Политология: ее предмет и место в системе общественных наук

На протяжении тысячелетий многократно менялись не только отношения между обществом и государством, но и сами государства, политические системы и режимы, а также место и роль человека в них. Мыслители всех времен размышляли над причинами и природой происходящих изменений, пытались оценивать современные им формы государственного устройства, установить в их эволюции какие-то закономерности и последовательность, высказывать свои соображения относительно их наилучших форм. Отсюда и название самого феномена и науки, призванной его изучать.

Слово политика (politike) в греческом языке первоначально означало искусство управления государством. Сократ учил людей формулировать и реализовывать цели управления государством, говорил о предназначении государственных деятелей, их необходимых качествах и обязанностях. В Греции - родине демократии и представительных институтов, формируемых и переизбираемых свободными гражданами через определенные промежутки времени, − пониманию природы политики, а также ответственности граждан в ее формировании придавалось исключительно важное значение. Первые в истории обстоятельные научные трактаты о государстве и политике также написаны древнегреческими мыслителями Платоном и Аристотелем. Аристотель называл человека политическим животным, а политику - самым важным видом человеческой деятельности.

В последующем политика стала пониматься более широко, причем в каждую эпоху и при каждом общественном строе и политическом режиме в нее вкладывали новое содержание. Отсюда не совсем одинаковый смысл слова политика в разных языках мира. Так, в многотомном словаре русского языка даются 4 смысловых значения слова политики: «деятельность государственной власти… в области внутригосударственного управления, система государственных мероприятий, направляющая деятельность в какой-либо области; общий характер поведения, образ действий кого-либо, направленный на достижение чего-либо, определяющий отношение к кому или чему-либо». В языках некоторых народов Европы слово политика имеет еще больше смыслов. В Британской энциклопедии указываются 10 значений этого слова, в том числе: искусство или наука управления, руководства правительством или оказания давления на правительство и его политику. Политика понимается и как соперничество групп интересов или индивидов за власть и лидерство, в том числе и в государстве, как деятельность политических партий, профсоюзов, общественных движений и т. д.

Естественно, что это многообразие смысловых нагрузок накладывает отпечаток и на определения политики и политической науки.

Еще большим разнообразием отличаются трактовки политики самими политиками. «Политика - не является точной наукой, это искусство возможного», считал первый канцлер Германии О. Бисмарк. Многие считали политику дополнением к религии – если религия предназначена для успокоения и управления душой, то политика должна сделать то же самое с телом человека. Существует понимание политики и как исполнительного выражения несовершенства или незрелости человека, дескать, политика как бы компенсирует незрелость и усмиряет мятежный дух.

Во все времена было распространено мнение, что политика - это «искусство» воспевать власть и властителей, оправдывать и преувеличивать их деятельность, выдавать «белое за черное и, наоборот». Говоря словами президента США (1963 - 1969 гг.) Л. Джонсона, политика может учить людей тому, что «вчерашний птичий помет превратился к утру в салат с птицей». Она - способ создавать себе великолепие, говорил английский политический деятель ХХ века П. Ашдаун. Американский историк конца ХIХ – первой половины ХХ веков Г. Адамс был убежден в том, что «практическая политика состоит в игнорировании фактов». Вера в то, что политика может быть научной, неизбежно породит тиранию, считал его соотечественник В. Один. По его мнению, политика не может стать наукой, потому что в ней теория не может быть отделена от практики, а любая наука отличает теорию и практику. Эмпирическая политология должна быть сохранена в пределах демократических институтов, где нужны постоянные эксперименты и исследования с целью установления, какие из них в данный момент более эффективны и каково отношение населения к ним.

Политика должна стать второй профессией каждого гражданина, кто желает защищать права и привилегии свободного народа и охраняет все, что есть хорошее и плодотворное в нашем национальном наследии, говорил Эйзенхауэр. «Политика - это война без кровопролития, в то время как война – это политика с кровопролитием», - считал Мао Цзе-дун. Еще одно, близкое к истине определение политики: она дает человеку то, что, по мнению политиков, он заслуживает, а не то, чего он желает. Здесь никак нельзя обойти и еще одно понимание политики как науки о том, как проводить выборы, давая избирателям щедрые обещания, подкупая их мелкими подачками, обливая соперников грязью, а после завоевания депутатского мандата забыть о всех своих обещаниях и заявлениях. Оно стало доминирующей в России на рубеже второго и третьего тысячелетий.

