Понятие и формы современного федерализма
Определения федерализма, данные отечественными и зарубежными авторами, основываются главным образом на трех критериях — наличии:
•двухзвенной территориальной структуры государственного управления;
• хотя бы одной сферы деятельности, в которой низшее, региональное звено не зависит от высшего, общенационального;
• гарантий самостоятельности двух уровней управления в пределах их компетенций.
К этому можно добавить, что главный критерий истинно федеративного государства—конституционное обеспечение участия регионов в процессе принятия решений в общенациональном центре и права регионов на сохранение своей «особости».
Из этого вытекают два важных следствия.
В о - п е р в ы х , в настоящей федерации центр не имеет права ликвидировать или изменять границы субъектов федерации.
В о - в т о р ы х , нормальное функционирование федеративного государства возможно лишь на основе партнерства, постоянного поиска компромиссов.
Консоциализм- специфическая политическая культура, способствующая сотрудничеству между индивидами и основными социальными группами
Федерализм – институциональное соглашение о форме суверенного государства, где его региональные единицы согласно конституционно утвержденным процедурам участвуют в процессе принятия решений центр.правительством. Это немажоритарная форма организации жизни общества.
Федерализм — чрезвычайно многообразное понятие. Это:
•форма государственного устройства;
• политическая и д е о л о г и я и практика, сплав доктрин, убеждений, традиций и прагматических соображений;
• с о ц и о - к у л ь т у р н ы й феномен;
• постоянный п р о ц е с с поиска компромиссов между федеральным центром и субъектами федерации.
Федерализм-стремление к единству с одной стороны и к разнообразию с другой. Чаще всего использ. В странах с пестрым нац. Составом или компактно расселенными меньшинствами, в этом случае фед-м-форма сохранения гос-ва,борьба с сепаратизмом.
Так же и с однородным составом (США,Бельгия,Германия)
Четкой границы между федерацией и нефедерацией-нет..
Федерациями, согласно конституции, являются 24 страны мира,
в том числе такие крупнейшие, как Индия, США, Бразилия, Россия. В них сосредоточено около трети мирового населения и находится более 300 государственных образований.
Еще 22 государства юридически не являются федерациями, но их государственное устройство включает элементы федерализма. С географической точки зрения, эти квазифедерации могут быть подразделены на:
• малые островные государства — Антигуа и Барбуда, Фиджи,
Папуа—Новая Гвинея, Соломоновы острова, Вануату—Новые Гебриды;
• западноевропейские демократические государства с длительными традициями регионализма — Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Португалия, Финляндия;
• многонациональные страны Азии, Африки с компактно проживающими меньшинствами — Бирма, Гана, ЮАР, Намибия, Судан, Танзания. Эти квазифедерации основаны на соглашениях между их составными частями, имеющих конституционную силу.
Федеративные соглашения встречаются в двух формах:
1) ассоциированных государств, в которых или основное, или присоединившееся государтво могут в одностороннем порядке разорвать союз в соответствии с процедурами, установленными в учредительном акте;
2) федераций, в которых любое изменение в их внутреннем устройстве может быть осуществлено только при условии взаимного согласия обеих сторон.
В иерархии территориальной идентичности у жителей Ф.Г должна быть развита региональная идентичность. В РФ идентичность слаба. Ее отсутствие-наследие нетерпимости к национальной самобытности на протяжении всей истории.
Причины формирования федераций:
-геополитические (вместе против угрозы)
-экономические
-этнотерриториальные
-необходимость полит.мобиизации.
Классификация федераций.
Классификации могут быть различны.
По созданию: «созданные снизу»-соглашения между элитами субъектов
-«созданные сверху»-из центра.
Федеративные государства классифицируются также по степени асимметрии отношений между центром и членами, неравенству членов федерации де-юре (в статусе), соотношению факторов, способствующих и противодействующих автономии регионов.
Выделяется три теоретические модели федерализма: американская, швейцарская и канадская.
•В а м е р и к а н с к о м понимании федерализма суверенитет принадлежит народу и различные уровни властей осуществляют только те полномочия, которые им делегированы народом, Американский подход к федерализму — инструментальный: важны результаты, которые можно получить с помощью федерализма, а не
сам по себе процесс поиска согласования интересов для поддержания единства.
•Швейцария — первая современная федерация, построенная на этнолингвистической основе. этнолингвистические границы в ней не совпадают с религиозными, не высокая концентрация общин в кантонах.
Для швейцарской модели характерна деполитизация потенциально конфликтных проблем путем делегирования полномочий на максимально низкий уровень — округов, коммун, а не кантонов.
• К а н а д с к а я - федеральная система может сочетаться с парламентским режимом вестминстерского типа.
Меры предпринимаемые для разрешения конфликтов.
• усиление централизации.
• умиротворение одной из сторон конфликта, ведущее часто к росту асимметричности во внутрифедеральных отношениях
• изменение числа и границ субъектов — средство, используемое в федеративных государствах Третьего мира;
• введение немажоритарных государственных институтов;
• консоциализм —делегирование компетенций на максимально более низкий территориальный уровень самоуправления, что должно приводить к деполитизации проблем (швейцарская модель).
Можно классифицировать по формальным, признакам—
численности субъектов федерации и размаху различий в их территории, населении и развитии.
Швейцария-круп.кантон больше мин. В 100 раз, в Германии- в 175 раз. Индия, США, Австралия.
Людность:
Разница м\у Москвой и Эвенк.АО в 400 раз.
Бразилия -144 раза.
Уровни доходов.
Москва-Ингушетия. Наиболее равномер.-Австрия