Теории и функции политического лидерства

. Политическая наука, анализируя феномен политического лидер­ства, опирается на результаты исследований и достижения в облас­ти социологии, политической психологии, истории. Причины воз­никновения лидерства как политического явления исследуются многими учеными. В результате появилось несколько теорий поли­тического лидерства. Одной из наиболее распространенных явля­ется теория «личностных черт», согласно которой лидерами стано­вятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Некоторые ученые попытались определить перечень качеств, при­сущих лидеру. Согласно Р. Каттелу и Г. Стайсу, к ним относятся: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, це­лостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприим­чивость и умение понимать других.

Приверженцы ситуативной теории характеризуют лидерство как производное определенной ситуации. Это означает, что каждая кон­кретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. Причем качества, пригодные для решения про­блем в одной ситуации, в другой — могут оказаться не актуальны­ми, в третьей — препятствующими достижению целей. Меняющиеся проблемы требуют изменения подходов к их разрешению, новых стилей и методов лидерства. Таким образом, лидерство ока­зывается ситуативным. В зависимости от изменения социальной среды на роль лидера могут выдвигаться различные индивиды.

Ряд исследователей попытались объединить достижения теории «личностных черт» и ситуативного подхода в личностно-ситуативной теории. К формирующим лидерство факторам были отнесены: личностные черты лидера, его образы в сознании последователей, ролевые характеристики лидера, социальная и политическая ситуа­ция, в которой развивается лидерство.

Значительный вклад в изучение лидерства внесли теории конституентов (решающей роли последователей лидера). В рамках этих теорий были высказаны предположения о влиянии ожиданий последователей по реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера. Некоторые ученые сфокусировали свое внимание на особенностях восприятия лидера в сознании масс. Со­отнесение представлений об «идеальном» лидере и лидере реальном определяет отношение последователей к лидеру (поддержка требования изменения поведения, протест). Таким образом, сте­пень свободы лидера, направленность его действий, методы руководства определяются нормами допустимого в сознании тех групп, на которые он опирается.

Широкое распространение в политической науке получили пси­хологические теории лидерства. Среди них можно выделить три ос­новных направления: психоаналитическое, мотивационное и при­кладное.

Психоаналитическое направление исследований акцентирует внимание на бессознательных влечениях и комплексах, определяю­щих как стремление к власти, так и специфические особенности ее осуществления. С точки зрения классического психоанализа, корни лидерства надо искать в сфере бессознательного личности, в осо­бенностях детского и юношеского развития. Поэтому значительное внимание уделяется влиянию ранних периодов жизни (психобио­графическим особенностям) на механизм бессознательного личнос­ти (внутренние конфликты, душевные травмы и переживания). Вильсону. Специфические осо­бенности, лидерства 28-го президента США авторы объясняли та­кими причинами, как неразрешенность эдипова комплекса, бессо­знательное самоотождествление американского лидера с Христом, бесконечные рационализации, уход в мир иллюзий и т.д.

Лассуэлл написал работу «Психопатология и политика», счи­тающуюся ныне классической. В ней американский политолог раз­рабатывает проблему лидерства, исходя из адлеровской теории компенсации. Для Лассуэлла, как и для Адлера, стремление к влас­ти — лишь форма компенсации комплекса неполноценности и оп­ределенных психологических травм. Бессознательные конфликты разрешаются путем переноса «запретных» чувств на близкие или отдаленные социальные объекты. От способов разрешения разно­образных конфликтов зависит тип и особенности политического ли­дерства. Подобный способ анализа и его различные модификации применялись для изучения личностей А. Гитлера, И. Сталина, В. Ленина, Р. Никсона и других политических деятелей.

Ныне компенсаторная концепция политического лидерства до­вольно широко распространена в политико-психологической науке. Так, А. Джордж выделил пять типов эйфории, возникающих при компенсации низкой самооценки властью и лидерством:

1) чувство незначительности компенсируется чувством уникальности;

2) чув­ство моральной неполноценности — чувством превосходства;

3) чувство непосредственности — чувством высочайших способ­ностей;

4) чувство слабости — чувством обладания высшей силой;

5) чувство неадекватности — чувством компетентности.

Эмпирические исследования по­литического лидерства в России во многом подтверждают компен­саторную теорию лидерства.

Мотивационное направление исследований политического ли­дерства концентрирует внимание на изучении влияния различных мотивов, их комбинаций на политическую деятельность, стиль и ха­рактер принимаемых высшим руководством решений. Исследова­ния психологов показали, что политики с ярко выраженным моти­вом власти будут активнее вести себя в переговорах, прибегая к об­ману и давлению на партнеров. С самого начала они нацелены на больший выигрыш. Американский психолог Л. Этеридж проанали­зировал взаимосвязь между такими факторами, как интенсивность проявления властных мотивов, тип личности (была взята за основу типология по Юнгу: экстравертный — интравертный тип) и харак­тером вырабатываемой политики. Полученные результаты нагляд­но представлены в нижеследующей таблице.

