Объект, предмет, методы и функции политологии

Вопрос 1

Происхождение и смысл термина “политология”

Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.

Происхождение термина «politike» связано с древнегреческим городом-государством, который именовался полисом. Полис —прототип современного национального государства.. Наличие особой деятельности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни, или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым стал термин «политика», который утвердился после написания Аристотелем одноименного трактата о государстве, правлении и правительстве.

Таким образом, термин «политология» восходит к древнегреческому полису и означает учение о политике, т.е. совокупность знаний об управлении государством.

Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с возникновением первых государственных образований. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка.

Примерно с середины I тысячелетия н.э. усиливается процесс рационализации политических взглядов, появляются первые политические концепции, носящие философско-этическую форму. Начало собственно теоретических исследований политики связано с именами Конфуция, Платона, Аристотеля и др.

Значительный вклад в развитие политической мысли внес выдающийся итальянский мыслитель Н. Макиавелли (XV-XVI вв.).

В новое время политические идеи и концепции разрабатывались Т.Гоббсом, Дж.Локком, Ш.Монтескье, Ж.-Ж..Руссо, И.Кантом, К.Марксом и др.

Однако ни в период античности, ни в более поздние времена политология еще не выделилась как самостоятельная наука. Политические исследования развивались в рамках философии, юриспруденции, истории.

Собственно, политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании, сложилась в конце XIX – начале XX вв.. В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра "История и политическая наука", а в 1880 г. – первая школа политической науки.

В XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину завершился, выделились ее важнейшие национальные школы и направления. Активизации политических исследований способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая плодотворно действует и сегодня. Курс политологии был рекомендован для изучения в учебных заведениях стран-членов ЮНЕСКО. В настоящее время на Западе политология относится к числу наиболее престижных общественных наук, занимая первое место по числу проводимых исследований и количеству публикаций.

Вопрос 2

Зарождение и основные этапы становления и развития политической науки

Развитие политической мысли в древности и Античности

Становление и развитие политической мысли начинается с возникновения политической власти и государства. На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху Античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению.. Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе – с греческой философией. Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков использовалось слово «полис».Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона и Аристотеля.

Вопрос 5

Слово «политика» произошло от греческого слова politike, что означает в переводе на русский язык «государственные дела», «искусство управления государством». Политика — это тонкое искусство государственного управления.. Среди причин ее возникновения :

Ø поляризация общества,

Ø появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении

Ø возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти.

Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть:

Ø социальные общности (классы, нации и др.);

Ø различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.);

Ø политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений);

Ø отдельные личности (в том числе и политические лидеры).

Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе. Среди функций политики выделяют:

Ø выражение значимых интересов всех групп и слоев общества;

Ø интеграцию различных социальных слоев, поддержание целостности общества;

Ø обеспечение дальнейшего развития общества;

Ø управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов и противоречий;

Ø политическую социализацию личности (т.е. процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль).

Свойства политики:

1.Инклюзивность или способность безграничного проникновения в другие сферы общества. Функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых.

2.Обусловлено существованием групп населения, из которых одни выполняют функции управления обществом (элита, лидеры), а другие подчиняются, но при этом влияют на выбор элитарных групп и на содержание проводимого ими курса

.3.Единствов политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения. 4.Функциональность – способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.

Элементы политики– это структурные единицы политики как единой, целостной системы. К числу элементов политики относятся:

1) Субъекты политики – социальные общности (класс, нация, политическая элита, массы, профессиональные группы), социальные институты (парламент, правительство, политические партии, профсоюзы, церкви, СМИ, международные организации) и отдельные личности (граждане, члены политической элиты, политические лидеры)

2) Политическая власть – главный элемент политики. Политическая власть – это возможность навязывать свою политическую волю членам общества.

3) Политическая организация – совокупность государственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

4) Политические отношения – формы взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики, основанные на согласии, партнерстве, конфликте, господстве.

5) Политическое сознание – система политических оценок, смыслов и утверждений, проявляющихся на уровне эмоций, чувств, переживаний, симпатий и антипатий (политическая психология), а также на уровне рациональных представлений, убеждений, составляющих политическое мировоззрение субъекта (политическая идеология).