Как нетрудно заметить, политикой считают почти все, что связано с властью и властными отношениями, со стремлением людей к участию во власти и к оказанию влияния на власть, к своему собственному возвышению и получению возможности управлять другими людьми. В этих процессах в той или иной форме участвуют почти все члены политического общества, а результатами их становятся такие явления, как господство и подчинение, всевластие и бесправие, демократия и диктатура, монархия и анархия, олигархия и охлократия, насилие и подчинение под страхом наказания и т. д.

Отсюда и содержание политической науки, которую традиционно понимаюткак науку о государстве и его институтах, науку о политике. Нередко политическую науку понимают как науку о процессе государственного управления.

Становление и развитие политической науки. Первые трактовки государства, его институтов, власть и властных отношений, социального и политического управления даны еще мыслителями древности Платоном, Аристотелем, Конфуцием, политиками и правоведами Древнего Рима. Затем длительное время в оценке этих явлений доминируют религиозно-мистические и мифические представления, характерные для иудаизма, христианства и ислама. С началом перехода от феодализма к капитализму начинается постепенное освобождение умов людей от мистических взглядов на государство, политику и политические институты и раскрытие их истинно человеческой сути и общественного призвания. Важную роль в этом отношении сыграли сочинения Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Мора, Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Канта и др.

Современные представления о политике, государстве, о взаимоотношениях государства и граждан и современные нормы конституционализма формировались под влиянием Американской и Французской революций ХУШ века и таких идеологов этих революций, как Ф. Вольтер, Т. Джефферсон, Д. Мэдисон, Т. Пейн и другие.

На протяжении тысячелетий политика и политическая жизнь общества рассматривались как проблемы философии. Философы стремились установить идеальные цели и найти идеальные формы организации общества и государства. И только став самостоятельной, политическая наука занимается изучением и рассмотрением не воображаемого, идеального, а того, что есть на самом деле. При этом наблюдается определенная специфика в понимании политики и политических институтов в различных странах и на разных континентах. В Европе, как правило, в понимании политики и в ее трактовке доминировал подход, которого условно можно назвать государство центристским. То есть здесь государство, существовавшее на протяжении тысячелетий, рассматривалось как данность, являлось главным объектом исследования и понимания. И, соответственно, политология понималась как наука о своего рода секретах и тайнах государства, о природе и предназначении его институтов, а также о должном поведении человека в государстве и государственных деятелей в отношении граждан. Особенно блестяще это сделано в сочинениях Н. Макиавелли, Р. Бэкона, Г. Гроция, Т. Гоббса и др. Это - объяснение, оправдание или робкая критика того, что уже есть, а также соображения о путях и способах его совершенствования и попытки прогнозирования его будущего. Только после буржуазных революций, особенно после Французской революции XVIII века, формируется новое представление о политическом обществе, государстве как обладающем суверенитетом, олицетворяемом не правителями страны, а ее народом. Но старая традиция оставалась настолько сильной, что даже в 20 веке политология продолжала выступать здесь как «наука о государстве». Это можно видеть в работах Ф. Г. В. Гегеля, М. Вебера, Д. С. Милля, Ф. Ницше, и многих других. Изучение опыта, прежде всего европейской школы политологов, философов, социологов и экономистов дало другому мыслителю из Европы К. Марксу основание считать, что философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его. Впрочем, и философия радикальных изменений уже складывалась к этому времени на американском континенте.

