Объект, предмет политологии. Функции политологии.

Объект, предмет политологии. Функции политологии.

Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Предметом политологии является политическая действительность как политический процесс. Он включает в себя государство, власть, партии и организации, политические системы, политическое лидерство и т.д. => специфика предмета политологии заключается в том, что изучаемые вопросы имеют непосредственную связь с политикой.

Функции политологии:

1) Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

2) Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

3) Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".

4) Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

5) Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

6) Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

2. Методы исследования политологии.

I. Методы теоретического познания (приемы исследования, способов обобщения и формирования системы знания):

1) институциональный метод, который предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;

2) социологический метод, ориентированный на выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры;

3) исторический метод, рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем;

4) сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных объектов (политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходства и различий;

5) системный метод, который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты). Сам объект рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов и находящаяся в многообразных связях с внешней средой;

6) структурно-функциональный метод, который состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;

7) антропологический метод, исходящий в объяснении политики из природы и универсальности родовых качеств человека;

8) психологический метод, направленный на изучение психологических механизмов политического поведения;

9) бихевияристский метод, рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки. Как уже отмечалось, этот подход требует эмпирической проверки всех выводов;

10) нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала.

II. Философские и общелогические методы, которые используются не только в политологии, но и в других науках:

1) диалектический метод, который предполагает рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи частей и компонентов и внутренней противоречивости;

2) метод восхождения от абстрактного к конкретному;

3) анализ и синтез;

4) индукция и дедукция;

5) обобщение.

III. Эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии:

опрос, наблюдение, статистические методы, математические методы, методы моделирования.

Ресурсы и основания власти.

Основание власти – это средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач.

Ресурсы власти – это потенциальное основание власти, т.е. средства, которые могут быть использованы, но ещё не используются или используются, но ещё не достаточно. Полное и всестороннее изучение всех возможных и фактически используемых оснований властвования дает представление о потенциале власти. Учет оснований властвования и ресурсов сопротивления властной воле дает возможность подсчитать силу власти.

Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.) К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации. Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Классификация оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности:

· Экономическая (Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые)

· Социальная (Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика)

· Силовая (Оружие, аппарат физического принуждения)

· Юридическая (Конституция, законы, программные документы политических партий)

· Культурно-информационная (Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения)

Современные концепции политической элиты. Определения, функции, структура политической элиты. Контрэлита и её роль в политическом процессе.

Элита в переводе с франц. – лучший, отборный, избранный. Политическая элита- это ..

• Меньшинство общества, являющееся относительно привилегированно группой, обладающей выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами(формирует цели развития общества и принимает важные полит.решения)

• Большая социальная группа, обладающая определённым уровнем полит.влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

• «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги»

Функции элиты:

1)стратегическая (определение политической программы путем генерирования новых идей)

2)организаторская (воплощение политических решений в жизнь)

3)интегративная (укрепление стабильности и единства общества)

4)коммуникативная (выражение и отражение в полит. программе интересов и потребностей разных соц. слоев и групп населения).

Структура: президент, вице-президент, члены президентского совета, депутаты, премьер-министр и его замы, министры и т.д.

Концепции:

1)Макевиалистская школа элиты((Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс) ориентирует своих последователей на то, что любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: психологических, умственных, моральных. По мнению сторонников данного направления, элита характеризуется политическими и организаторскими качествами, а массы признают ее право на власть, то есть ее легитимность. Смена элит происходит в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.)

2)Ценностные теории элиты ((В. Ронке, Х. Ортега-и-Гассет) элита видится как слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Вхождение в элиту – это не произвольный или насильственный процесс, а справедливое приобщение наиболее способных к рычагам управления.)

3)Концепции демократического элитизма ((Р. Даль, С. Липсет) демократия понимается как конкурентная борьба претендентов на руководство обществом во время избирательных кампаний. И элита рассматривается как поборница демократических ценностей – свободы, равенства, права на труд, социальное обеспечение и т. д. Она осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.)

4)концепции плюрализма (или функциональные теории элит ) ((С. Келлер, О. Штаммер, Д. Рисмен) доказывают, что элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными элитами, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Элиты контролируются массами посредством выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления. Конкуренция между элитами предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс. Границы между массами и элитами условны. Доступ в элиту открыт не только представителям крупного капитала, но и тем, кто обладает выдающимися личными способностями, знаниями.)

5) Леволиберальные концепции элит ((Р. Миллс, Р. Милибанд, Р.-Ж. Шварценберг) основываются на положении, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой. В реальной жизни элита находится на высоком уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и т. д.) незначительны. Властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой почве обеспечивает себе власть, богатство и известность. Между элитой и массами большое различие, преодолеть которое практически невозможно.)

