Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов, то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голубоглазый, теплолюбивый, бело-красно-голубой.

В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем – соединительных гласных. Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две – о и е.

Пароход, тысячелетие, белолицый, синеглазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

  • суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;

Малосимпатичный, вечнозелёный.

  • суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью – формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пяти дней, двух дней, однако это не окончания, а суффиксы (!);

Пятиэтажный, двухдневный, двустволка.

  • суффиксы -а-, -я- и некоторые другие (бывшие окончания существительных) в сложных словах, образованных:

Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах - student2.ru

а) путём сращения группы слов в одно слово;

Cумасшедший, умалишённый.

б) с использованием первой части – начальной формы слова;

Времяпрепровождение, семяпочка.

  • суффикс -и- в сложных словах с первой частью – формой глагола в повелительном наклонении;

Вертиголовка, вертихвостка, держиморда, перекати-поле;

  • суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из-/ис-.

Иссиня-чёрный, изжелта-зелёный.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Авиабаза, кинофильм, автобаза, мотогонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

  • Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

-о- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц.

Водоворот, синеглазый, свежевыбритый.

Обратите внимание!

1) Ряд слов с одним и тем же первым корнем имеет разные соединительные гласные:

  • кровожадный – кровеносный;
  • конокрад – коневод, конезавод;
  • песнопение – песнетворчество;
  • каменоломня – камнедробилка;
  • дальнобойный – дальнеструйный, дальневосточный;
  • косторезный – костедробильный.

2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о-:



  • зверь – зверолов, зверобой, звероподобный;
  • власть – властолюбие;
  • честь – честолюбие;
  • шерсть – шерстоткацкий;
  • плоть – плотоядный;
  • басня – баснописец;
  • кровь – кровоподтёк.
  • В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

Времяисчисление, времяпрепровождение, семядоля, семяножка, семяпочка.

Но в других случаях с первой частью – тем же корнем – используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен-).

Ср.: семенохранилище, семеноводство.

  • Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:
  • о и е: авто- (автобаза), агро- (агрохимия), био- (биостимулятор), гео- (геополитика), гидро- (гидроузел), зоо- (зоотехник), кино- (киноальманах), макро- (макроэлемент), метео- (метеосводка), мото- (мотоспорт), радио- (радиомеханика), теле- (телеочерк), фото- (фотоателье), электро- (электромотор).
    Исключение: кинескоп;
  • а: авиа- (авиапочта, авиалиния);
  • и: квази- (квазинаучный), мульти- (мультимиллионер), поли- (поливитамины), мини- (мини-платье).
  • В некоторых словах (центрифуга, агрикультура, электрификация, электрифицировать, электрифицированный, газификация, газифицировать, газифицированный) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и. В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о-.

Ср.: центробежный, агрошкола, электробритва, газообмен.

  • Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

умалишённый, сумасшедший, себялюбие, себялюбец.

  • В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а.

Пятикратный, пятиэтажный, семилетка, сорокадневный, полуторапроцентный.

Исключения:

  • сложные слова с первой частью – числительными один, девяносто, сто, тысяча – имеют соединительные гласные -о- или -е-.

Однодневный, девяностолетие, столетие, тысячелетие.

  • некоторые сложные слова с первой частью сорок имеют соединительную гласную -о-;

Сороконожка, сорокоуст.

  • некоторые слова с первой частью три имеют соединительную гласную -е-.

Тренога, треугольник, треугольный, треуголка.

  • Используются суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из-/ис-.

Иссиня-чёрный, изжелта-зелёный.

Обратите внимание!

Элементы анти-, архи-, инфра-, супер-, ультра-, экстра- и др. относятся к приставкам, а не к корням, например: антипартийный, архиважный, инфракрасный, суперобложка, ультразвук, экстраординарный. Запомните их правописание!

Основа и окончание

1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

· Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книга– книги– книгу.

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

· Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

· рода, числа, падежа – у существительных (книга – окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большаякнига – окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написаннаякнига – окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моякнига – окончание -я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (однакнига – окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

· падежа – у некоторых местоимений (нет кого – окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти – окончание -и указывает на родительный падеж);

· лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю – окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число);

· рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читала – окончание -а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет ножа, резать ножом.

· Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож□ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

· Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

· у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);

Стол□, дочь□.

· у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;

Нет сил, нет дел, нет солдат.

· у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;

Весел, счастлив.

· у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

Читал, пел.

· у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий.

Лисий□, волчий□.

Обратите внимание!

1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения – армий□, предгорий□, блюдец□. Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.

Так, существительное армия [а́рм’иjь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми[ j ]ю, арми[ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).

Ср.: предгорье [пр’иэдго́р’jь] – предгорий [пр’иэдго́р’иj]; блюдце [бл’у́тцъ] – блюдец [бл’у́дьц].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: синий – синего). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь.

