Развитие полит мысли в зап европе в 19в.

Полит мысль 18-нач.19вв хар-ся тем, что в этот период возн-ет такое идейно-полит течение как либерализм(Коестант, Пентам) Осн-е внимание в их работах уделено проблеме индив-х прав личностных свобод граждан. Они выступают сторонниками раздел-я гос власти. Поскольку ч-ку присуще свобода, то осн гражд-е права явл-ся основой взаимоотн-й между людьми. Причём права граждан не зависят от гос-ва и неприкосновенны для гос-ва. Осн-ой идеей либерализма явл-ся обоснов-е личной грожд-ой свободы чел-ка. Гражд-н не зависим от чел-ка, а гос-во не может вмеш-ся в его личные дела.

В основе воз-я гос-ва лежит не столько общ-ый договор, сколько насилие и привычка.

Анализ возн-я, функционир-я и перспектив демокр-и нашёл отражение в трудах Токвиля. По его мнению, истор. заслуга демокр-и состоит в том, что она обесп-ет возм-ть широкого участия граждан в полит жизни. Власть демокр-го большинства заканчивается там. где начинается неотъемлимые права личности. Наилучшей формой вл-ти Токвнль считает представит-о парвление, т.. у власти должны стоять представители разл-х кругов.

В сер 19в. в Зап. Европе получают распр-е идеи Маркса и Энгельса. Определяя класс-ую борьбу как борьбу полит-ю, Маркс и Эншгель содят сущность полит власти в классово-онтогонестич-м обществе к орг-ному насилию одного класса над лругим.

Прл-ка как общ-ое явл-е возник-ет тогда, когда общ-во разд-ся на классы. Именно в этот период возн-ет гос-во. Основой появ-я и классов и политики и гос-ва явл-ся разв-ие матер-го произ-ва и появл-е частной собств-ти. Специфика политика состоит в том, что она опред-ет отнош-е субъектов к завоеванию, удержанию, использ-ю гос власти. Пол-ка опр-ся эконом отнош-ми, склад-мися в общ-ве. В этой связи марксизм формирует идею о соотношении базиса и надстройки. Базис и надстройка рассматр-ся в джиалект-ом единстве, поскольку опред-я надстройку, базис исп-ет с её стороны обратн-ое возд-ие. Основой общ-го разв-я явл-ся классов-я борьба, которая на опред-х этапах приводит к соц-й рев-ии. Класс борьба в усл-ях кап общ-ва, ведёт к соц рволюции, которая обесп-ет переход от кап-ой к коммунист-й формации. Каждая формация имеет опр-ые этапы в своём разв-и.

В коммунист-й формации (по Марксу и Энгельсу) следует выделить 2 формации:

- соц-м

- коммунизм

Имея общие формац-е признаки, этапы ком-ой формации вместе с тем отл-ся, при этом соц-м явл-ся низшей ступенькой формации. На этом этапе сохр-ся соц нер-во, функц-ет гос-во как полит институт. Распр-е матер и дух благ осущ-ся в соответствии в кол-вом и кач-вом в условиях коммунизма, отс-ет соц неравенство. Отс-ет гос-во, а распредел-е матер и дух благ осущ-ся в соотв-и с потребн-ми граждан.

В нач.20в. полит мысль прдст-на трудами Макса, Вегера, Моска, Михельса и др.

7.Соц-полит.идеи Бел. имеют богатую историю. За свою историю Бел. входила: в древнерус. Гос.IX-VIII вв.);В.К.Л.; Рос. Имп. XVIII в.). Генезис бел. Полит. мысли связ. с воз­никн. и развит. Полоцкого, Вит-го, Минск., Туровско­го и Пинского княжеств, кот. входили в состав Киевской Руси. Первые полит. памятники в Бел. посвящены укрепл феод власти поддерж. христиан. религ.. –Ефросин Полоцкая и Кирила Туровский. В 16в.проникают идеи гуманизма.У истоков стоял Франциск Скарина.Его идеи направлены на утвержд в народе правосознан, а в гос –правосудия и справедлив.Полит илеал-гуманная и сильная власть. Сымон Будны «Катехизис» и «О светлой памяти» он считал, что право влад собствен в гос должны иметь все граждан, отстаив труд ремеслен и купцов, осуждал идею о ликвидац гос власти. Михал Литвин- сторонник коллект правлен. Михаил Гусовский- считал идельн правит Витовта. Андре Волан-основат разработка концепции прав общ и прав гос., свабода важнейш фактор, обеспеч мир и защиту гос. Лев Сапега- выступал за един независ и В XIX - XX вв. в связи с активизацией демократических сил создается первая белорусская национальная партия левонароднического направления - - Белорусская социалистическая громада (БСГ). Задачи борьбы против самодер­жавия, выдвигались требования развитии прав гос, явл главным редактор Статута ВКЛ 1588. Основн полит темой в тудах бел мыслит 16-18в была борьба с польск феод. Казимир Лыщинский- его идеал- крепк гос с прсвящ монархом. Особое место в общ- полит мысли 17-18 занимала пробл свобожд Бел от Польши и воссоед ее с Рос. Представит этого движ – Симеон Полоцкий, Афанасий Филипович. Наиболее ярким представит революц-демократ движения в Бел Кастусь Калинов.В 1863 г возглавил восстан в Бел и Литве. Нац освобожд он связыв с реш соц прблем, с развит нац культ, с демократиз общ строя, землю надо раздать крест без выкупа. Он по своим взглядам – демократ, республик, противник бюрокр. В 70-80г в Бел проникают идеи народничества. На рубеже 19-20в в связи с активиз демократ сил созд перв бел нац партия левонарднич направления – БСГ. Партия добивалась вначале предоставления краевой автономии Беларуси с сеймом в Вильно, а затем уже и полной государственной неза­висимости. Идеология Громады нашла отражение на страницах газеты «Наша Нива». Костяк редакции составили братья И.И. и А.И. Луцкевичи, А. Пашкевич (Тетка), В. Ластовский, А. Власов и др. Политическая мысль того периода характеризовалась еще таким идейно-политическим течением, как западноруссизм, идеологами кото­рого в разное время были И. Семашко, М. Козлович, Л. Солоневич и др. Сторонники этого направления считали белорусские земли состав­ным элементом России, а самих белорусов как западных русских, отказывая им в самобытности и самостоятельном культурном и полити­ческом развитии. Эти два разнополюсных подхода (с различными вари­антами) стали определяющими в белорусской политической мысли в первые десятилетия XX в.




