Особенности становления и развития политических идей в России
Русская политическая мысль возникла из стремления постичь природу и специфику российского государства, желания сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Как самостоятельная область научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальные для России.
Первоначально русская политическая мысль развивалась в религиозной форме. Это нашло отражение в сочинениях “Слово о законе и благодати” Иллариона (ХI век), “Повести временных лет” (ХII век), “Русской правде” (ХI-ХIII вв.), “Слово о полку Игореве” (конец ХII в.), “Молении” Даниила Заточника (ХIII в.) и других источниках.
Начиная с XVIII века, в российской политической мысли преобладают светская и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I. Свое теоретическое оформление это нашло в трудах Ф. Прокоповича(1681-1736),М. М. Щербатова(1733-1790), С. Е. Десницкого(1740-1789). Щербатов, например, утверждал, что власть монарха в России должна быть ограничена «мудрым» законодательством.Первый русский профессор права Десницкий выступил с правовым проектом, который фиксировал прерогативы монарха, государственных учреждений, отношения между людьми.
Как известно, Россия не прошла «школу» либеральной классической буржуазной демократии и до Февральской революции 1917 года оставалась самодержавным авторитарно-бюрократическим государством. В России этого периода отсутствовали признаки полноценного конституционного государства (представительные учреждения, политическое равноправие, свобода личности и т. д.).
Видимо, поэтому в русской политической мысли XIX в. был широко представлен консерватизм: от консервативно-романтического социально-политического идеала славянофилов, отстаивавших верность национальной идентичности России, ее монархическо-патриархально-православным традициям допетровской Руси, «русского византизма» К. И. Леонтьева (1831-1891), развивающего принцип «единства во многообразии», до официального реакционного монархического консерватизма. Одним из представителей последнего был С. С. Уваров(1786-1855), провозгласивший незыблемость формулы «самодержавие, православие, народность», а также К. П. Победоносцев(1827-1907), считавший конституционные учреждения, земства и суды лишь «ужасной говорильней». Центральной идеей русского консерватизма стала идея государственной целостности, национального единства на основе сильной власти, порядка и «православно-соборного» сознания.
В XIX-XX вв. в политических учениях России были представлены различные течения революционного радикализма, восходившие к революционно-демократическим идеям А. Н. Радищева(1749-1802). Революционный демократизм был одним из основных направлений политической мысли России XIX в. и охватывал социально-философские и политические концепции декабризма, революционного демократизма 40-60-х гг., революционного народничества и марксизма.
Особенностями всех течений левого радикализма в России были революционность и недооценка эволюционных факторов социального и экономического прогресса, что способствовало трансформации радикализма в большевизм с его идеей «перманентной мировой революции».
Проблемы отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии, национального и государственного занимали в русской политико-социальной мысли важное место и постоянно питали «русскую идею». К ним обращались в XIX в. славянофилы и западники, почвенники и неославянофилы, а в XX в. — евразийцы.
Особенностями русской социально-политической мысли по сравнению с западной были менее выраженная и юридически слабо разработанная процедура защиты прав личности, а также недоверие к праву. Отметим также, что отличительной чертой русской политической мысли была ее этическая направленность. Это связанно с идеализацией общинного коллективизма. Славянофилы и почвенники, народники и анархисты видели в патриархальном крестьянстве и общине воплощение духа братской общности, которая может обойтись без писаных законов и не допустить развития индивидуализма в России.
Данные вопросы нашли свое проявление и обоснование в либерализме, которое в своем историческом развитии прошло три этапа:
1) Правительственный либерализм;
Представитель этого направления Сперанский М.М.(1772-1839), являясь первым в России теоретиком правового государства, считал государственный строй России деспотическим, призывал к установлению конституционной монархии «сверху» путем реформ и создавал свои конституционные проекты, основополагающими принципами которых были:
а) Царь назначает аристократов-сановников в Государственный совет;
б) Власть в государстве должна быть разделена на исполнительную, принадлежащую Совету министров, законодательную — Государственной думе, причем разделение должно быть сверху донизу. При этом власть должна быть выборной на основе имущественного, а не сословного ценза;
в) судебная власть должна быть выборной во главе с Судебным сенатом.
Идеи Сперанского о создании выборных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь преобразовать систему министерств, просуществовавшую до 1917г., и создать Государственный совет.
2) либерализм пореформенного периода (Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве);
3) социальный либерализм начала ХХ в., сутью которого является синтез идей либерализма и социал-демократии. [Н. И. Кареев(1850-1931),П. И. Новгородцев(1886-1924), Б.А.Кистяковский(1868-1920),С. И.Гессен(1887-1950), Н.М. Коркунов(1853-1904) и другие]. Представители этого направления разрабатывали проблемы правового государства и правового социализма.
Либеральное движение в тот период не имело социальной базы — средних слоев. Идеи либерализма также не получили широкого распространения еще и потому, что в начале века в России доминировали радикальные идеи народничества, а позднее марксизма.
В России XIX века проблемы власти и государственного устройства, свободы личности, прав и свобод граждан, формы правления и демократии стали в политической науке центральными. Варианты решения появились во всем многообразии в различных направлениях политической мысли, представители которых по-разному осмысляли фундаментальные для России проблемы, разрабатывали оригинальные концепции строительства государства.
Важной вехой в истории русской политической мысли XIX в. была деятельность дворянских революционеров-декабристов, движение которых не было однородным в идейно-политическом плане: в нем выделялись левое, радикальное крыло (Пестель и Южное общество) и более умеренное течение (Северное общество). Всех декабристов объединяли демократические идеалы Просвещения, ликвидации абсолютизма, крепостничества и сословных привилегий, приверженность западным теориям естественного права и общественного договора.
Программными произведениями декабристов были «Русская правда» Пестеля П.И.(1793-1826), который выступал за представительно-демократическую республику, где верховная законодательная власть принадлежала бы однопалатному Народному вече, исполнительная власть — Державной думе. Для контроля за исполнением конституции и «компетенцией» разделения властей он предлагал власть блюстительную — Верховный собор из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно, т. е. выдвинул идею современного конституционного суда, и проект конституции Н. М. Муравьева.
Проект конституции Муравьева Н.М.(1795-1843) был более умеренным и предусматривал не республику, а конституционную монархию. В систему органов государственной власти он заложил принципы разделения властей и федеративного устройства государства, но в отличие от Пестеля будущая Россия представлялась ему федеративным государством (по примеру САСШ — Североамериканских Соединенных Штатов) со столицей в Нижнем Новгороде.
Особое влияние на русскую общественную мысль XIX века оказалЧаадаев П.Я.(1794-1856) В его «Философических письмах» звучит пессимизм относительно прошлого и настоящего России, навеянный поражением декабристов: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Мы принадлежим к числу тех наций, которые... существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».
Полемика славянофилов и западников полтора века назад была основной в политической мысли о судьбе России и ее призвании в мире, и на поставленный ею вопрос — по какому пути идти России — западному или самобытно-русскому — до сих пор ищут ответ «новые западники» (радикал-либералы) и «новые славянофилы» (представители национал-патриотической оппозиции).
Западники Т. Н. Грановский (1813-1855), С. М. Соловьев(1820-1879), К. Д. Кавелин(1818-1885) и другие видели будущее России в приобщении к либеральной европейской цивилизации, ее политическим и социально-экономическим институтам (парламенту, частной собственности и т. д.). Они отстаивали идею единства закономерностей развития России и Европы.
В социально-политических воззрениях западников прослеживаются два течения: 1) умеренные западники (Т.Н. Грановский) мечтали о правовом порядке и считали буржуазный парламентаризм в рамках конституционной монархии, установленной «сверху», идеальной формой государственного устройства для России; 2) представители революционного течения западников (революционеры-демократы В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов(1836-1861)) разрабатывали свои социалистические концепции. Они оценивали буржуазный строй более прогрессивным, чем феодальный, критикуя буржуазный парламентаризм за формально-правовое равенство. Для них борьба за демократию в России сливалась с борьбой за социализм, за республику, в которой полностью осуществится идеал народовластия, и где свободный человек сможет формироваться как личность. Социализм им виделся возникающим в ходе крестьянской революции либо из общины (концепция русского «крестьянского», или «аграрного», социализма Герцена), либо как строй производственной ассоциации (теория Чернышевского).
В отличие от западников, славянофилы А. С. Хомяков(1804-1860), братья К. С. Аксаков (1817-1860)и И. С. Аксаков(1823-1886),И. В. Киреевский(1806-1856), Ю. Ф. Самарин(1819-1876) делали акцент на самобытности исторического прошлого России и считали, что Россия и Запад — это два особых мира, закономерности развития которых различны.
Славянофилы развивали религиозно-нравственную традицию отечественной политической мысли. По их мнению, особенности исторического пути России определяют: 1) извечное существование крестьянской общины; 2) православная религия, по Хомякову, «соборность», т. е. свободная братская общность и единение людей на принципах любви.
Они проводили идею о «добровольном призвании» власти как начальном моменте русской государственности. Православие они трактовали как фундамент мировоззрения и познания, монархию считали идеальной формой социума, а крестьянскую общину — идеальным нравственным миром.
Разрушение этих трех начал русской культуры произошло, по их мнению, во времена Петра I, «исказившего» Россию, насадившего ей европейские порядки.
В политической программе славянофилов доминирующими были идеи:
1) отмены крепостного права, освобождение крестьян с землей, но с сохранением общины и вотчин патриархальной власти помещиков;
2) сохранение самодержавия по принципу «царю — силу власти, народу — силу мнения»;
3) возрождение совещательных земских соборов.
В пореформенный период под влиянием славянофильства сложились неославянофильство и почвенничество, одним из идейных основателей которого был Ф.М. Достоевский.
Сходные со славянофилами идеи развивали сторонники евразийства,идейного течения, которое возникнет в 20-х годах в среде русского послеоктябрьского зарубежья.В основе оригинального учения евразийцев, например, экономиста П. Н. Савицкого(1895-1968), лингвиста и этнографа Н. С. Трубецкого(1890-1938), философа Л. П. Карсавина(1882-1952) лежали следующие принципы: 1) утверждение особых путей развития России как Евразии; 2) обоснование идеалов православной веры; 3) учение о государстве с «единой культурно-государственной идеологией правящего слоя».
Следует отметить, что и в ХХI веке идеи славянофильства и западничества не потеряли своей привлекательности и сохраняют свои позиции.
Традиции революционно-демократической идеологии 40-60-х и в 70-е гг. XIX века продолжили народники. Народничество имело многообразные проявления: консервативное и революционное, материалистическое и религиозное.
По вопросам тактики революционные народники делились на три основных направления: 1) пропагандисты во главе с Лавровым П. Л. (1823-1900), выступавшиt за путь длительной социалистической пропаганды в народе, которую рассматривали в качестве предварительной работы для свершения революции;
2) заговорщики (бланкисты) во главе с Петром Н. Т. (1844-1885/86), которого Бердяев считал «якобинцем, подобно партии большевиков проповедующими захват власти «революционным меньшинством»;
3) народники-анархисты, теоретиками которых были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин.
Очень популярной среди членов организации народников была теория «героев и толпы», автором которой был Н. К. Михайловский. В ней рассматривалась одинокая личность «героя» как главного творца истории и революции, а «толпе» отводилась пассивная роль. Это была попытка разъяснить возникновение массовых движений через их подражание и психологическое «заражение» от сильной харизматической личности, т.е. своеобразная социально-психологическая интерпретация взаимоотношений лидера и массы.
В определенный исторический период российской политической истории огромное воздействие оказали идеи Бакунина М.А.(1814-1876) —основателя и теоретика русского анархизма. В своей работе “Государственность и анархия” (1873), политик утверждает, что русский мужик – социалист по инстинкту и бунтарь по природе – уже созрел для победного восстания, а поэтому «народ надо не учить, а бунтовать».
Бакунин считал государство «самым циничным отрицанием человечности, разрывающим солидарность наций, с рождением которого мир политики стал ареной мошенничества и разбоя». Можно сказать, что у Бакунина представлена доктрина «антивласти» — не безвластия, а самоуправляющегося безгосударственного анархического общества. Централизму власти государства, различным формам государственного социализма — авторитарного и регламентированного (к которому он причислял и марксизм) — противостоит в его концепции идеал безгосударственного анархического социализма на началах самоуправления.
Такая организация общества в его модели мыслилась на началах свободы, равенства, справедливости всех трудящихся. Некоторые идеи Бакунина были утопичны, тем не менее, он обозначил важную проблему политологии — соотношение государственной власти, местного управления и самоуправления, т. е. «вертикального» и «горизонтального» управления, оптимальное решение которых пытаются найти и современные законодатели, и политики.
Воззрения Бакунина унаследовал Кропоткин П.А. (1842-1921) — «мятежный князь», этнограф, историк. По словам Б. Шоу,— это «один из святых столетия». Кропоткин считал возможным сразу же после уничтожения государства и частной собственности перейти к распределению по потребностям, предлагая обобществление всей собственности (земли, фабрик, «жизненных припасов») в общенациональном, а затем и в интернациональном масштабе.
Он был противником «навязывания коммунизма свыше» путем массового красного террора, напоминая Ленину, что «якобинцы» оказались могильщиками Великой французской революции. Кропоткин осуждал «диктатуру партии» большевиков, подменившую власть Советов, и уже в 1920 г. предостерегал, что «Россия стала Советской Республикой лишь по имени». В своей последней работе «Этика» он рассмотрел историю развития нравственных учений и обосновал «нравственные начала анархизма: Равенство как Справедливость».
Несмотря на критику со стороны ряда теоретиков в конце XIX – начале XX в. социалистическое учение российских марксистов Г. В. Плеханова(1858-1918) и особенно В. И. Ленина (1870-1924) заняло особое место в развитии политической мысли России. Они подвергли резкой критике идеологию народничества и анархизма, обосновали неизбежность буржуазно-демократической революции в России, слияния социализма с политической борьбой, рабочим движением и перерастания на этой основе демократической революции в социалистическую, и завоевания диктатуры пролетариата. Высока их заслуга в распространении марксистского, материалистического понимания политики, государства, власти, права и т.д.
Деятельность этих мыслителей тесно связана с созданием социал-демократической партии в России, разработкой ее теоретических основ, программ, стратегии и тактики, а также практической реализации идей марксизма в России, социально-исторические условия которой оказались для них благодатной почвой. Однако следует вновь подчеркнуть, что историческая эпоха марксизма-ленинизма в нашей стране остается в центре внимания и критического анализа политической науки. Не ушла со страниц журналов и газет тема правления И. Сталинаи тех последствий тоталитарной политической системы, которые имеют место в истории нашей страны.
Крупнейшими представителями религиозно-нравственной традиции русской политической мысли конца столетия были В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев. Для них государство перестает быть лишь политическим институтом и юридической категорией. Чтобы не превратиться в Левиафана, государство должно быть «деятельно Нравственным», подчинить себя религиозному началу, а общество должно иметь духовные основы.
Соловьев В.С.(1853-1900), сын известного русского историка С. М. Соловьева, основатель национальной религиозно-нравственной философий XIX века. До 90-х гг. он придерживался идеи «свободной теократии» (т. е. синтеза Вселенской церкви и Всемирной монархии, необходимости слияния духовной и светской властей в «Богочеловеческом союзе»), в которой восторжествуют христианство и справедливость. Однако, разочаровавшись в способности русского общества объединить «восточное благочестие и западную цивилизацию», он отказался от своей консервативной теократической утопии.
Менее известны широкому кругу читателей и его оригинальные идеи о правовом (или «правомерном») государстве, изложенные в работе «Оправдание добра. Нравственная философия» (1897), и его учение о «человеческой полноправности», которую государство обязано гарантировать всем гражданам.
Концепция В. С. Соловьева о «правомерном» государстве, построена на взаимосвязи таких категорий, как нравственность, свобода личности, равенство, справедливость, право, власть, государство. Политика немыслима вне нравственности, вне его философской доктрины всеединства (всеобщей целостности трех основных категорий бытия — истины, добра, нравственности, или красоты, - на основе религиозно-нравственных ценностей православия) - такова позиция мыслителя.
Государство и право — это средства для осуществления такого всеединства, считает философ. Для мыслителя «государство — это воплощенное право», он отстаивает «силу права, а не право силы». Он критикует любые формы бесправной и безнравственной власти, доказывая, что власть должна быть ограничена правом, и быть «дееспособной законностью».
Соловьев — сторонник разделения трех ветвей власти как необходимого условия правомерного (правового) государства. Верховная власть, по его мнению, должна выполнять законодательные функции, а судебная — контролировать административно-исполнительную и быть выше последней. Право для Соловьева немыслимо без нравственности и без свободы, равенства и справедливости. «Ступенями» в развитии нравственности (она «выше» права), считает он, являются стыд, жалость, благоговение, христианская любовь. Законы, не соответствующие понятию добра, подлежат отмене.
Поиски гармонии интересов общества и свободы личности, сущности демократии, нравственной политики в традиции религиозной философии продолжил Бердяев Н.А.(1874-1948), создатель системы христианского социализма, экзистенциальной диалектики личности. Свои идеи он изложил в работах: “Смысл истории”, “Царство духа и царство кесаря”, “Судьба человека в современном мире” и других.
В центре внимания Бердяева — проблема свободы личности. Свободу и права человека гарантируют не демократические избирательные права, не государство и не парламентарный строй, а высшие, объективные «начала», имеющие «сверхчеловеческую природу»,— Бог, церковь Христова. Только такое понимание свободы дает нравственную санкцию существованию социализма.
Отношение мыслителя к государству менялось, но в целом он отрицал государство как «царство Кесаря», символами которого во все времена были равная для всех «похлебка, политический макиавеллизм, полиция, шпион и палач». Его концепция элитарной, «качественной» демократии не приемлет ни самодержавия, ни буржуазной демократии с ее «формальным абсолютизмом народовластия». Для него демократия, как форма правления, ведет не к царству лучших, а к власти худших — власти толпы. Демократия, по Бердяеву, — это, прежде всего, власть над собой, самодисциплина и самовоспитание. Проблема демократии в России — это решение задачи «образования, как личного характера, так и национального характера русского народа», т. е. искоренение рабства через практику самоуправления, избрание во власть лучших, а именно личностей, осознающих свою великую ответственность и возлагающих на себя великие обязанности.
Бердяев одним из первых в мировой политологии выявил основания и признаки тоталитаризма: 1) претензии частичного и раздельного (отдельной идеи, нации, класса, группы, личности) на всеобщность; 2) всепоглощающие структуры властвования; 3) массовидность системы; 4) машина, разрушающая духовность личности и «омассовляющая» сознание.
Он предостерегал об опасности такой формы тоталитаризма, как безличный, коллективистский тоталитаризм большевистской демократии. Идеалом Бердяева осталась Православная Россия, в которой, как он считал, был высок уровень осознания свободы, понимания того, что история отчизны живет в душе каждого русского. Он считал, что коммунизм в России можно создать на основе русского национального характера, а не на материальной основе, как считали марксисты.
Крупнейшим представителем русского консервативного («охранительного») либерализма рубежа веков был Чичерин Б. Н.(1828-1904), который обосновывает необходимость идей свободы, закона и частной собственности с политическими реалиями России рубежа XIX-XX века. В работе «Различные виды либерализма» Чичерин дал первую в истории отечественной политической мысли типологию русского либерализма, актуальную и для научной классификации современного российского либерализма. Чичерин различает: 1) «уличный» либерализм толпы, для которой характерны политические скандалы и самолюбование собственным «волнением»; 2) оппозиционный либерализм, сопутствующий любым реформаторским начинаниям, систематически обличающий власть в ошибках и «наслаждающийся благом собственной критики»; 3) охранительный либерализм, ориентированный на осуществление реформ на основе взаимных уступок и компромиссов.
Государство же есть высшая форма общежития — союз, господствующий над всеми остальными союзами (семейством, гражданским обществом, церковью). По мнению Чичерина, основой права является гражданская свобода личности — равноправность, или формальное равенство, всех перед законом. Чичерин был противником социализма и первым критиком марксизма в России, полагая, что отрицание частной собственности навсегда останется мечтой утопистов, не признающих естественно-нормальное развитие общества. Отстаивая принцип частной собственности, невмешательства государства в экономику, он выражал интересы молодой российской буржуазии. Главной задачей, целью и условием правового государства Чичерин считал охрану гражданских и политических свобод своих граждан.