Американская политическая мысль была менее государство центристской, а скорее, наоборот. Она изначально ставила в центр всей политики свободного индивида, наделенного фактом самого рождения одинаковыми и неотъемлемыми правами, как право на жизнь, свободу, равенство и стремление к счастью. Государство рассматривалось ею как инструмент или институт, призванный гарантировать права человека и содействовать его стремлению к счастью. «Свобода и счастье человека - единственные цели всех легитимных государств», - в этом Т. Джефферсон оставался быть убежденным даже после успешного завершения своего президентства. Государство, по законам которого обязаны были жить переселенцы в Новый свет, не считалось американцами своим, легитимным. Американская философия 18 века проповедовала необходимость изменения мира и содействовала его изменению. США как государство создавались в строгом соответствии с выработанными гражданским обществом правилами. К государственности здесь стремились лишь в той мере, в какой можно было бы успешно противостоять общим врагам, но без малейшего ущемления и ограничения прав отдельных индивидов. Долгое время американская политическая идеология придерживалась вполне объяснимой концепции «слабого государства». Не для того американцы убегали от своих феодальных правителей и прибыли со всех концов Европы в Новый Свет, чтобы тут же попасть в зависимость от новых тиранов.

Один из наиболее последовательных выразителей идеи народного суверенитета и слабого государства Т. Джефферсон считал, что влияние правительства в общественной жизни должно быть минимальным, ограничено как полномочиями, так и размерами аппарата власти и управления. Следует организовать политическую жизнь США таким образом, считал он, чтобы большинство вопросов организации человеческой жизни находилось в ведении самих граждан, оставалось их личным делом. Ему это и действительно удалось, именно к периоду его президентства может быть отнесена встречавшаяся в западной политической мысли оценка страны как «общества без государства».

Процесс складывания социальных и политических институтов в США в XVIII-XIX веках, можно рассматривать как некую аналогию с первыми людьми на земле, жившими родами и племенами и постепенно, на протяжении тысячелетий выработавшими общие нормы жизни, традиции, культуру и превратившимися в относительно гомогенные (однородные) общности и государства. Конечно, между первобытными людьми и теми, кто начал осваивать новые земли в США существовали и принципиальные различия. Они состояли, прежде всего, в том, что вторые и социально, и материально, и культурно были значительно более развиты, имели в своем распоряжении более совершенные орудия труда (и войны), да еще и богатый опыт тысячелетий. То есть они всего лишь повторяли путь освоения природы человеком, уже хорошо зная, как это делается, и, избирая из опыта человечества только то, что им было выгоднее в данный момент.

Государство, государственные институты и сравнительный анализ политических процессов на Западе и на Востоке становятся предметом внимания и исследователей России. Серьезный вклад в изучение этих проблем внесли такие ученые и политические деятели России, как М. Ковалевский, П. Новгородцев, М. Острогорский, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин, Б. Чичерин и другие.

Процесс формирования системы научных знаний о политике, политических процессах и политических отношениях еще не завершен. он продолжается.

Понимание сущности государства и содержания политической науки обусловило и логику институционализации последней и создания соответствующих научных и образовательных центров. Через три года после провозглашения независимости США, в 1779 г., еще в условиях конфедерации в Вирджинском университете формируется первая в мире кафедра прав человека. Она была создана по инициативе губернатора этого штата Т. Джефферсона. Первая кафедра истории и политической науки была создана в 1857 году при Колумбийском колледже США. Она изучала политические процессы в американском обществе - выборы, законодательную деятельность представительных органов, электоральное поведение, деятельность политических организаций и движений и другие аспекты функционирования государства. С аналогичной целью в 1871 году в Парижском университете была создана Свободная школа политических наук. В 1895 году основывается Лондонская школа экономики и политической науки, а в 1912 году в Оксфордском университете создается первая в Англии кафедра политической науки.

Появляются первые капитальные труды по политической науке, складывается структура политической науки как самостоятельной области знания, определяются ее категории, методы исследования, соотношение политической науки и других общественных наук. Одним из первых в этой области являлись исследования Т. Д. Вулси «Политическая наука или государство в теоретическом и практическом рассмотрении» (1893 г.) и капитальный труд профессора Вудро Вильсона (будущего президента США) «Элементы исторической и практической политики. Очерк институциональной истории и управления» (1898 г.). Эти ученые связали политическую науку с изучением государства и его институтов. Данный подход оказал влияние на формирование традиций политической науки во всем мире. Но, как свидетельствует В. Г. Петерс в своей книге «Институциональная теория в политической науке. Новый институционализм» (1999 г.), вскоре американские политологи отбросили государство в сторону, сосредоточив все свое внимание на политическом участии человека и на факторах, побуждающих его к этому. Это сделано, в частности, в исследовании А. Бентли «Процесс управления: изучение общественного давления», в которой он сформулировал несколько важных положений. Политическая наука, считал он, должна изучать не воображаемых «призраков», а очевидные факты. Главным действующим лицом в политике является не государство, а "группа", а основой государства - деятельность людей и процессы, через которые эта деятельность вливается в законодательство, управление и судопроизводство. А. Бентли станет одной из виднейших фигур политической науки в период от начала второй мировой войны и после ее окончания.

