Политика как сфера общественной жизни и объект научного анализа.

А) как сфера

Объектом политологии является политика, как сфера общ. жизни. Пронизывает все остальные сферы (экономическую, духовную, социальную). (Пр.: Политич режим влияет на тип экономич системы (плановая при тоталитаризме), духовные ценности общества, на соц дифференциацию). +функции (как сферы): согласование общих и частных интересов, осуществление власти, поддержание соц порядка, управление людьми, осуществление общезначимых целей, регулирование ресурсов.

Б) Политика как объект научного анализа.

Этапы анализа политики: (динамика изменений взглядов на политику как объекта науч анализа)

1)Античный (полис) Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний; В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство). Полис - городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации, вершина развития полит мысли. С 6 до 3 в до н. э. они сущ-ли. Вкл 3 понятия: 1)гражд община 2) гос-во 3) город. Соб-ть делилась на частную и обществ-ую. (По Федоркину: «Политика — это все то, что относится к деятельности полиса»)

2) 15-16 вв –. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей; В гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

3) Первая англ буржуазная революция ( с 19 в в полит жизнь стало включаться больше людей) Макс Вебер (1864 – 1920): политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".

4) Сер. 19 в (изучение конституц права, исслед-е полит. поведения)

5) Бихевиоральный (В центр исследования бихевиорализм ставит политические факты; единичным политическим фактом выступает поведение конкретных индивидов в политике.)

6) Постбихевиоральный (главным в политологи является не только описание, но и истолкование политических процессов, а также ответы на запросы общественного развития и выработка альтернативных решений)

Как разные науки рассматривают политику:

Политика является объектом исследования многих гуманитарных и общественных дисциплин. Философия изучает политику как феномен мирового развития и артефакт человеческой цивилизации. Социологию интересует воздействие социальной среды на политическую сферу. Юриспруденция исследует 'стыковую' область правовых и государственных норм и институтов. Историю занимают вопросы исследовательски-хронологического сбора и описания эмпирических фактов развития политических институтов и идей. Политэкономия исследует производственные отношения и экономические механизмы как материальную основу политической деятельности людей. Психология обращается к невесомой материи психологических механизмов и стереотипов политического поведения людей, тогда как антропология (или этнография) и культурология интересуются соответственно генезисом властных отношений и политическими традициями, ценностями, нормами.

Многовековой процесс дифференциации (а затем и интеграции) обществоведческого знания, изучающего политические отношения, свидетельствует как о постепенной специализации политической мысли, так и о многократном усложнении содержания и структуры политических институтов, требующем зачастую уже специального изучения лишь одной стороны политических объектов.

Составляющие компоненты полит знания:

1) Нормативный

2) Описательный

3) Причинно-следственный

Методы политической науки.

Наиболее важные методы политики можно разделить на три группы.

Первая – общие методы (подходы) исследования. Среди них социологический подход предполагает выяснение зависимос­ти политики от общества, социальной обусловленности полити­ческих явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Культуро­логический подход (частное проявление социологического) ориентирует на выявление зависимости политических процессов от политической культуры. Нормативно-ценностный подход пред­полагает выяснение значения политических явлений для обще­ства и личности, их оценку с точки зрения общего блага, спра­ведливости, свободы, уважения человеческого достоинства и дру­гих ценностей. Функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обна­руживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровня эконо­мического развития и политического строя. Структурно-функциональный подход пред­полагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент ко­торой имеет определенное назначение и выполняет специфи­ческие функции (роли), направленные на удовлетворение соот­ветствующих потребностей системы. Суть системного подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно орга­низованного организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружаю­щей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политичес­кие решения и действия) системы. Институциональный подход ориен­тирует на изучение институтов, с помощью которых осуществля­ется политическая деятельность: государства, партий, других ор­ганизаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности. Антрополописский подход требует изучения обусловленности поли­тики не социальными факторами, а природой рода человеческо­го, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одеж­де, жилище и др.). Психологический подход имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает, конечно, и учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Деятельностный подход дает динамическую картину политики. Также выделяют критически-диалектический, сравнительный, субстанциальный, исторический и онтологический методы.

Вторая группа (общелогические методы) относятся к организации и процеду­ре познавательного процесса: индукция и дедук­ция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математичес­кие, кибернетические, прогностические и другие подобные ме­тоды.

Третья группа - методы эмпирических исследований, получения первич­ной информации о политических фактах. К этим методам относятся: использование статистики, в первую очередь элек­торальной; анализ документов; анкетный опрос; лаборатор­ные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдение, осуществляе­мое исследователем, являющимся непосредственным участни­ком реальных политических событий, или наблюдение за по­ведением людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.


Наши рекомендации