8.Осн напрвавл. и тенд разв зарубежн полит.В 19в популярн в полит получили теии элит Гаэтано Моска, В. Парето. Анализ полит партий- М.Острогорский, Роберт Михельс. Основн проблем, рассматр совр зап полит:-механизм формир полит власти и ее влияние на прцесс принятия полит реш;-поведение соц групп и отдельн граждан во время избират комп;-процесс формир полит установок и общ мнения;-механизм формир и функционир полит партий и общ-полит организ;-деят гос и проблема бюрократ;-сущность, функции и формир полит культ и др. Начиная с 20в политол как наука получ развит в США.Америк политологи уделяют вним влиянию психологич мотивов мотивов повед отдельн людей и соц групп на полит прцессы в общ, что способ проникн в полит науку бихевиаризма и формир бихевиористского напрвлен. Его основопол счит Ч.Мерриам. Полит реальн – часть естеств, природн реальн. В нач 60 гг в америк полит была сформул концепция «полит культ», она была выдвинута как попытка соед формальн и неформ компоненты полит сист с нац психологией. С.Верба разработал 3 чистых типа культуры- патриарх, подданич, активистск. Концепция предст собой попытку интегрир социологиф и достиж совр психолог.Г.Лассуэлл сформ теорию полит психоанал. Он выдел 3 осн типа политиков: администратор, агитатор и теоретик. Крупнейш представ америк политтол – Ганс Моргентау – концепц «нац интересов»- достижен мир господства. Такая полит успешна если подкрепл силой. Особен франц полит явл теория институт. Согласно ей политика предст собой результат деят различн полит институтов. Основн заслуга институционализма – его сторонники исслед воздейств гос на общ жизнь, показали роль и полит функции права. Значит вним франц полит привлечено к конц полит власти. Палит партии – одна из центральн проблем итальян политологии. Дж.Сартори предложил 7 типов партийн систем: однопар, двух, сист с партией осущ гегемонию, сист с преоблад парт, и тд. Рассужд о задачах полит науки, Сартори считал , что в условиях демократ уровень полит класса завис от состояния полит культ. Важнейш значен имеют труды немецких мыслит Ральфа Дарендорфа, Юргена Хабермаса. Дарендорф явл представит теории соц конфликта.Кажд группа людей выступ как носитель опред позиций. В качестве идеала он выдвигает либеральн общ. Так обр совр западн полит не представл собой единой теории.

Демократический режим.

Демократия зародилась в Др. Греции. Демократия- это организация политиче-ского и гражданского общества, обес-печивающая реальное народовластие и утвержде-ние прав и свобод человека и гражданина.

Критерии:

1.Характер и мера осуществления власти: приделы власти устанавливаются обществом.

2.Механизмы формирования власти: власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности определенных законов. 3.Взаимоотношения общества и власти:

общество выбирает власть. 4.Роль идеологии в обществе: официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере. 5. Характер политического лидерства: зависит от типа политической системы и традиций общества.

6. Характер существующих запретов: Разрешено всё, что не запрещено законом.

7. Политич СМИ: СМИ свободны и независимы (4-я власть). 8. Соотноше-ние прав и свобод граждан: Права и свободы граждан гарантированы законом, кот-е определяют механизмы регулирования гос-ва. 9.Изменения в политич. системе: свобода действий общественных движений и объедине-ний, всеобщее избирательное право, разделение властей, парламентаризм.

Принципы (основные положения), без кот демо-кратии не может быть:

1.Принцип суверенитета народа. 2.Принцип равноправия граждан на участие в управле-нии в управлении государством и об-вом. 3.Принцип принятия решений по большинству и подчи-нение меньшинстваа большин-ству при их осуществлении. 4.Принцип выборности основных органов гос-ва.

Изложенные принципы демократии являются универ-сальными. Реальное участие народа в управлении госу-дарством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты перед народом – именно эти критерии характеризуют содержа-ние демократии.


Наши рекомендации