Контрэли́та — оппозиционная по отношению к правящей политической элите часть бюрократии, социальная группа, которая борется за право на вхождение в элиту или создание новой; субъект политики, который действует достаточно организовано (легально или нет) и стремится получить власть в свои руки или передать её другой политической силе.

Главная цель политической деятельности контрэлиты — отвоевание власти у правящей элиты. Но взятие власти из рук правящей элиты с целью её присвоения или передачи в руки другой политической силы не является единственной целью к. Силы, что соревнуются с властью, стремятся захватить в свои руки государственную машину нередко, для того что бы реализовать определённую политическую доктрину, концепцию, программу. В случае, когда к. находится в стадии своего формирования, вышеозначенное задание выполняют группировки политической элиты способом осуществления постепенной модификации политики в нужном для них направлении. Методы и способы действий, к которым прибегает к., включают широкий спектр политических средств, среди которых самые распространённые: политическая пропаганда своих целей и идеологическая борьба со своими противниками в средствах массовой информации, формирования общественного мнения; создание политических партий и участие в выборах; борьба в середине государственных органов и парламентской деятельности; создание групп политического давления; использование механизмов криптократии (подъём тайной финансовой власти).

Авторитарный режим.

Между властью и обществом в авторитарном режиме возводится глухая стена. Власть по-прежнему жестко контролирует свою собственную безопасность, но может отказаться от прямого вмешательства в экономику, культуру или личную жизнь граждан. В такой ситуации меняется и отношение людей к власти. Она представляется чуждой, грозной и даже враждебной силой. Прежнее слияние с властью и ее безоговорочная поддержка уступают место недоверию и отчуждению. Авторитаризму, как правило, сопутствует установление сильной личной власти. Такой лидер не избирается народом, а выдвигается элитой.

Взаимоотношения органов власти строятся по принципу подчинения: центральные главенствуют над местными, исполнительные над законодательными.

Авторитарный режим можно определить как концентрацию неограниченной политической власти в руках одного человека или небольшой правящей группировки, не допускающей политической оппозиции, но сохраняющей определенную автономию личности и общества во внеполитических сферах. Для авторитарных политических систем характерны следующие черты.

1. Ограниченное число носителей власти. Носителем власти может быть один человек (президент, монарх, премьер-министр) или небольшая группа лиц (олигархия, военная хунта, клан и т.д.)

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Исполнительная власть действует без каких бы то ни было ограничений. Власть может править с помощью законов, но она принимает их по своему усмотрению. Законодательная регуляция приобретения и передачи власти (если она существует) носит формальный характер.

3. Монополизация власти и политики. Права граждан обычно подавляются. Правительства нетерпимо относятся к оппозиции и даже к инакомыслию, жестко контролируют средства массовой информации. Легальная политическая оппозиция и конкуренция либо запрещаются, либо серьезно ограничиваются. Политические партии, профсоюзы и другие политические организации загоняются в подполье или действуют под контролем власти.

4. Опора на силу. Одни диктаторские режимы способны поддерживать свое существование с помощью лишь жестокости и насилия. Другие диктатуры могут не прибегать к массовым репрессиям, однако в случае необходимости они также используют силу и принуждают граждан к повиновению.

5. Отсутствие государственной идеологии, навязывающей всему обществу единые коллективные цели.

6. Рекрутирование правящей элиты путем назначения сверху.

Объект, предмет политологии. Функции политологии.

Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Предметом политологии является политическая действительность как политический процесс. Он включает в себя государство, власть, партии и организации, политические системы, политическое лидерство и т.д. => специфика предмета политологии заключается в том, что изучаемые вопросы имеют непосредственную связь с политикой.

Функции политологии:

1) Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

2) Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

3) Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".

4) Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

5) Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

6) Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

2. Методы исследования политологии.

I. Методы теоретического познания (приемы исследования, способов обобщения и формирования системы знания):

1) институциональный метод, который предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;

2) социологический метод, ориентированный на выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры;

3) исторический метод, рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем;

4) сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных объектов (политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходства и различий;

5) системный метод, который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты). Сам объект рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов и находящаяся в многообразных связях с внешней средой;

6) структурно-функциональный метод, который состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;

7) антропологический метод, исходящий в объяснении политики из природы и универсальности родовых качеств человека;

8) психологический метод, направленный на изучение психологических механизмов политического поведения;

9) бихевияристский метод, рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки. Как уже отмечалось, этот подход требует эмпирической проверки всех выводов;

10) нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала.

II. Философские и общелогические методы, которые используются не только в политологии, но и в других науках:

1) диалектический метод, который предполагает рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи частей и компонентов и внутренней противоречивости;

2) метод восхождения от абстрактного к конкретному;

3) анализ и синтез;

4) индукция и дедукция;

5) обобщение.

III. Эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии:

опрос, наблюдение, статистические методы, математические методы, методы моделирования.

Наши рекомендации