Политология как наука. Политология в системе общественных наук

Зарожд. и развит. полит. знаний в эпоху антич. Полит. мысль средневековья.

Античность.Мировая полит. мысль стала развив. с переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому строю с его антагонистическими классами и государством.

Платон (427-347гг. до н.э.) – идеолог афинской аристократии. Идеалист.

Труды: «Государство», «Законы».

Делил людей на 3 начала: разумное (философы), аффективное(воины), вожделеющее (ремесленники, землевладельцы)Взгляды на гос-во: 1. Предназначение человека – служить гос-ву. Общественные интересы выше индивидуальных.2. Идеальная форма гос. устройства – правление аристократии (мудрых) и монархия. Наихудш. Форма правл. – демократия и тирания.

Аристотель (384-322 гг. до. н.э.) – идеолог землевладельческой аристократии. Материалист.Труды: трактаты «Политика» и «Никомахова этика»

Взгляды на гос-во.: 1. Гос-во должно всецело служить интересам и развитию личности. 2. Выступал за частную собств., рабовладение, моногамную семью. 3. 3-и правильных формы гос. управл: монархия, аристократия, полития. ; 3-и неправильных формы гос. управл: тиранию, олигархию, демкратию.Средневековье.Эпоха феодализма. Возвышение роли церкви.Епископ Аврелий Августин.Концепция 2-ух общностей: 1.«Град Божий» -Церковь. Основан на любви к Богу, справедливости, общей пользе. 2.«Град земной» - государство. Осн. на любви к себе, насилии, разбое, принуждении. Чтобы гос-во оправдало свое существование, оно должно всецело служить церкви.

Аврелий считал, что приобщить к христианству можно насильно; а еретизм нужно карать.Монах Фома Аквинский 1. Считал, что общественное неравенство и эксплуатация установлены Богом. 2. монархическая власть тоже от Бога. 3. Отстаивал инквизицию.

Функции и методы политологии.

Функции:

1.Информационно-познавательная. Человек изуч. Новую для себя социальную информ., объясняющую сущность изучаемых проблем, познает теорию и практику мирового общественного развития.2.Мировоззренческая, или идейно-воспитательная. Исслед. и подвергает критическому анализу различ. социальные концепции и взгляды, раскрывает их сущность, учит с научных позиций оценивать общественные явления.3.Прогностическая.

4.Регулятивная, или прагматическая. Регулир. полит. отношения. Помогает оценить политическую действительность.5.Методологическая. Выработка представлений об поведении человека в различ. политических ситуациях, системах.6.Социально-культурная

7.Инструментальная. Определяет действия, которые нужно принять для реш. задачи.Методы:Общие: 1. Диалектико. (Раскрывает связь политики с обществом, экономикой, культурой. Позволяет понять события в движении, развитии.) Социологический(изучение док,анкетирование,интервьюирование, эксперименты) Системный (исследование как целостного сложного, динамично развив обществ явл. Это достиг на осн выявления причинно слодственных связей. Бихивиористический(изучение и объяснениемотивов и факторов влияющих на полит поведение, умонастроения, ориентации. Сравнительный (сопоставление пол систем,культур, однотип пол сит,явл, для нахождения оптимальных путей решения полит проблем)




Демократический режим.

Демократия зародилась в Др. Греции. Демократия- это организация политиче-ского и гражданского общества, обес-печивающая реальное народовластие и утвержде-ние прав и свобод человека и гражданина.

Критерии:

1.Характер и мера осуществления власти: приделы власти устанавливаются обществом.

2.Механизмы формирования власти: власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности определенных законов. 3.Взаимоотношения общества и власти:

общество выбирает власть. 4.Роль идеологии в обществе: официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере. 5. Характер политического лидерства: зависит от типа политической системы и традиций общества.

6. Характер существующих запретов: Разрешено всё, что не запрещено законом.

7. Политич СМИ: СМИ свободны и независимы (4-я власть). 8. Соотноше-ние прав и свобод граждан: Права и свободы граждан гарантированы законом, кот-е определяют механизмы регулирования гос-ва. 9.Изменения в политич. системе: свобода действий общественных движений и объедине-ний, всеобщее избирательное право, разделение властей, парламентаризм.