Другие видные ученые-политологи того времени исследовали роль психологических факторов на политическую жизнь общества. Этому аспекту общественной жизни посвящена работа английского исследователя Г. Валласа «Человеческая природа в политике» (1908 г.). Политическая наука, писал он в этой работе, должна основываться на количественных методах и при исследовании политики уделять особое внимание человеческой природе. В этом же ряду исследований следует отметить такие классические работы в области политологии и социологии, как «Общественное мнение» У. Липпмана (1922 гг.), «Аспекты политики» Ч. Мерриэма (1925 г.) и «Психопатология и политика» (1930 г.), «Политика: кто, когда и как получает» (1936 г.), «Власть и личность» (1948 г.) Г. Лассуэла.

Первая мировая война укрепила убеждение в том, что и международная политика должна быть не исключительным делом правительств, а предметом образования населения с тем, чтобы оно могло контролировать эту политику в интересах народов. Возникают научные центры, институты и школы международной политики, финансируемые разными фондами. Этому способствовало образование Лиги Наций, а также развернувшееся в Европе и в мире движение пацифистов. Новый толчок изучению международной политики дала вторая мировая война, образование ООН, появление новых государств и необходимость выработки новых принципов взаимоотношений между народами и государствами.

Таким образом, как и любая другая наука, политология прошла несколько этапов в своем становлении и развитии, обогащаясь содержательно и совершенствуя свои исследовательские методы и подходы. Известный американский исследователь политики Г. Алмонд выделяет в этом процессе три пункта подъема: до второй мировой войны, когда в ней доминировал институциональный подход. После второй мировой войны большее значение стали придавать поведенческим факторам в политике. Вероятно, это «новое» было ни чем иным, как «хорошо забытым старым». О загадочном и непостижимом поведении людей писал еще мыслители древности. «Вопреки здравому смыслу, народ всегда встает на защиту того, что несет ему беды, − писал древнеримский философ Л. Сенека. - Так случается на выборах в народном собрании: стоит переменчивой волне популярности откатиться, и мы начинаем удивляться, каким образом проскочили в преторы те люди, за которых мы сами только что проголосовали. Одни и те же вещи мы то одобряем, то порицаем; в этом неизбежный недостаток всякого решения, принимаемого большинством». Несколько иначе и более лаконично эту же идею сформулировал позже Наполеон Бонапарт: «Чем больше давишь на людей, тем нежнее они целуют тебе руки».

Третий период в развитии политической науки начинается с1990-х годов и характеризуется использованием всех известных науке методов и подходов.

Между американской и европейскими школами политической науки всегда существовали и существуют не только свойственные континентам исторические и иные особенности, но и тесная связь, которая особенно усилилась в послевоенные годы. Многие американские политологи учились в европейских вузах, испытали на себе влияние таких философов политики, как М. Вебер, А. Зигфрид, В. Парето, Г. Михельс, Г. Моска и др. Европейцы, в свою очередь, учились у американских политологов. Таким образом, происходит интернационализация опыта политических исследований, вырабатываются единый язык политической науки, единые методы и общий подход к пониманию предмета науки. Международные консорциумы, конференции, симпозиумы и круглые столы становятся важнейшими и действенными формами общения ученых разных стран мира друг с другом, обмена мнениями и выработки единых критериев оценки тех или иных политических процессов и явлений.

Политическая наука, как впрочем, и социология, долгое время оставалась лишь исследовательской. Государство, его институты и частные корпорации давали соответствующим научным центрам, число которых было ограничено, конкретные заказы и щедро финансировали их исполнение. Принято считать, что внимание к политике и политической науке особенно возрастало в эпохи кризисов, насилия, безрассудства и революций, а к международной политике - в периоды нестабильности в мире в целом. Неслучайно поэтому, что вторая мировая война с ее жестокостями, попранием прав и свобод человека, уничтожением более 50 млн. людей, дала очередной импульс повышению статуса политической науки. Все больше людей и государств убеждается в необходимости превращения политической науки в обязательные предметы школьного и вузовского образования, обучения людей нормам и правилам взаимоотношения между народами, культурами, политическими системами и обществами.