Ср.: волчий – волчь[ j ]его, лисий – лись[ j ]его.

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Исключения составляют:

  • окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

Учится, учащийся, идёмте, кого-то, кого-либо, кого-нибудь.

  • окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

В трёхстах, нет пятидесяти.

Обратите внимание!

Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень), служебные части (под, и, будто, не), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

  • Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.

Землёй – земл-ёй, основа земл-; несу – нес-у, основа нес-.

  • Значок основы – квадратная скобка снизу: Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах - student2.ru
  • Основа слова может быть равна корню.

Жёлтый.

  • Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.

Жёлт-изн-а, по-желт-е-ет.

6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.

Например: лист□ и листь[ j ]-я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j-. Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а-ть и жд-у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс -а); чит-а-ть – чит-аj-ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай).

Обратите внимание!

1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (армия, сандалия, революция и др.) и среднего рода с финалью -ие (бытие, напряжение, возмездие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.

Ср.: арми-я, арми-и, арми-ей; быти-е, быти-я, быти-ем.

2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетарий, санаторий, край и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра[ j ]-я, кра[ j ]-ю, кра[ j ]-ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единтсвенном числе, как и другие (стол□, конь□ и подоб.), имеют нулевое окончание:

край□, пролетарий□, санаторий□.

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.

Какого-то – окончание -ого, основа как.. то; учится – окончание -ит, основа уч..ся.

  • Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).
  • Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

Записа-ть, записал-а, запиш-у.

  • Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал-а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы -ть: записа-.

Обратите внимание!

1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л – в прошедшем времени, -и – в повелительном наклонении).

2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын□/сыновья – основа слова (для словообразования) – сын-.

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

2.10. Словообразование. Основные понятия

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.

Ночь, стол, читать.

Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.

Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.

Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Обратите внимание!

1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени -л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита-ть.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.

Ср.: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива-ть) в русском языке очень немного.

Бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Ср.: пи-ть – пьj-ю (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть – моj-ю (чередования в корне мы-/моj-).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

Ср.: пис-а-ть – пиш-у, беж-а-ть – бег-у.

3) Не забывайте, что постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться – это разные слова, а не разные формы одного слова!).

3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.

  • Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.

Например: ночь → ночной; читать → читатель.

5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.

Например: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-); чита-ть (производящая основа чита-) → читатель□ (производная основа читатель-).

  • Сложные слова имеют две и более производящие основы.

Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос□, рог□ → нос-о-рог□.

6. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-).

  • При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

Например, в паре: берёз-а → берез-няк□ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса -ник не совпадают), а в паре: сосн-а → сос-няк□ – конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.

Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.

8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.

Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.

  • Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
  • Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

Обратите внимание!

Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!

Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).

9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:

  • производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь□(производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н-ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);
  • производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).

Однако из этого правила есть исключения.

Например, наречия с префиксом по-, которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

Обратите внимание!

1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным – существительное женского рода.

Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:

пе-ть → пе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-лив-ый → береж-лив-ость□ (отвлечённый признак).

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

защищать → защищаться; умыть → умыться.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть;
чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть.

5) Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:

хороший → хорошо; весёлый → весело.

10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.

Например, в паре: агит-ирова-ть – агит-атор□ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).

Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я – истор-ик□. Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»).

Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах - student2.ru

  • Иногда производная основа может быть даже проще производящей.

Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и-ть → в-ход□. При этом производная основа существительного включает две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).

Обратите внимание!

1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола – лицо женского пола – производящим является существительное мужского пола:

худож-ник□ → худож-ниц-а («женщина-художник».

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:

реш-а-ть → реш-и-ть.

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:

за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть.

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:

бег, торг, выход, осада.

Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:

беж-а-ть → бег□, торг-ова-ть → торг□, вы-ход-и-ть → вы-ход□, осад-и-ть → осад-а.

5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:

синь, тишь, рань.

Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:

син-ий → синь□, тих-ий → тишь□, ран-н-ий → рань□.

2.11. Основные способы словообразования

Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:

А) морфологический способ (с помощью слово­образовательных морфем – приставок, суффиксов и др.);
Б) сращение словосочетания в одно слово;
В) переход из одной части речи в другую.

А) Морфологический способ словообразования

Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) – самый распространённый в современном русском языке.

При морфологическом способе образования в производной основе можно выделить производящую основу (основу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс и т.д.).

Например:

1. Существительное силач (основа силач-) образовано от существительного сила (основа сил-) с помощью словообразовательного суффикса -ач. Это суффиксальный способ словообразования. Графически образование слова силач можно обозначить следующим образом:

сил-ач□ ← сил-а (сил- – производящая основа; -ач – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ).

2. Глагол

Наши рекомендации