6) Политическая культура – тип отношения индивида, социальной группы, общества в целом к тем или иным политическим явлениям, событиям, фактам, проявляющийся в поведении людей.

Политика как вид деятельности также реализуется на несколькихуровнях:·

Ø макроуровень связан с характеристикой государства как целого, публичной власти, особенностей ее устройства и функционирования;·

Ø микроуровень охватывает отдельные организации – партии, профсоюзы, корпорации, фирмы;·

Ø мегауровень относится к деятельности международных организаций (ООН, НАТО, ЕЭС и др.).

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

Ø экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;

Ø социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе; • национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;

Ø культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;

Ø государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:

• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);

• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации); • общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;

• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;

• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:

• стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса; • тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;

по функциям государства (по области распространения):

• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;

• внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене

Вопрос 6.

Вопрос 7

Политическая власть –это способность проводить свою волю в политике и в правовых нормах, несмотря на сопротивления.

Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К ним относятся:

1.Социальные общности(народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки.

2.Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны.

3. Политич. партии и организации.

4. Правящая элита, бюрократия, лобби.

5. Групповое и индивидуальное лидерство

6. Отдельные личности, толпа.

Источники политической власти: государство, политические партии, правящие элиты, бюрократия, групповое и индивидуальное лидерство, личная власть. (Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность.)

Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические.

· Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления.

· Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.

· Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д.

· Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.

· Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди.

. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

Интеграция общества

Вопрос 8

Механизм политической власти - совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти..

Вопрос 11

Функции демократии:

1. Организационно-политическая

2. Регулятивно-компромиссная

3. Общественно-стимулирующая

4. Учредительная

5. Контрольная

6. Охранительная

Принципы демократии — непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

Основные принципы демократии:

1) политическая свобода

2)равноправие граждан

3)выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения

4)разделение властей

5)принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства

6) плюрализм

Модели демократии

- классическая демократия;

- протективная демократия;

- демократия развития;

- народная демократия.

- протективная демократия;

- демократия развития;

- народная демократия.

Институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы.

Институтами прямой демократии являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации.

Представительная демократияподразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Конституция РБ закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления.Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений местного значения.

Роберт Даль назвал следующие условия:

1.Контроль за решениями правительства конституция возлагает на выборных официальных лиц.

2.Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих по возможности всякое принуждение.

3.Практически всё взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.

4.Практически всё взрослое население имеет право претендовать на выборные должности.

5.Граждане имеют право выражать свое мнение

6.Граждане имеют право получать информацию из альтернативных источников.7. Граждане имеют право создавать относительно независимые организации, включая политические партии и группировки по интересам

8.Избранные народом официальные лица должны иметь возможность осуществлять свои конституционные полномочия

9.Государство должно быть суверенным

Вопрос 12 Главный субъект политики – народ. Но народ состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также главный субъект политики. Уровни политической активности личности. 1. Рядовой член общества – человек с минимальным политическим влиянием 2. Человек, принимающий определенное участие в политической жизни общества 3. Человек, являющийся членом политической организации, но участвующий самостоятельно в политической жизни.. Это осознанное включение в политику. 4. Общественный деятель (политический деятель). Как правило, руководитель общественной организации. 5. Профессиональный политик, для которого политика – не только профессия, но и главное занятие, смысл всей жизни. Это руководители политических партий, ответственные работники органов государственного управления и т.д. 6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Лидер имеет формальный или неформальный авторитет и обладает фактическим влиянием на окружающих. Политическая социализация представляет собой процесс включения личности в политику и функционирования в ней.Включение в политику начинается с раннего детства и продолжается всю сознательную жизнья. Политическая социализация включает в себя не только освоение политических знаний, но и личную политическую активность человека. На процесс политической социализации человека влияет целая система факторов, которые делятся на политические и неполитические. Политические факторы – характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень развития институтов гражданского общества, тип политической культуры, тип избирательной системы. Неполитические факторы – уровень образования личности, ее профессиональная подготовка, морально-нравственные ценности и т.д.

Вопрос 13

Политическая элита - понятие, отражающее особую роль верхушки господствующего класса, которая непосредственно осуществляет политическое руководство обществом.

Теория элит— концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.

Г.Моска .Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов)

В. Парето. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений.

