Гражданское общество и его характерные черты.
Формирование правового гос-ва возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Идея гражданского общества восходит к эпохе античности (Аристотель в греческом полисе гражданами считал тех, кто участвует в политической жизни общества. Аристотель определил гражданское общество – совокупность политических граждан.)
Первое употребление понятия “гражданское общество” у Гоббса: гражданское общество лишь составная часть государства и без государства оно будет в хаосе.
По Локку: общество стоит над государством и основа гражданского общества – частная собственность является священной и неприкосновенной.
Долгое время гос-во и общ-во не разграничивали, только в эпоху Просвещения возникло четкое представление о гражданском общ-ве. Наиболее полное обоснование разграничения общ-ва сделал Гегель – гражданское общ-во находится вне государства, но в тесном с ним контакте. Маркс, Энгельс поддержали и развили идеи Гегеля.
Гражданское общество –система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Структура гражданского общества делится на сл. сферы:
1. Экономическая – структурные эл-ты гражд. сообщества: негосуд. предприятия и объединения (кооперативы, арендные предприятия, АО, СП, фирмы и т.д.).
2. Социально-политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления
3. Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации
Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.
Отличительный признакобщества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров).
Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия:
1. многоукладная рыночная экономика
2. множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам.
Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению. Собственность – единоличная или коллективная.
Основа гражданского общества – средний класс.
Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни.
Гражданское общество постоянно испытывает давление со стороны государства и недостаточная развитость общества подталкивает государство к узурпации. При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны и решение проблем осуществляется путем компромиссов.
24. Полит. режим: сущность, содерж., хар-ка. Осн. признаки тоталит. и авторит. режимов.
Форма правления раскрывает структурную сторону государства, а ПР – его функциональную сторону. ПР – характеристика не только государства, но и всей политической системы. Само слово режим происходит от французского и латинского и переводится как управление. В научной литературе имеются различные определения ПР:
ПР – способ осуществл. полит. и гос. власти. Совокупность приёмов и методов, с помощью кот. правящий класс осуществляет полит. господство. ПР как система средств и методов осуществления власти отражает состояние демократии в обществе, наличие прав и свобод граждан, отношение гос. органов к правовым основам их деятельности.
Сущность ПР определяет ряд признаков: 1) роль, место и полит. функции главы гос-ва в системе полит. руководства 2) способ и порядок формирования представителей учреждений 3) взаимоотнош. между законодат. и исполнит. властью, между центральными и местными органами 4) положение, влияние и условия деятельности полит. партий, организаций и движений 5) правовой статус личности, состояние прав и свобод гражданина 6) наличие гласности и т.д.
Для опред. ПР необходимо сопоставление официальной (в том числе конституц. и правовых норм) с реальной политической жизнью, провозглашение целей с действительной политикой.
Разновидности ПР зависят от многих факторов: от
1) Целей и задач, которые ставит перед собой господствующие классы или партии;
2) Идеологии, направления господствующего класса или партии;
3) Соотношения и остроты классовой борьбы в данном обществе;
4) Внешней окружающей политической среды;
5) Политического сознания и культуры людей;
6) Установление того или иного режима зависит от истории, традиций, морали, правил поведения людей;
7) Тип, форма правления гос-ва, особенности его ф-ционир-ия от установленной в нём полит. системы.
Установление и функционир. определённого ПР в обществе во многом зависит от существующей в нём внутренней и внешней полит. среды. В истории имеют место несколько наиболее распространённых полит. режимов: тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический, хотя в чистом виде они встречаются редко.
Тоталитарный режим (ТР)– означает (to totalis) целостный, полный, весь и т.д. Возникло в начале 20 гг. в Италии для хар-ки режима Муссолини. Позже оно вошло в политику и служит для обознач. режима – к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Для ТР хар-на строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеят-ти общ-ва, начиная с экономики и оканчивая искусством. Происх. огосударствление всей общественности, фактически уничтож. не зависящая от гос-ва общественная жизнь. Происх. превращение человека в простой придаток государственного механизма. Партия гос. власти выступает здесь как главный стержень, на котором базируется всё гос. устройство. Важной чертой ТР является фетишизация власти.
