворение.

— О каких словах идёт речь в этом стихотворении? Приве­дите примеры таких слов. Упр. 7 (с. 42).

— Прочитайте слова в каждом столбике. Что вы заметили? (Слова имеют одинаковое написание.}

— Рассмотрите рисунки. Что означают данные слова?

— Выполните задание.

Сказка про ударение

Дело в том, что давным-давно слоги не имели ударения. Они пыли трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит.

Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда I ||пги живут сами по себе,

Но когда слоги объединяются, чтобы образовать слово, ударение, конечно, нужно.

Только слоги об этом не знали.

Начали они образовывать слова. Некоторые слова получились понятные, а некоторые — непонятные.

Когда, например, слоги образовывали слова ель, ёжик, селёдка, л 'Иоква, всё было понятно. А вот со словами село, замок, пугало, гвоз-1>нкн получались недоразумения.

Пришёл человек в хозяйственный магазин, попросил замо'к. Л нродавеп удивляется: «Откуда я вам замок достану?!» А другой че-||(шек хотел купить дочке к Восьмому марта гвоздики, а ему предло-

* или килограмм гвоздиков.

Тогда слоги написали письмо в Грамматику, и оттуда им присла-

•|Ц ударение. Вот такое: «'». Чтобы они устанавливали его над теми I шспыми, которые обозначают ударный слог. И с тех пор все недо-|ч! (умения кончились. Солнце село за село, замок закрыли на замок,

гвоздики и гвоздики стали продавать в разных магазинах, а огородное пугало всех пугало, а не наоборот,

— Что нового вы узнали из сказки? Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод. (Ударение помогает разли­чать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.)

— А может в слове быть несколько ударных слогов? (Нет. Бели все слоги произнести с одинаковой силой, то и слова не получится.)

VII. Рефлексия

— Как вы разобрались в новом материале?

— Что такое ударение?

— Какой слог называется ударным?

— Какой слог называется безударным?

— Когда в словах не ставится знак ударения?

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации