Особенности политических элит и лидерства в России
Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.
Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.
В данный момент в Росси государственная власть характеризуется тремя основными признаками:
- первое — власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);
- второе — власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;
- третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.
Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.
Структура политических элит в России
Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из следующих социально-политических групп:
- бывшая партноменклатура (КПСС);
- бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);
- бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;
- бывшие комсомольские работники;
- работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).
Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты — интеллигенции.
Указанные выше группы, как часть властвующей элиты, обладают рядом свойственных ей признаков:
- деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;
- обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;
- наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;
- тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);
- обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.
Эта градация, как уже говорилось, основана на исследованиях в провинции, но, опять же, она достаточно репрезентативна и для всей политической элиты Российской Федерации.
В целом же, в политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал- патриотических партий, движений и блоков.
Процесс формирования властвующей политической элиты России
Формирование российской властвующей политической элиты происходило по следующим этапам:
- "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту;
- выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам;
- вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно- техническими кадрами (в регионах — замена специалистами сельского хозяйства);
- отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей, работающих по принципу "стремительного роста".
Истоки формирования современной политической элиты, несмотря на такое положение дел, лежат в интеллигенции.
Номенклатура имеет следующую структуру: элита (высший слой, работники управления, имеющие право принимать решения) и бюрократия (работники, выполняющие приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена руководителей, они не участвуют в политических баталиях, не состоят в партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что тот небольшой
(порядка 1% – 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой политической элите, а в ее аналитических службах.
Однако же, так называемые, "новые русские" имеют, например, более интеллектуальные корни, чем политическая элита (около 15% интеллектуальной элиты в средней полосе Росси содержат "новых русских"). Интеллигенция находиться, как бы, между элитой и номенклатурой. С одной стороны она питает кадрами власть, а с другой создает ей проблемы и ставит себя ей в оппозицию. Она как социальная группа стоит вне управления.
Характер связей лидера и населения определяется историческими традициями, психологическими чертами национального характера, наличием гражданского общества и т.д. В соответствии с веберовской типологией в России долго доминировал традиционный тип лидерства — монархия. Абсолютная власть монарха признавалась правящим классом в обмен на признание монополии этого класса на собственность и людей. Господство российских правителей над зависимым населением стало политической традицией, сохранившейся в советской и постсоветской России.
В советский период определяющим был такой тип лидерства, как вождизм. Порождается он тотальной культурной зависимостью населения от власти и основан на личной преданности и близости к верховному властителю. Вождизм представляет собой вполне конкретное понимание власти как средства получения материальных и нематериальных благ (славы, престижа, доступа в высшие слои общества) и как способа господства над другими людьми. Характерные черты этого типа властных отношений — атрибутизация и харизматизация вождя. В первом случае речь идет о сумме критериев, которым должен удовлетворять наследник, претендент на место вождя. Во втором случае конкретное историческое лицо наделяется необыкновенными способностями, например предвидеть цель исторического развития. Такой харизмой в истории России наделялись Ленин, Сталин.
Опираясь на данные социологических исследований, некоторые ученые утверждают, что политическое лидерство в нынешней России во многом носит харизматический характер, который будет сохраняться до окончательного оформления реального многообразия политических интересов. Кроме того, харизматическое лидерство возникает в условиях социально-политического кризиса.
Ориентация на лидеров харизматического типа обусловливается и политической культурой: лишенным необходимого политического опыта массам человек-лидер ближе и понятнее, чем политическая программа.
Важно учесть и то, что в современной России изменились преимущественно внешние атрибуты личной власти, правила ее формирования. Президент избирается на всеобщих выборах, его деятельность опирается на Конституцию, имеется разделение властей и т.д. В действительности, как отмечает ряд авторов, концентрация в руках президента такого объема законодательных, исполнительных и представительских полномочий, отсутствие реальных правовых рычагов контроля за его деятельностью сохраняют вождизм как сущность персонифицированной власти.
Необходимо подчеркнуть, что даже развитие и модернизация экономики могут осуществляться в рамках этого специфического типа политических отношений. Вождизм изживается демократическим процессом.
Политическое лидерство в условиях переходного состояния российского общества характеризуется разнородностью. В нем есть представители всех основных политических ориентаций: либералы, центристы, консерваторы, державники, аграрники.
Достаточно распространены популистские лидеры, что вызвано большим удельным весом маргинальных групп, преобладанием политической наивности у широких слоев населения. Популисты заигрывают с массами, ориентируются на их сиюминутные интересы и запросы, предлагают простое и быстрое решение всех проблем. Это люди действия. Часто такие лидеры — хитрые ораторы, преследующие лишь личные интересы и действующие путем потакания низким инстинктам толпы.
Еще один тип лидерства в России — политик - авантюрист, мастер политической интриги, манипулирующий интересами избирателей. Он ориентирует власть на себя, на удовлетворение преимущественно своих личных потребностей, которые оторваны от реальных нужд людей. Для политика - авантюриста характерны крайняя неразборчивость в выборе средств для достижения собственных целей, попрание всех нравственных канонов. Оправданным считается насилие.
Отсутствие необходимых опыта, традиций, процедур, обеспечивающих высокую степень объективности оценки электоратом политического деятеля и его программы, способствует появлению на политической арене политика еще одного типа. Его можно определить как политического лидера поневоле. Это честные, искренне болеющие за интересы голосовавших за них граждан люди. Но они не способны к эффективной политической деятельности, к отстаиванию интересов избирателей в силу как неподготовленности, политического непрофессионализма, так и отсутствия необходимых личностных качеств.
Для современной России весьма актуален тип лидера - центриста Он отличается такими качествами, как толерантность (терпимость), стремление при решении своих проблем исходить из баланса интересов различных социальных групп и слоев, а также признание политических сил различных направлений, умение налаживать с ними работу по достижению общественно значимых целей. Центристскую политику не следует отождествлять с соглашательством, беспринципностью. Это политика взвешенных действий, единственно возможная для достижения баланса интересов различных социальных сил.
В последнее время в России отмечается рост тенденций центризма. Однако эти тенденции ограничиваются малочисленностью и слабостью среднего класса; особенностями российского менталитета (обобщенное понятие, использующееся главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или умонастроений) — максимализмом характера русского народа, духом нетерпимости, сформированными своеобразным историческим развитием.
Однако некоторые особенности менталитета русского народа могут способствовать созданию в обществе основ взаимного понимания, согласия. Первая из них — реалистичность большинства россиян, стремление ничего не принимать на веру. Другая — присущая многим россиянам совестливость. А она неотрывна от стремления к справедливости, недоверчивого отношения к односторонности, к чрезмерному радикализму. Благоприятные изменения в характере русского народа в сторону большей терпимости будут зависеть в особенности от того, какие лидеры оказались у руля страны в начале третьего тысячелетия.
Согласно последним социологическим исследованиям, в российском обществе отчетливо выражен запрос на деловые качества политического лидера — активность, решительность, последовательность, деловитость.
Внимание россиян к нравственным качествам политиков — неизбежное следствие демократических перемен, поскольку политик, несущий ответственность перед избирателями, находится в совсем ином положении, нежели государственный деятель при тоталитарном или авторитарном режиме. Безнравственность власти, выражающаяся в сокрытии истинного положения вещей, в невыполнении государственных обязательств и должностных функций и пр., порождает раскол, цинизм и нигилизм в обществе.
Требования, которые предъявляет современное российское общество к национальному лидеру, таковы: дееспособность, эффективность, высокие моральные качества, личностная определенность.
Литература
Основная
1.Политология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др. – М., 2005.
2.Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993.
Дополнительная
1.Асмолов А., Березин И. и др. Президент по выбору: моделирование желаемого будущего. - М., 2000.
2.Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. - М., 1992.
3. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. № 5.
4.Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. - М., 1998.
5.Гринстайн Ф. Личность и пoлитика. Пер с англ. и пред. А.П.Цыганкова // Социально-политические науки. 1991. № 10.
6.Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1994.
7.Дурдин Д.М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения // Политические исследования. 2000. № 2.
8.Егорова Е.В. Игры в солдатики. Политическая психология президентов. - М., 2003.
9.Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России. - Н. Новгород, 1996.
10.Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг и феномен лидера // Государственная служба. 1999. № 1.
11.Климова С.Г., Якушева Т.В. Образы политиков в представлении россиян // Политические исследования. 2000. № 4.
12.Лассуэлл Г. Д. Психопатология и политика. Пер с англ. Т.Н.Самсоновой, Н.В.Коротковой. - М., 2005.
13.Ольшанский Д.В. Политическая психология. – Спб., 2002.
14.Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. - М., 2002.
15.Психология восприятия власти / Под ред. Е.Б. Шестопал. Вып. 1. - М., 2002.
16.Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон, 28-й президент США. Психологическое исследование. - М., 1999.
17.Шестопал Е.Б. Образы власти в постсоветской России. Политико-психологический анализ. - М., 2004.