Принципы (основные положения), без кот демо-кратии не может быть:

1.Принцип суверенитета народа. 2.Принцип равноправия граждан на участие в управле-нии в управлении государством и об-вом. 3.Принцип принятия решений по большинству и подчи-нение меньшинстваа большин-ству при их осуществлении. 4.Принцип выборности основных органов гос-ва.

Изложенные принципы демократии являются универ-сальными. Реальное участие народа в управлении госу-дарством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты перед народом – именно эти критерии характеризуют содержа-ние демократии.

Глава государства (ГГ) и его роль в структуре высших органов

ГГ олицетворяет единство нации, выполняет представительские ф-ции на международной арене, во внутриполитической деятельности – высшие структуре высших органовего роль гос акты.

В монархии ГГ – король, император и т.д. его пост передается по наследству и пожизненно. Ключевую роль в жизни общества играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях. В парламентских монархиях монарх – дань традициям и он носит формальный хар-р.

В республике ГГ является президент. Процедура избрания и полномочия отличаются разнообразием. В большинстве стран президента избирают всенародно, в некоторых коллегией выборщиков, парламентом.

Срок полномочий: 4 года – США, РФ; 5 – РБ; 7 – Франция.

Полномочия ГГ определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является ГГ формально, его ф-ции носят чисто представительский хар-р.

В президентских республиках президент – ключевая фигура. Он фактически является главой исполнительной власти и не является главой правительства. Им осуществляется:

-Формирование правительства и контроль за его деятельностью

-решение вопросов использования вооруженных сил; -прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов

-назначение судей (США)

-обращение к парламенту с посланиями; -роспуск парламента в случаях предусмотренных конституцией (РФ, РБ); -контроль за исполнением законов; -ведение переговоров и заключение международных соглашений; -подписание законов; -право вето на отдельные законодательные акты; -введение чрезвычайного положения в случаях предусмотренных конституцией

22.Правительство-высший гос. коллегиал.орган исполнит.власти, осуществл.основ полит.реш. Состав:министры,комитеты и др. Названия:совет министров или кабинет мин.

Возгл. Председатель (премьер-мин., канцлер) Виды:партийные и беспартийные(РБ).Партийные:однопарт.(Англия) и многопарт(Италия,Бельгия,Герм). пути формир:1)парламентский2)глава гос-ва.В РБ центр.орган гос управл-Совет министров,формир президентом.Премьер-министр назнач презид и одобряется Палатой представителей. Полномочия:вся сфера исполн. власти. полит руков:разработка основного полит.курса страны;формир,планир и реализ. внутр и внешн политики.согласов. деят. всех министерств,произв назнач на знач число высших. средних и др.гражд и военн должностей(в презид республ назн президент);обладает правом контр почти над всеми органами власти;имеет собств. регламентацию(издаёт постановл. Совета минист);исполнение законов;составл и исполн бюджета;прогоноз соц-экон.развития;ведение междунар. переговоров и заключ.соглашений;регулир проблем здравоохр,охрана обществ порядка,развитие с/х,охрана окр.среды,сфера культуры.проблема бюрократии.Кол-во министерств:РБ-25 минист,16 комитетов,15 объед и концернов;Герм-20 членов;Фр-32,Польша-21,США-14,РФ-24.

Бюрократия и бюрократизм

Бюрократия — это иерархическая структура ,не обладающая властными полномочиями,специализ на выполнении определённых управленческих и исполнительных функций в процессе реализации власти теми кому она принадлежит.

П о Веберу: Б-основная рациональная форма организации власти. Общество нуждается в рациональном бюр аппарате управления для решения явно выраженных групповых целей .Все процессы гос-ва требуют регулирования со строрны гос институтов. Чёткая управл иерархия, беспрестрастность,преданность служ долгу и т.д.

Бюрократы не отвечают за полит. курс. По Марксу

1 госслужащие используют в личных целях специфические особенности работы органов власти, которые они обслуживают

2 бюрократия постоянно стре­мится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чис­то инструментальной функции.

