Гражданское общество, его происхождение и основные черты.

- (в широком смысле слова) все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством; Оно возникает и изме­няется в ходе естественноисторического развития как автоном­ная, непосредственно не зависимая от государства сфера.
- (в узком смысле слова) это общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно является социально-экономической основой демократического правового государства. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преиму­щественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения ин­дивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоин­ства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Соотношение государства и гражданского общества
Государство.
Содержание: сфера реализации общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов.
Средства реализации: конституция, власть, принуждение, право.
Основа государства: политические институты, органы власти, лидеры, элита и др.

Политические силы: граждане, общности граждан (партии, движения, группы давления, которые представляют их интересы).

Гражданское общество.
Содержание: сфера реализации повседневных интересов индивидов.
Средства реализации: убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и др.
Основа гражданского общества: свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Для гражданского общества свойственно преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми и политическими силами. В отличие от гражданского общества любое государство характеризуется преобладанием вертикальных связей, т. е. связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

При рассмотрении соотношения гражданское общество – государство одни мыслители (Аристотель, Гоббс, Гегель) отдают предпочтение в ней государству и представляют беспредельное развитие государственности в качестве основного средства разрешения всех общественных проблем. По мнению некоторых из них, гражданское общество лишь тогда достигает высот своего развития, когда оформляется в политическую структуру, т.е. государство.

Другие мыслители (Монтескье, Локк, Маркс) при анализе той же связки считают государство временным эпизодом в развитии и становлении гражданского общества. По их мнению, идеалом общественного устройства является безгосударственная организация.

Истоки теоретических разработок проблем гражданского общества уходят в античную философию.

По Аристотелю,

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Собственность которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным и наличие среднего класса Аристотель рассматривал как главные признаки гражданского общества.

Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автоном­ные сферы — государство и гражданское общество.

Понятие «гражданское общество» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию.

Гоббс Носителя власти, воплощающего собой государство, Гоббс назвал сувереном, а всех остальных людей – его подданными. То есть, он рассматривал государство отдельно от общества, где общество полностью подчинено власти государства.

Локк впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу выше других ценностей. Основой свободы индивида, гарантией его политической самостоятельности по Локку является частная собственность. Организация власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей. Джон Локк первым предложил принцип разделения властей:на законодательную, исполнительную и союзную или федеративную.

Шарль Монтескье гражданское общество рассматривает как результат исторического развития, (естественного состояния, семьи, героического времени) По его мнению, гражданское общество есть вражда людей друг с другом. Гражданское общество для нейтрализации этой вражды преобразуется в государство.

Гегель рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества он считал частную собственность. Гражданское общество и индивид подчинены государству, т.к. именно государство объединяет отдельных индивидов и их группы в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы.

Фундамент гражданского общества Гегель видит в следующем:

1. Частная собственность;

2. Общность интересов;

3. Всеобщее равенство граждан;

4. Защищенность человека от случайностей.

Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер. Само гражданское общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству, которое способно интегрировать разрозненные интересы в цельное общество граждан.

Маркс считал гражданское общество фундаментом всего человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития. Совокупность экономических, производственных отношений индивидов и соответствующие им производительные силы (средства производства, рабочая сила и объекты приложения труда) составляют базис общества. Маркс считал государство инструментом политического господства класса, обладающего средствами производства. Поэтому буржуазное государство является по Марксу механизмом реализации и защиты интересов экономически господствующего класса собственников: промышленников, финансистов, землевладельцев и т.д.

Наши рекомендации