Механизмы воспроизводства элиты.
В политологии выделяют две системы рекрутирования элит – система гильдий и антрепренерская система. Они влияют на социальное представительство, профессиональную компетентность, эффективность деятельности политической элиты. В чистом виде они встречаются редко. С точки зрения воспроизводства элиты система гильдий является закрытой системой отбора, а антрепренерская – открытой. Закрытая система рекрутирования элит характерна для недемократических режимов, в которых элита предстает в виде касты и воспроизводится в основном за счет нижестоящих слоев самой элиты по длинной бюрократической лестнице. Открытая система присуща демократически организованным обществам.
Основные черты системы гильдий:
• узкая социальная база формирования политической элиты, из нижестоящих слоев самой элиты;
• наличие многочисленных формальных требований, необходимых для занятия должностей (возраст, образование, стаж работы, прежняя должность, партийность, характеристика руководства и т.д.);
• ограниченный круг лиц, осуществляющих отбор в элиту;
• отсутствие конкуренции.
Данная система отбора сильна преемственностью, уравновешенностью политических решений, стабильностью, предсказуемостью политики. Однако такая элита склонна к бюрократизации, консерватизму, отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.
Основные черты антрепренерской системы:
• широкая социальная база формирования политической элиты, представители различных социальных групп могут претендовать на занятие должностей в политической структуре общества;
• небольшое количество формальных требований, необходимых для занятия должностей;
• отбор в элиту могут осуществлять все избиратели страны;
• конкурентный характер отбора;
• высокие требования к личным качествам и способностям претендентов на руководящие должности.
Антрепренерская система ценит выдающихся личностей, открыта для молодых кадров, реформ и нововведений. В то же время для нее характерен большой риск и непрофессионализм в процессе принятия решений, слабая предсказуемость политики.
Важнейшими факторами, гарантирующими политическую элиту от деградации, являются:
• широкая гласность ее деятельности, связанная со свободой слова, отсутствием монополии на СМИ, наличием альтернативных органов печати, радио, телевидения;
• политический плюрализм, обеспечивающий свободную конкуренцию, соперничество политических элит;
• разделение властей, создающее равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил;
• открытость элит для социальной мобильности за счет установления сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц;
• строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса.
В функциональном плане политическая элита осуществляет стратегическое руководство страной, участвует в разработке и проведении в жизнь политических программ, экономических и правовых реформ. Кроме того, политическая элита является посредником во взаимоотношениях между различными слоями и группами в обществе, между правящими группировками.
Объективное существование в обществе института политической элиты требует выработки эффективных методов отбора, позволяющих их своевременно обновлять, представлять широкие слои населения, контролировать и заменять.
Теория элит.
Политическая элита — немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти.
Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элигизм как целостная система был сформирован в первой половине XX в. благодаря работам В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.
Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкостью, хитростью, умением убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других. Они также должны обладать готовностью использовать насилие.
В. Парето делил управляющих на два основных психологических типа: «лис» и «львов». «Лисы» — это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти. «Львы» — элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстремальных условиях.
В. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил элиты на правящую (участвующую в управлении) и не правящую (контрэлиту) — людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.
Гаэтано Моска (1858-1941) - итальянский социолог и политолог. В своей работе «Правящий класс» он утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий (элиту) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Господство элит существует в любом обществе — это закон, который подтверждается всей историей человечества.
Г. Моска считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. По мнению Г. Моски, существует два основных способа обновления правящей элиты: демократический и аристократический. Первый является открытым и способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей. Второй способ — аристократический (закрытый). Попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов приводит к се вырождению и застою в общественном развитии.
Роберт Михельс (1876-1936) - немецкий социолог, политик. В своей наиболее известной книге «Политические партии» он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависит от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так сформулиран «железный закон олигархии» Р. Михельса.
В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Во-первых, рядовые члены, по мнению Р. Михельса, в силу своей инертности и некомпетентности не в состоянии контролировать лидеров. Во-вторых, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и преклонении перед харизматическими качествами элит.
Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.
Современные теории элит
В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:
Ø элитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;
Ø особые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);
Ø групповая сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;
Ø легитимность элиты, признание массами ее права на руководство;
Ø структурное постоянство элиты, ее властных отношений. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в своей основе остаются неизменными;
Ø формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть.
Кроме макиавеллистской школы в современной политологии и социологии существуют и многие другие теории элит. Например, ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и се господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества.
Согласно плюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности.Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.
Политическая элита делится на две основные категории. К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.
Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.
Кроме того, политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, среднюю и административную.
В целом же элита является необходимым элементом в организации и управлении любого общества, любой социальной общности. Поэтому надо бороться не против элиты, а за качества самой элиты, чтобы ее формировали наиболее активные, инициативные, компетентные и обладающие моральными качествами люди. Одна из трагедий современного российского общества заключается в том, что у нас пока еще не сформировалась элита, отвечающая перечисленным выше требованиям. Поэтому можно согласиться с мнением Ж. Т. Тощенко, который считает, что нельзя называть элитой каждую обладающую политической властью группу и «что нами правят — и в политике, и в экономике — не элиты, а группы людей, к которым наиболее применимы и соответствуют их духу, целям и методам работы такие понятия, как «клика», «кланы», «касты». Они характеризуют специфические социальные образования, сплоченность которых базируется на корпоративном сознании, а не на общественных интересах».
Существуют три основных метола выявления политической элиты:
позиционный анализ - определение элиты по занимаемым позициям (должностям) в формальной политической структуре;
репутационный анализ - выявление тех групп политиков, которые вне зависимости от занимаемых формальных позиций оказывают реальное влияние на политический процесс;
анализ принятия решений - выявление тех политиков, которые реально принимают важнейшие политические решения.
Имеются и другие методы выявления политической элиты, например экспертный анализ, социологический опрос и пр.