3 многие должности в аппарате власти и управления стано­вятся предметом купли и продажи, превращаются в частную собствен­ность властелина.

4 Потеря цели своей деятельности.Бюррократия воспринимает гос-во как свою собственность,а гос службу как своего рода бизнес.

Бюрокра­тизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие

Бюрократизация ведет к господству аппаратной рационализации, обладающей такими чертами бюрократизма, его традиционными форма­ми, как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, круговая порука, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, запутанность процедур, своекорыстие, мздоимство, склонность аппарата к постоянному росту

Осн. Ср-ва борьбы с бюрократизмом:

1. Дальнейшая демократизация и построение гражданского обще­ства

2. Перестройка гос. аппарата в направлении ограниче­ния роста государства, децентрализация и деконцентрация власти, введение контроля за самоуправ­лением.

3. Дальнейшее совершенств-ие мех-ма сдержки противове­сов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.

4. Перестройка в направлении уст-ия контроля как за деят-ью, так и за проф. пригодностью гос. служащих.

28. Полит. процесс. Сущность, субъекты, виды и стадии.Полит процесс – это полит жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общ-х целей с помощью мех-ов и ресурсов гос власти.Сущность пол процесса состоит в выработке и реализации воли народа посредством подготовки,принятия,выполнения гос структурами общеобязательных решений.Субъекты:индтвтдуальные субъекты(рядовые личности,политики,должн лица), групповые субъекты(социальные общности),институциональные субъекты(гос и общ институты)

Полит процесс условно разделяют на 6 осн-х стадий:

-1-возникновение проблемы

-2-восприятие и осмысление проблемы

-3-формулирование и анализ проблемы

-4-выбор модели принятие решения

-5-стадия выполнения

-6стадия контроля,оценки результата

Полит процессы могут быть разнообр-х типов:

1. эволюционные (постепенность и продуктивность трансформации политики, граждане в целом удовлетворены происх-ми переменами) и революционные (радик-е изменения в общ-ве с использованием преимущ-но насильств-х методов и ср-в).

2. открытые (полит курс и проблемы свободно обсужд-ся общ-ю) и скрытые (скрывается инфа о истинных целях субъектов политики)

3. стабильные (устойчивость полит отношений, доверие со стороны граждан) и нестабильные (неяст-ть полит ситуации в общ-ве, массовое недовольство уровнем и кач-вом жизни)

4. внутриполит-е (отр-ют изм-я в полит системе нац гос-ва) и международные (отраж-т полит жизнь мирового сообщ-ва).

52. Основные направления внешней политики РБ.183-призн,157 дипл отн

70 орган

К осн. направлен внешней политики соврем Беларуси относятся:

-безъядерность, РБ первая страна, кот добровольно отказалась от размещ на ее территории ядерного оружия. Статус безъядерной – 1995г.

-стремление к нейтралитету. Для РБ важно именно стремление, а не факт признания за ней статуса нейтрального гос-ва. Нейтралитет для РБ не может быть реальным, если ближайшие соседи будут в НАТО.

-интеграция в Европ и мировое сообщество при укреплении СНГ. В декабре 1999 г. был подписан и ратифицирован Договор о создании Союзного гос-ва РБ и России. В соответствии с договором РБ проводят согласованную политику в соц и культ областях, междунар делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью. Зоной внешнеполит активности РБ объявлены Германия, Польша, Прибалтика. Зоной белор внешнеполит активности стали такие гос-ва, как Иран, Индия, Китай, Сев Корея, Сирия. Латинская Америка

-Мобилизация междунар поддержки в решении чернобыльской проблемы. Последствия Чернобыля могут быть осмыслены и преодолены только коллективным разумом человеч и всесторонним струдничеством.

РБ расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основн направлениями политики на международной арене являются: V вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого гос-ва; V активное взаимодействие с международными структурами и организациями; V способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»; V участие в многостороннем международном эконом сотрудничестве; V энергичное сотрудничество в международных организациях, ООН. РБ – одно из немногих гос-в, кот не имеет пограничных споров с соседями, межрелиг конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку. В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, ОАЭ. К июню 2001 года РБ открыты 49 загранучреждений в 43 странах мира, из них: посольств – 41, Ген консульств – 6, Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9 отделений Посольства РБ в Рос Федерац в Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске и др.