Правящая элита – это вершина властной пирамиды. В ее состав входят руководители государства, правящих политических партий и др. Ведущая роль политической элиты обусловлена тем, что ее решения распространяются на всех граждан, могут принимать форму законов, обязательных для исполнения на территории государства.

Функции

1) Руководство и управление обществом.

2) Стратегическая функция – разработка стратегии и тактики развития общества

3) Мобилизующая функция – организация масс на воплощение политических решений в жизнь.

4) Коммуникативная функция - отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп

5) Интегративная функция обеспечивает стабильность общественной жизни.

Структура

Деловая, или экономическая, элита обладает большим спектром воздействия на политические процессы, субсидируя избирательные кампании.

Административная, или бюрократическая, элита – высокопоставленные чиновники государственного аппарата

Военная элита состоит из высших армейских чинов.

Идеологическая элита – это ведущие деятели науки, культуры, руководители средств массовой информации

Вопрос 14

Политическое лидерство (от англ. Leader - ведущий, руководитель) - процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделенные реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Природа

Политический лидер одновременно является субъектом и объектом политического процесса. Субъектом его делает то, что он по своим качествам становится во главе социально-политических движений для реализации интересов его общностей. Политический лидер есть и объект политики. В решении различных проблем он всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их предложения и требований, к компромиссам.

Типология

Типология М.Вебера:

1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость

2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка ;

3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя

По стилю деятельности: авторитарный и демократический.

Авторитарный — это лидер, требующий монопольной власти. Демократические - инициируют максимальное участие каждого в деятельности групп.

По видам деятельности: «формальное» и «неформальное» лидерство. Формальный лидер связан с установленными правилами. Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников.

Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство — лидер и коллективное лидерство — элита и массы.

Функции

1. Диагностическая функция - постановка диагноза, когда лидер изучает ситуацию, оценивает её, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено.

2. Директивная функция, т. е. функция принятия решения, включающая в себя приказы, что и как конкретно следует предпринять в тот или иной момент, чтобы решить ту или иную общественную проблему.

3. Мобилизующая функция - мобилизация масс на выполнение решений и достижение поставленных целей.

Билет 15

Билет 16

Политический режим и его критерии. Характеристика политических систем по критериям политического режима.
Особенности политической системы Республики Беларусь.

Политический режим- это совокупность способов и методов с помощью которых осуществляется власть в обществе.

Классификация:

1.тоталитарный (насильственный контроль и всевластие государства над человеком и обществом; свобода слово и печати отсутствует; одна государственная идеология; существует одна партия)

2.Авторитарный(неограниченная власть одного человека; могут существовать партии, но при условии их подконтрольности властям)

3.демократический(власть народа; народный суверенитет; выборность и периодическая смена высших должностных лиц; равенство граждан; принятие решения по большинству)

Современную политическую систему Республики Беларусь можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми компонентами cохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Политическая система республики имеет ряд отличительных признаков:

• определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти;

• недостаточная развитость и адаптированность системы местного самоуправления к новым условиям социально-экономического развития;

• отсутствие авторитетных политических партий и движений общенационального масштаба;

• слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции;

• фрагментарность политической культуры в условиях радикального изменения системы ценностей.

Весьма важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий - национальная идея и национальные интересы государства.

В основании белорусской общенациональной идеи - национальные интересы как система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.

Национальные интересы - базовое понятие в политике. Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Национальные интересы - это осознание и выражение потребностей народа.

Вопрос 17

Политическое сознание определяется как комплекс идей, взглядов, представлений, мнений субъектов политических отношений. По своему содержанию оно охватывает все представления людей. Политическое сознание характеризуется следующими функциям:

· оно воздействует на деятельность всех общественных организаций;

· оно пронизывает все остальные формы общественного сознания (правовое, нравственное, эстетическое, религиозное), непосредственно воздействует на них, определяет их содержание.

В свою очередь политическое сознание испытывает на себе воздействие таких духовных факторов, как мировоззрение, господствующий стиль мышления, традиции и т. д. .

Типы политического сознания:

1. Либеральный (выдвигает в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида)

2. Консервативный (направленный на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей)

3. Социалистический (ориентируется на приоритет в политике принципов коллективизма)

4. Интернационалистский(реализация общих интересов и ценностей)

5.Националистический (превосходство одной нации над другими).