В политической сфере ТР соответствуют следующие черты:
1) монополизация власти в руках одной партии.
2) срастание партии и государственного аппарата
3) правящая партия принимает статус государства в государстве
4) однопартийная система, недопущение оппозиции и инакомыслия
5) созд. строго иерархичной вертик. системы управл., увенчанной фигурой вождя
6) формир. власти на всех ур-нях через закрытые каналы бюрокр. номенклатуры
7) фактически отчуждение граждан от полит. процесса
8) максимальное ограничение прав и свобод гражданина, умаление права и закона
9) монопольный контроль над вооружёнными силами
10) террор, насилие как средство политической борьбы
В экономич. сфере устан. монопольный контроль партийно-государственного аппарата над хоз. деятельностью, централиз. планы руководства и управл. экономикой.
В духовной сфере важной особенностью ТР является господство офиц. идеологии, нацеленной на построение нового полит. порядка и созд. нового типа личности.
Тоталитарная идеология складывается из трёх частей:
1) радик. критика предшеств. или определённого полит. противника, которого необх. сокрушить.
2) представление о совершенстве общего будущего, светлого завтра
3) рецептов его достижения
Тем самым тоталит. идеология отрицает прошлое и наст. во имя великого и светлого общества, обосновывая необх. тоталит. перестроения общ-ва. Эта идеол. претенд. на право абсол. истины, и поэтому явл. общеобязат. и не подлежит критике.
Фанатичная вера в окончательную истину объясняет поддержку ТР народом. Привержение общественности официальной идеологии достигается посредством централиз идеологических средств воздействий, монополии на информацию.
Авторитарный режим (АР) – власть, влияние. АР характериз. след. чертами:
1. Сосредоточение всей власти в руках опред. органа: единол. и коллект. В качестве автократа могут выступать: монарх, военная хунта и т.д.
2. Ограниченность выборности гос. органов, ограничение полномочий парламента, наделение широкими полномочиями распределительно-исполнительных органов.
3. Фактический отказ от концепции распределения власти.
4. Огранич. или полное запрещ. легальной оппозиции. Полит. партии сущ. только формально.
5. Строгая регламентация и контроль за деятельностью профсоюз и других общественных организаций, политической деятельности отдельных граждан.
6. Ликвидация или существование ограниченных политических прав и свобод граждан, а так же юридической гарантий их защиты.
7. Отстран. насел. от участия в контроле над деят. гос-ва, массовое отчужд. насел. от власти.
АР в отличие от ТР не претендует на контроль за всеми сторонами жизни общ-ва. Обеспечивая любым путём полит. власть, АР не вмешивается в те сферы, кот. не связаны непосредственно с политикой. Для АР хар-но разгосуд. экономики, культуры и соц. сферы. Авторит. общ-во построено по принципу: разрешено всё, кроме политики. Важное отличие АР от ТР сост. в том, что в АР нет «сверхъидеи» или она сильно размыта. Зап. политики утверждают, что АР можно назвать прагматической диктатурой, ТР – идеократической диктатурой. По мнению некот. политологов ТР – крайняя форма АР. АР могут быть: революционные и контрреволюционные, лево и право авторитарные. В развив. странах АР часто принимает форму военного режима.
Следует обратить внимание, что АР в отличие от ТР более гибок, способен к трансформации и модернизации. АР допускает размежевание и даже поляризацию различных сил и интересов. Способствует зарождению демократии. При справедливой критике АР необходимо видеть и конструктивную роль в некоторых случаях. Не всегда оправдана сугубо негативная оценка ТР и АР. В целом ряде стран АР создали необходимые политические условия для экономической модернизации общества.