Решение политическое»

один из основных моментов пол процесса, содержание кот заключается в идеологическом разрешении наличной проблемы и организации политического действия, направленного на стабилизацию или изменение политической ситуации. Основными методами принятия решений: компромисс, голосование, гегемония, консенсус.

Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов: осознание существующей политич реальности; определение политич интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. д. В зависимости от политич организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. Формами закрепления полит решения являются акты, указы, постановления, программы. В них указываются действия для достижения цели. Однако процесс реализации решения не проходит, как правило, гладко. Если решение не осущ то видимо произошла ошибка в оценке ситуации и следует менять либо решение, либо исполнителей.

Пол. деятельность

Полит деятельность-это совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управлении обществом и гос-вом по реализации поставленных целей.

Субъекты: Всевозможные властные структуры и органы (ГГ, правительство, парламент), политические партии, Общественные движения и объединения, население, индивиды(гос долж лица, полит деятели, рядовые граждане)

В практике полит деятельности для достижения целей применяется целый набор специальных способы:

Компромисс-способ реализации целей путём взаимных уступок,отказа от части собственных требований. Он ориент на искл насилия,признания справедливости чужих позиций. Компромиссы неэффективны, если не ведут к полит консенсусу.

Консенсус-это совместное решение проблем на основе принципа учёта мнения как большинства , так и меншинства, признания конфликтующими сторонами интересов друг-друга. Поиск взаимоприемлемых решений.

Конформизм-приспособленчество, пассивное принятие сущ порядка, отсутствие собственной позиции. Хар отсутствием безразличным отнешением к потребностям других, отсутствие побуждений к любому действию.

Политический экстремизм- способ политической деят-ти , основанный на выражении крайних взглядов , нелегитимном использовании насилия и нелегальных форм полит участия для достижения полит целей.

Полит процесс складывается из множества полит действий- осознанная готовность субъекта к опред поведению в фиксированной полит ситуации.Различают мирные и насильственные формы полит действий.

Важнейшим мирным видом полит деятельности явл реформа кот. понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя..

К мирным видам пол. д-ти можно отнести переговоры, соглашения, выборы, референдумы, митинги, собрания.

Наиболее характерными насильственными действиями явл война, революция, контрреволюция, восстание , заговор ,путч, переворот , террор и др.

Война — это вооруженная борьба м/у гос-ами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской,- или межнациональной (межэтнической).

Революция — это качественное изменение в развитии природы, об-ва и познания (например, геологическая, культурная, социальная). Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя.

Вооруженное восстание- это насильственный способ завоевания власти.

Заговор-тайное соглашение нескольктх лиц о совместных де-ях против кого-лтбо для достижения опред полит целей

Путч-сговор небольшой группы представителей власти в целях изменения гос курса.

Одним из экстремистских (крайних) способов пол. действия является террор. Террор — использования насилия или угрозы его применения(шантаж) для достижения полит целей (убийство, нанесение тяжелых увечий).

Политическое участие (ПУ)

ПУ – действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на гос политику или на выбор пол лидеров. ПУ в отличие от пол деятельности имеет лишь одного субъекта – личность. ПУ бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. При авторитарном и тоталитарном режимах оно вынужденное или принудительное, при демократическом – свободное и сознательное. Формы ПУ: 1) осуществление власти или противодействие ее осуществлению (н-р, участие – деятельность представительных органов; противодействие – гражданское неповиновение, саботаж) 2) деятельность формальных общественных организаций (партии, молодежн пол организации) 3) деятельность неформальных организаций (народный фронт) 4) выборы, референдумы 5) публичные манифестации пол взглядов, собрания, ТВ Наиболее распространенная форма участия – чтение пол периодики, прослушивание и просмотр передач с обсуждением. Мотивы ПУ: 1) стремление улучшить материальное положение, повышение своего соц статуса 2) стремление принадлежности к группе, поиск соц защиты у пол групп 3) понимание общественного долга, изменившаяся ситуация в стране.4)удовлетворение властных потребностей.