Оптимальной для России формой государства он считал конституционную монархию, где монарх воплощает начало власти, дворянство — начало закона, а представители народа — начало свободы. Конституционная монархия как эффективное средство разделения властей между разными сословиями защищает общество от политической нестабильности.
Проблема правового государства всесторонне и глубоко разработана многими представителями русского либерализма.
Большой вклад в ее решение, помимо раннее названных мыслителей, внесли А. С. Алексеев(1851-1916),П. И. Новгородцев, С. А. Котляревский, И. А. Ильин и ряд других ученых и общественных деятелей.
Выдающийся русский философ, теоретик права, представитель российского либерализма Новгородцев П. И.(1886-1924) в частности в своей работе “Об общественном идеале” отстаивает идею необходимости соответствия теории и политики. Основную угрозу положению России он видел в идеологии и политической деятельности утопического характера. Русский мыслитель критически относился к западным теориям, включая марксизм, согласно которому государство возникает в результате непримиримой борьбы классов за политическую власть, и выступает как орган подавления одного класса другим.
Все проявления человеческой культуры, в том числе государство и право, он рассматривает как воплощение в практической деятельности людей некоего “абсолютного идеала”, который не есть продукт духовной деятельности людей, а дан им свыше, носит надисторический характер. Правовое государство характеризуется им как воплощение указанного идеала в политической жизни общества. По мнению ученого, оно олицетворяет собой высшую справедливость в регулировании отношений между людьми и утверждает подлинную свободу личности.
Особое значение П. И. Новгородцев придавал развитию в обществе демократических институтов, которые должны эффективно защищать интересы и права каждой личности. Он разделял понимание демократии как политической формы правления государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа.
Большой вклад в развитие политологии внес выдающийся русский мыслитель Ильин И. А.(1882-1954). Он разрабатывал широкий круг вопросов, касающихся государства и права, свободы личности, ее национального, политического и правового сознания и другие.
В основе политических воззрений И. А. Ильина лежат представления о свободе человека – внешней и внутренней. Политическую свободу И. А. Ильин трактует как разновидность внешней свободы. Политическая свобода, подчеркивает он, органически связана с правосознанием, т.е. с пониманием правовых основ существования государства, имеющихся политических прав и свобод и с готовностью граждан защищать и укреплять эти правовые, в том числе конституционные, основы.
В основе социально-экономического устройства будущего российского общества И. А. Ильин видел частную собственность на средства производства. Государство характеризуется им как союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти. Особо им подчеркивается роль правосознания людей в функционировании государства, правовой характер государственного союза. И. А. Ильин выделял такие формы государственного устройства, как монархия (неограниченная и ограниченная конституцией) и республика, а также некоторые сложные формы.
Все симпатии И. А. Ильина были на стороне конституционной монархии. Её преимущества он обосновывает в труде “О монархии и республике”, доказывая преимущества конституционной монархии как наиболее отвечающей духовной сути русского народа, его правосознанию и национальным интересам.
Чрезвычайно интересны мысли И. А. Ильина, касающиеся политических отношений, наций, национального патриотизма и национализма. Он исходил из того, что здоровый национализм людей связан с их духовным восприятием Родины и духовного единства своего народа.
Октябрьская революция 1917г. прервала развитие многих направлений отечественной политической мысли, ставших невозможными в условиях господства идеологии большевизма. В эмиграции оказались сотни деятелей науки и культуры и среди них — крупнейшие русские философы и политологи: П. Б. Струве, И. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков, Г. П. Федотови другие.
Представители русского зарубежья принадлежали к разным течениям философской и политико-социологической мысли, но всем им были присущи решительное неприятие октябрьского переворота и антикоммунизм, вера в посткоммунистическое возрождение России на принципах свободы и на основе нравственно-религиозных ценностей.
К основным направлениям политической мысли русского зарубежья относятся евразийство, социальный иерархизм (Н. А. Бердяев, С. Л. Франк), неомонархизм (И. А. Ильин, Л. А. Тихомиров, И. Л. Солоневич), христианский социализм, пытавшийся соединить христианство с социализмом (С. Л. Булгаков, Г. П. Федотов).