В зависимости от приверженности субъектов политики к формам политического устройства выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы политического сознания.

Политическая культура- это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.

Функции политической культуры:

· накопление и передача политического опыта;

· упорядочивание и регулирование политических отношений;

· воспитательная;

· познавательная.

Типы политической культуры. Некоторые политологи выделяют два основных типа политической культуры: тоталитарный и плюралистический.

Тоталитарный тип основывается на идеях о принципиальной одномерности социально-экономической и духовной жизни общества.

Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти,

Вопрос 18

Государство — основной институт политической системы, форма организации общества. В политической теории сложились разные теории происхождения государства:

Теологическая теория исходит из идеи божественного происхождения государства. Государство трактуется как институт, дарованный Богом для организации жизни людей, а потому священный и неприкосновенный. Верховный правитель по своей природе является наместником Бога на земле и проводником его воли в отношении всех своих подданных.

Патриархальная теория рассматривает государство как форму расширенной патриархальной власти. Государство является результатом соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства.

В теории общественного договора государство выступает следствием договора между людьми по поводу условий и форм организации совместной жизнедеятельности. Согласно договору люди добровольно передают часть своей свободы и прав государству, чтобы обеспечить общественный порядок и неприкосновенность собственности.

По мнению сторонников теории насилия государство возникает в результате завоевания одних народов другими.

Классовая теория связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами.

Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть.

Территория это земля, недра, водное и воздушное пространство. Население государства — это совокупность людей, проживающих на данной территории. Важным атрибутом государства является наличие отделенной от общества публичной власти.

Признаки государства:

Ø суверенитет;

Ø монопольное право на издание законов и других правовых актов, обязательных для всего населения;

Ø монопольное право на применение принуждения.

Ø Право на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами и средствами (армия, полиция, тюрьмы и т.п.);

Ø монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Ø обеспечение законности и правопорядка;

Ø хозяйственно-организаторская функция(выработка экономической политики, регулирование экономических отношений, формирование госбюджета, управление налогообложением и т.д.);

Ø социальная функция (социальная защита населения, развитие здравоохранения, пенсионное обеспечение, решение экологических проблем);

Ø культурно-воспитательная функция (развитие науки и культуры, системы образования, охрана исторических и художественных памятников, организация досуга и др.).

Внешние функции:

Ø защита интересов данного государства на международной арене,

Ø обеспечение обороны страны,

Ø развитие сотрудничества и интеграции с другими странами,

Ø участие в международном разделении труда.

Национа́льное госуда́рство — конституционно-правовой тип государства, означающий, что последнее есть форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации. В идеале такое государство предполагает, что все граждане (подданные) такого государства имеют общий язык, культуру и ценности, а также, что все они являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами.

Вопрос 19

Понятие формы государства

Формой государства - организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режим. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления -эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия.

Термин означает единовластие. Это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и переходит по наследству. Абсолютная монархия характеризуется единовластием монарха. Он является единственным сувереном власти, сам издает законы, назначает правительство, вершит высший суд. Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией.

Республика–это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Источником государственной власти является народ. В зависимости от способа формирования и взаимодействия ветвей власти различают три разновидности республики – президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская, парламентско-президентская).

Президентская республика характеризуется следующими признаками:

президент – глава государства является одновременно и главой исполнительной власти (как правило, должность премьер-министра отсутствует);

всенародное избрание президента, правительство формирует президент;

отсутствие ответственности правительства перед парламентом, жестко проявляется принцип разделения властей. Парламентская республика:

верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту, который избирается гражданами страны;

президент, как глава государства, избирается, как правило, парламентом, имеет символические права, не оказывает существенного влияния на политическую жизнь;

правительство формируется парламентом из представителей партии или коалиции парламентского большинства; политическая ответственность правительства перед парламентом;

глава правительства – премьер-министр (канцлер, председатель совета) – лидер партии парламентского большинства, назначается президентом и является основным лицом политической жизни страны.

Смешанные республики сочетают в себе признаки как президентской, так и парламентской республик.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства. Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация

Унитарное государство- это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. При конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

Государственно-правовой режим (политический)представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является президент. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.

Вопрос 20

Теория разделения властей

Разделение власти —теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от другатветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть

Это власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Исполнительная власть

Представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительна

Наши рекомендации