Основной проблемой с которой сталкивается большинство гос-в является малочисленность активных граждан. между тем пол активность определяется уровнем демократизации общества. Диктатура ограничивает ПУ, демократия создает условия для ПУ. ПУ зависит от партийной принадлежности, образования,национальных традиций, культуры. Ограничителями ПУ могут быть пол, возраст, семейное положение, социально- экономическое положение, профессия граждан,политическое неравенство.

33 Полит. конфликт-столкновение, противоборство полит субъектов, обусловленное противоположностью их полит интересов, целей, взглядов, ценностей;

-борьба 1 субъектов с другими за влияние в сист. полит отношений, доступ к принятию полит. Решений, распоряж-е рес-ми, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.

Причины, источники конфликтов:

1)борьба и соперничество за власть ,её стату и ресурсы. 2)расхождение субъектов политики в определении базовых ценностей и политических идеалов при оценке прошлого, настоящего, будущего 3)осознание граждан своей принадлежности к той или иной общности людей и их стремление реализовать права и интнрнсы своей общности, её статусные, нац и террит т другие притензии.

Типология:По зонам и масштабам их проявл-я:глобальные, межсистемные, внутрисистемные, межрегиональные, региональные, меж- и внутре- госуд, межличностные.По временным хар-кам: Долго- и кратковременные конфликты

По динамике развития:Остротекущие, быстроразвив-ся, угасающие, разрастающиеся конфликты. По ур-ню конфл. отношений:«глубокие», «неглубокие», По ур-ню публичности: Открытые (гласные-митинги, манифестации, забастовки) и закрытые (латентные-внутри правящей элиты)По субъектам конфликта: -вертик-между разл. ур-нями власти. -горизонт. -внутри правящей элиты и между ветвями власти.Типология Анатолия Рипопорта(1960)Схватка-с позиции силы. Борьба сторон до конца . Дебаты-какаяо победа одного, частное ограничение прав свобоб другого. Игры-участники ориент на достижение взаимного согласия .Они заканч восстановлением баланса интересов.

Подходы к решению (Митчел)

Урегулирование:напр на компромиссное решение.Разрешение:на исчерпание или устранение прелмета спора или его сторон.Контроль:удержание в определённых рамках.

Полит. кризис- потеря пол системой стабильности, равновесия и эффективности с ёё неспособность к выполнению своих функций.

Виды: Кризис легимности, Кризис идентичности,кризис политического участия,кризис проникновения, кризис распределения(недоступность благ для всех слоёв населения)

34 Политические элиты-это соц группа, обладающая политической властью и контролирующая процесс гос управления.Хар следующими чертами: небольшая достаточно самостоятельная соц группа, высокий соц статус, значительный объём гос и информ власти, непосредственное участие в осущ власти, организаторские способности и талант.

Концепции элит:

Макиавелли-Любому обществу присуща элитарность,В её основе лежит факт естественных различий людей,элита хар особыми полит и орг качествами,массы признаю право элит на власть,смена элит в ходе борьбы за власть.

Парето-соц. развитие как круговорот элит(двигатель истории-судьбы элит,а е большинства):смена элит благодаря притоку лучших и достойных групп.За ней – циркуляция идей.

Теория правящего класса(Моска)-Власть всегда в руках меншенства.Моска стороник демократической тенденции(на основе способностей,образования,заслуг),а противник только аристократической.эти приводи к застою общества и вырождению элит.

Теория организации(Михельс)Создание крупных организаций ведёт у их олигархизации.В обществе действует «Железный закон олигархии»:демократия неизбежно вырождается во власть олигархии.

Современные концепции:ценноствная теория,Плюралистическую,теория элитарной домократии и т.д.