     
Тип личности Сильная потребность во власти Слабая потребность во власти
Экстраверт Активная глобальная политика совершенствования мирового порядка (Т. Рузвельт, Дж. Кеннеди, Л. Джонсон) «Примиренческая» политика, обычно малоэффективная (Д. Эйзенхауэр)
ИнИнтрараверт ПоПолитика замкнутых блоков ПоПолитика международного статус-кво (К. Кулидж)

Согласно исследованиям Б. Гудштадта и Л. Хьелле, существует связь между выбором тех или иных методов политического воздей­ствия и локусом контроля. Лидеры с внешним локусом контроля (ощущающие себя отчужденными и бессильными, неуравновешен­ные, подозрительные) гораздо чаще полагаются на силовые методы давления и принуждение. Лидеры же с внутренним локусом контро­ля (уверенные в себе, склонные к самоанализу) в большей степени полагались на такие методы, как убеждение и стимулирование.

Однако, несмотря на привлекательность психобиографического метода, его авторы так и не смогли ответить на вопрос: почему ста­новится возможной реализация данных мотивов власти в опреде­ленном обществе? Поиск ответа на этот вопрос осуществлялся в рамках психоисторического метода, у истоков которого стоял Э. Эриксон. Опираясь на идеи эго-психологии, американский пси­холог сформулировал концепцию формирования харизматического лидерства. Согласно ее положениям, харизма возникает в резуль­тате «пересечения» двух факторов: глубокого и затяжного кризиса личности и кризиса общественного сознания. Отдельные личности, переживая собственный кризис и стремясь к его преодолению, тво­рят новую «идентичность» — новое видение мира и новые идеалы, в которых остро нуждается общество, находящееся в состоянии нравственного и

Несмотря на различия в проявлениях, лидерство предстает явлением универсальным. Универсальность проявляется в единстве функций, которые во все исторические эпохи возлагались обществом на лидеров. Среди наибо­лее значимых функций лидеров выделяют, как правило, следующие:

1) интегративную — объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

2) ориентационную — принятие политических решений, отражаю­щих тенденции прогресса и потребности групп населения;

3) инструментальную — определение способов осуществления поставленных перед обществом задач;

4) мобилизационную — инициирование обновления, мобилизация масс на реализацию политических целей;

5) коммуникативную — обеспечение тесных контактов власти с общественностью, различными организациями, группами и слоя­ми, т.е. предотвращение отчуждения граждан от политического руководства;

6) патронажную — защита масс от произвола бюрократии, безза­кония, нарушения прав и свобод личности.

Лидерст­во в политике обладает всегда и рядом специфических особенностей:

1) между общенациональным лидером и обществом, как прави­ло, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано пар­тиями, группами интересов, средствами массовой информации;

2) оно носит многоролевой характер, лидер ориентирован на со­гласование различных социальных интересов, вынужден стремить­ся к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

3) политическое лидерство корпоративно, за решениями, кото­рые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;

4) политическое лидерство в той или иной степени институцио­нализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

В современной политологии существует несколько определений политического лидерства, что объясняется сложностью данного феномена.

Политическое лидерство — это:

• разновидность власти. Такая интерпретация лидерства опирается на точку зрения, что в любом «политическом вопро­се», по словам известного немецкого социолога М. Вебера, ин­тересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на данный вопрос;

• влияние на других людей, для которого характерны следующие особенности. Во-первых, это влияние должно быть по­стоянным. К политическим лидерам нельзя относить людей, оказавших разовое воздействие на политические процессы. Во-вторых, воздействие политического лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество. В-третьих, влияние политического лидера опирается на авторитет, доверие его сторонников, признание правомерности руководства;

Формирование того или иного стиля политического лидерства, помимо субъективных факторов (личностных качеств политика как человека), обуславливается также и рядом объективных социальных (не зависящих от него) факторов. К таковым относят:

1. Политико-исторические факторы. Важнейшие из них - способ образования государства (преобладание внутреннего компонента влечет за собой децентрализацию власти и появление мягких, демократических форм лидерства - США; преобладание внешнего компонента имеет следствием централизацию власти и формирование жесткого, авторитарного стиля лидерства - Россия); способ перехода к индустриальной фазе развития (революционный переход является залогом складывания авторитарных тенденций в руководстве; эволюционный - демократических).