Многие идеи, высказанные мыслителями русского зарубежья, актуальны и сегодня для анализа политических процессов в современном российском обществе, для исследования важнейших проблем политической науки. Например, это научная критика марксизма П. Б. Струве (первая в истории европейской и русской мысли), его концепция консервативного либерализма, синтезирующего классический либерализм и ценностный, духовно-культурный консерватизм.
Это и всесторонний анализ Н. А. Бердяевым и И.А. Ильиным феномена тоталитаризма и выводы последнего о проблемах перехода от тоталитаризма к демократии через авторитаризм, ярко изложенных, например, в сборнике статей И. А. Ильина «Наши задачи»(1956), который является своеобразной энциклопедией по политологии. Оценка Г.П. Федотовым (1886-1951) власти большевистского режима, антидемократической и антисоциалистической сущности сталинской политической системы.
Большой интерес вызывает предложенная в 1931 г. С. Л. Франком(1887-1950) оригинальная типология политических идеологий, движений и партий. Он выделяет три политических и духовных признака разделения на «правых» и «левых»: 1) чисто философское различие между традиционализмом и рационализмом (жить по вере и обычаям отцов или строить общественный порядок рационально и планомерно); 2) чисто политическое различие между требованиями государственной опеки над общественной жизнью и утверждением начала личной свободы и общественного самоуправления; 3) чисто социальный признак, характеризующий борьбу между высшими и подчиненными классами.
Многие идеи русских политических мыслителей о духовных основах общества, соотношении власти, нравственности и права имеют непреходящее значение и поучительны для всего человечества.
Что касается политического спектра идей, учений, партий, движений современной России, то по мнению многочисленных ученых, например, авторов учебника «Политология» Под редакцией М.А. Василика (СПБ, 2002 г.), в современном российском обществе наблюдается духовно-идеологический кризис, который проявляется в основном в двух формах: 1) в кризисе национальной идентичности, утрате чувства исторической перспективы и понижении уровня самооценки нации; 2) в разрыве единого духовного пространства и утрате национального консенсуса.
Современные российские западники считают, что Россия – это загнивающий Восток и войдет в цивилизацию, только став Европой. Новые «славянофилы» деградацию России связывают с тем, что она поддалась влиянию Запада.
Одно очевидно, что история русской политической мысли — это история самой России, национального политического самосознания, а потому необходимо всегда помнить, что строительство свободной, обновленной России, становление новых российских ценностей возможно лишь на основе исторической преемственности. Это возможно, в частности, в результате изучения отечественной социально-политической мысли, «исторического облика и творческого акта своего народа», как точно подметил И.А. Ильин.
Уместно вспомнить и древнеримского историка Тацита, по мнению которого главное призвание истории состоит в том, чтобы предупредить достойные дела от забвения и сделать недостойные дела и слова постыдными в будущем.
Следует не только прислушаться к мудрым советам, но и реализовать на практике завет мыслителей, ибо очевидно, что “культура всякого народа, живущего государственным бытом непременно должна заключить в себе как один из своих элементов и политические идеи или учения” (Н.С. Трубецкой).
Вопросы для самопроверки:
1. Основные религиозно мифические представления о власти.
2. Как Платон представлял себе модель идеального государства?
3. Идеи Аристотеля о правильных и неправильных формах правления.
4. Роль религии в политической жизни общества.
5. Что означает понятие «макиавеализм в политике»?
6. Основные идеи теории разделения властей.
7. Основные черты классического либерализма.
8. Назвать основные черты классического консерватизма.
9. Сформулировать основные положения марксистского учения о социализме и коммунизме.
10. Особенности российской политической мысли.
Литература
Аваков А.В. Судьбы либерализма. М., 2000.
Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2001.
История политико-правовых учений. Для вузов / Под ред. А.Н. Хорошилова. М., 2001.
История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца М., 2000.
История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2000.
Политическая мысль в России. Словарь персоналий. XI – 1917 г. М., 2000.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России. М., 1999.
Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М., 2000.
Чуланов Ю.Г. Политология: Учебник. СПб., 2001.