Современные пол элит 4 группы:

Правящая,те кто облад властью

Высшая:те кто участвует и принимает решения,Средняя определяется по 3 критерям уровню доходов,профес статусу,образованию; Административнаявысший слой гос служ(в министерствах,департимента )

Типология:от источников власти: наследственные, властные, ценностные, функциональные;от места в системе власти:прявящей и опазиционной;по принципам пополнения:зактытой и открытой;

Рекрутирование-процесс вхождения в состав руководящих групп и движения внутри них

Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. К числу основных институциональных каналов такого рода относят гос аппарат, армию, пол партии, религиозные организации, систему образования.

2 основные системы рекрутирования:

-система гильдый:медленное продвижение кондидата по ступеням власти.Замкнутость,слобо свойственна конкуренция,консерватизм

-антрепренерская система:личные качества кондидата,конкуренция,свобода,демократизм.Недостаток:приход в политику случайных лиц.

Пол. культура

Под «пол. кул-рой понимается совокупность пол. знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, реализуемых личностями, соц. и пол. общностями в опр. пол системе.

Структура:Позновательный компонент-отражает полит знания,полит образов,способы полит мышления.

Эмоционально-психологическийй комп-полит чувства, убеждения, ценности, идеаы.

Оценочный комп:личное отношение к полит системе,процессам.

Поведеньческий компонент-частота и способ участия в полит жизни.

Функции:познавательная, воспитательная, интегративная, прогностическая, политической социализации,нопмативно оценочная. (разрабатывает нормы ,ценности, модели полит поведения)

Клас-ция. Классической явл. клас-ция (Алмонд и Вебер), согласно кот. выделяются 3 типа пол. кул-ры: патриархальную, подданническую и активистскую.

Патр. кул-ру характеризует пол. неразборчивость, отсутствие инт-са к пол-ке, пол. системе, а отсюда и неучастие в пол.жизни.

Подд. кул-ра отлич-ся от патр. Тем, что в ней присутствует интерес к политике и пол. институтам, но нет стремления воздействовать на власть

Актив. к-ра харак-ся активной позицией, стремлением граждан учавствовать в пол. жизни.

Также сущ-ют 2 осн. модели пол. к-ры: демократ(формирует ответственность за страну и за себя) и авторит(полит апатия,полит бездействие,)тоталит(гос-во силой пытается привлечь народ участвовать в полит жизни.)

40.Политическая социализация личности (ПС)- формир полит ориент личности.

Под ПС личности понимается усвоение индивидом политических норм, ценностей, образцов поведения, присущих данной социальной общности, группе. Содержанием ПС является приобщение чел-ка к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики. Процесс ПС обеспечивает поддержание и воспроизводство политической системы. Индивидуальные особенности политического деятеля формируются в процессе ПС. Политическ воспитание является частью общего процесса воспитания.

ПС принято разделять на первичную и вторичную: Первичная начинается с 3-5 зак в 13.Усваиваются соц роли,нормы ленности того общества ,к кот он принадлежит.Происходит его адаптация.Ведущая роль принадлежит семье,так же сверстники и окружение.Вторичная происходит на основе уже имеющихся у личности полит ориентаций.Большое влияние оказывает гос-во, полит элиты и лидеры,лит-ра,наука,исскуство,труд коллектив.

Модели ПС:Системная-формир позитивное отношение к власти,правопорядку,традиц институтам.

Плюаристическая-форм активное полит участие и полит активность.

Конфликтная-формирование лояльности лишь к одной соц группе.

Гегемоническая-формир враждебного отношения к любой полит системе,кроме своей.

Пол идеология

Пол идеология —система идей, взглядов, убеждений, выражающая отношение гос-ва,обществ объед, соц групп к поли деятельности ,задачам, проблемам.

Соц функции: Познавательная (определяет человека в обществе), Оправдывающая (обоснование поли устройства) ,Нормативная (задаёт человеку системк норм поведения) Интеграционна (на основе идеологии люди объединяются) Мобилизационная (На основе лозунгов побуждает к активной полит деят)

3 общемировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.

Либерализм и неолиберализм.В ее основе концепции либерализма лежат работы Ш. Монтескье, Дж. Локка, Т. Гоббса, А.Смит, Кант

Либерализм — идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления авторитарной коллективности Основные пол идеи: Индивидуализм,уважение прав и свобод личности, равенство перед законом, народовластие, конституционализм, разделение властей, свобода предприн, частной собственности, конкуренция,огран влияния гос-ва на общ жизнь.

Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг. XX в. Учение Кейнса и «Новый курс» Рузвельта означали утверждение в идеологии либерализма новых фундаментальных идей. Неолибералы выступают за гос соц защиту граждан, за политику прогрессивного налогообложения. Они отдают предпочтение гос сектору в экономике.

Социализм-

43:Социальное государство – гос-во, стремящееся к обеспечению достойных условий существ-ия своих граждан, удовлетвор. их матер-ых и духовных потребностей, соц-ой защищенности, соучастия в управлении производством.

Достигается с помощью: перераспред-ия нац. дохода в пользу менее обеспеч. слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохран. и др.

Соц политика– система полит идей,решений, механизмов, действий, нацеленных на обеспечение развития соц отношений, удовлетворение соц потребностей , интересов и запросов граждан. Соц политика это составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере.

Она выполняет 2 связанные функции: защиты и развития .Защиты: обеспечивает социально-эк безопасность населения, страховые и и боджетно-налоговые механизмы, справедливое распределение и перераспределение доходов и имущества, минимальный размер з.п. ,адресная помощь нуждающимся, забота о престарелых. Развитияобеспечение равенства стартовых возможностей путём предоставления высококачественных соц благ в области здравоохранения,образования, культуры.

Соц партнерство – сис-ма институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. В системе социального партнерства интересы работников представлены профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. 3-ий участник процесса- гос-во(является и гарантом выполнения принятых соглашений). Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы соц партнерства - достижение баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Формы соц. партнёрства: 1. корпоративистская система: использование специальных органов, процедур и механизмов. (Австрия, Швеция, Япо ния, ФРГ, Швейцария) 2. плюралистическая система: специальные институты социального партнерства отсутствуют (Великобритания, США, Канада). согласование противоречивых интересов осущест-ся на уровне всего общества с помощью партий, парламентов, профсоюзов.

СМИ в политическом процессе

СМИ-сложный и многогранный иниститут по сбору, обработке, анализу соц значимых событях и явлениях в природе, обществе и их доведению с помощью специальных технических средств до общественности.К ним отн..

Функции:информир, образования, социализации, легитимации власти, просветительства, критики и контроля, формир общественного сознания и мнения, пропагандистскую, мобилизационную и т.д.

Масс-медиа одновременно и эффективный субъект полит процесса, и непосредственный носитель полит власти. Как субъект СМИ обладает ресурсами и объективными возможностями влияния на общество и личность.способствует становлению нового соц уклада,обеспечивают открытость и прозрачность полит процесса,его демократичность.формируют общественное мнение, воздействуют на сознание и мнение.СМИ одновременно проводник и катализатор власти.Влияние СМИ на политику осущ через воздействие на информационный процесс.Масс-медия это не нейтральный проводник новестей:они не только отражают,но и осмысляют и комментируют происходящее.Выборы на приямую зависят от СМИИметь важную информацию-иметь властьПолит манипуляция-воздействие на сознание и поведение людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.

Политология как наука. Политология в системе общественных наук

Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообществе. Задачи политологии — формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.Стр-ра. 1 блок-философско-методологические основы пол и пол отношений,сущность и сод политики и власти, их основополагающие признаки, ф-ии и закономерн развития2 блок- теория пол систем 3 блок-теория упр-ия соц-пол процессами

4 блок-история пол учений и пол идеология 5 блок-теория междун-х отношенийРоль и знач-е пол-гии на соврменном этапе опред-ся след. факторами:

1. демократиз-я общ. жизни, становл-е РБ как самост. и правового гос-ва, нац возрождение

2. распр-е различн. идеологий, многопарт. системы и плюрализма в ней.

3. культура каждого демокр. гос-ва включ-т необходимость обрести устойчив. полит интересы (гражданами). 4. Возникнов-е новых полит. явл-й и процессов.

Имея собственный предмет исследования, П. взаимодействует с рядом других общественных наук, объектом кот

Наши рекомендации