2. Культурологические факторы. Речь идет о влиянии на политика доминирующего в обществе типа политической культуры (патриархальный тип культуры порождает лидера-отца, лидера-героя; подданнический - лидера-хозяина, лидера-вождя; активистский - лидера-служителя, лидера-чиновника). Без учета влияния типа культуры невозможно понять такой связанный с лидерством феномен как культ личности. Культом личности принято именовать крайнюю, максимально завышенную оценку функций и роли политических лидеров в истории, вплоть до их обожествления. Наиболее часто он встречается в обществах с патриархальным и подданническим типами политической культуры (тоталитарных и авторитарных государствах). Бывают, однако, случаи, когда его элементы складываются также в демократических странах (примером может служить Франция времен президентства Шарля де Голля). Причинами возникновения культа личности служат:

- стремление бюрократии иметь арбитра, который гасил бы ее корпоративные конфликты;

- стремление населения иметь защитника от бюрократии.
Важнейшим же следствием культа является огромная концентрация политической, духовной, экономической и прочих типов власти в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства. Складывающийся культ того или иного политического деятеля неминуемо приводит к трансформации как всей политической жизни страны, так и самого лидерства.

3. Административно-территориальные факторы. Начиная со времен Ш. Монтескье, ученые связывают развитие демократических тенденций в управлении с малыми по своей площади государствами. Для крупных государств, как показывает практика, более характерны авторитарные лидеры. Выдвижение здесь демократических лидеров возможно лишь при децентрализации управления, которая, в свою очередь, может стать причиной усиления центробежных сил.

4. Ситуационные факторы. Роль ситуации обуславливается ее влиянием на условия формирования личности лидера (ситуация войны, кризиса продуцирует тип жесткой личности); выдвижение первоочередных задач и целей руководства; создание рамок, в которых лидеру придется действовать.

Социальные детерминанты лидерства позволяют проводить дополнительную типологизацию этого политического явления. В соответствии с различными ос­нованиями и критериями выделяются множество типов лидерства.

Многие исследования лидерства опираются на типологию леги­тимного господства, разработанную М. Вебером. Соответственно выделяются:

1) традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению;

2) харизматическое лидерство, основывающееся на вере в не­обыкновенные, выдающиеся качества вождя;

3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осу­ществляющееся на основе законов и в рамках законов.

Наибольший интерес вызывает «харизматическое лидерство». Внимание исследователей концентрируется на характерных чертах этого типа и механизмах его осуществления. A.M. Гантер, к примеру, выделяет ряд базовых качеств, присущих харизматическим лидерам:

— «обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих;

— «завораживающая внешность» или образ, вызывающий
симпатии у масс;

— «хорошие риторические способности и некоторый артистизм» или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать своими выступлениями большие скопления людей;

— «положительное восприятие восхищения своей персоной»,
или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;

— «достойная и уверенная манера держаться» или имидж силь­ных людей, способных добиваться любых целей.

М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». Лидеры «знаменосцы» стремятся к воплощению «великой мечты», изменению политичес­кой системы. Имидж «служителя» формируется у политика, кото­рый стремится выступить в роли выразителя интересов своих при­верженцев. «Торговец» — отличается способностью убеждать людей, «продавать» им свои идеи. И наконец, лидер «пожарник» откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации. В реаль­ной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.

На основе эмоционального отношения к лидеру его последова­телей С. Джибб формулирует три типа лидеров:

1) лидер «патри­арх», по отношению к которому члены общества испытывают одно­временно чувство любви,и страха;

2) лидер «тиран», в отношении к которому доминирует чувство страха;

3) «идеальный» лидер — характеризуется чувством симпатии к нему со стороны большинст­ва социальных групп.

Интересный подход к типологизации лидерства предлагает французский ученый Ж. Блондель. В основе его классификации два критерия: первый — характеризует отношение лидеров к традици­ям и инновациям; второй — объем сферы деятельности лидеров. Совмещая эти критерии, он приходит к выводам, кратко представ­ленным в нижеследующей таблице.

Измерение 2 Измерение 1
    Сохранение сущест­вующего положения Умеренные изменения Широкомасштаб­ные изменения
    Типы политических лидеров
Широкая сфера деятельности «Спасатели» (Черчилль, де Голль) Патерналисты, популисты (Бисмарк, Сталин) Идеологи (Мао, Гитлер)
Умеренная сфера деятельности (аспект системы) «Успокоители» (Эйзенхауэр) «Пересмотрщики» (Рейган, Тэтчер) Реформаторы (Рузвельт Ф.)
Узкая сфера деятельности Менеджеры (мини­стры, которые зани­маются повседнев­ными проблемами) Улучшатели (мини­стры, которые моди­фицируют какой-то аспект политики) Новаторы (кладут начало новой поли­тике, например, земельной)
         

Наши рекомендации