Итак, что же является объектом политологии и каков предмет этой науки?. В качестве объекта любой науки всегда выступает конкретная область реальной действительности. Предметом же любой науки выступает результат исследовательских действий, в процессе которых ученые с помощью научных методов выявляют закономерности (повторяющиеся связи) становления, функционирования и развития изучаемого объекта. Предмет и закономерности науки отражаются в виде определений, понятий и категорий, присущих данной науке.

Конференция ЮНЕСКО, проходившая в 1948 году в Париже с участием виднейших ученых и экспертов, которая рекомендовала включить политологию в число обязательных учебных дисциплин вузовского обучения во всех странах, определила круг проблем, которые должна изучать политическая наука, то есть объект этой науки. Согласно решению ученых и экспертов ЮНЕСКО объектом политологии являются пять крупных блоков реальных проблем общественного развития:

1. Политическая теория (политическая теория и история политических идей).

2. Политические институты (конституция, региональное и местное управление, публичная администрация, экономические и социальные функции управления).

3. Партии, группы и общественное мнение (политические партии, группы и ассоциации, участие граждан в управлении и администрации, общественное мнение).

4. Международные отношения (международная политика, политика и международные организации, международное право).

5. В качестве отдельного раздела рекомендовано изучать в каждой стране особенности регионального и местного управления.

Принятая ООН в том же году Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами…» (ст. 26, п. 2)

В порядке практической реализации этой задачи Генеральная Конференция ЮНЕСКО на своей 18-ой сессии 19 ноября 1974 г. рекомендовала всем государствам ввести в качестве обязательного предмета обучения во всех высших учебных заведениях мира права и свободы человека. Это было сделано после того, как стало очевидно, что наилучшим и самым действенным защитником прав, свобод, чести и достоинства человека может стать он сам, и для этого он должен знать о всех своих правах и свободах, о нормах и правилах взаимоотношений свободных индивидов, являющихся основой как гражданского, так и политического общества. При этом были перечислены некоторые проблемы, которые обязательно должны изучаться всеми людьми в рамках политологии. Это:

1. Международное измерение и глобальные перспективы образования на всех уровнях и во всех ее формах.

2. Понимание и уважительное отношение ко всем народам, их культурам, цивилизациям, ценностям жизни, включая свои собственные этнические культуры и культуры других наций.

3. Понимание увеличивающейся глобальной взаимозависимости между народами и нациями.

4. Способности общаться с другими.

5. Понимание не только прав, но также и обязанностей, лежащих на индивидуумах, социальных группах и нациях в отношении друг к другу.

6. Понимание потребности международной солидарности и сотрудничества.

7. Готовность со стороны индивидуума участвовать в решении проблем как его собственных общества и страны, так и мира в целом.

Анализ перечисленных областей общественной жизни позволил политологии как науке выявить ряд основных закономерностей и тенденций функционирования и развития политики.

К первой группе относятся закономерности, выражающие устойчивые, повторяющиеся связи и взаимодействия политики с другими сферами общественной жизни. Сюда относятся такие закономерности: зависимость структуры, функции политической системы общества от его экономической и социальной структуры; активное воздействие политики на экономическую, социальную и духовно-идеологическую сферы жизни общества.

Ко второй группе относятся закономерности, выражающие существенные повторяющиеся связи и отношения между структурными элементами самой политической сферы. Сюда относятся закономерности: определяющего влияния политического сознания и политической культуры личности на формы ее политического поведения и участия; взаимозависимость уровней развитости гражданского общества и правового государства и другие.

К третьей группе относятся закономерности, выражающие повторяющие связи и взаимоотношения между институциализированными субъектами политической власти. К ним относятся: взаимоотношения между законодательной, исполнительной и судебной властями; взаимоотношения между государством и другими субъектами политической системы; взаимодействия между политическими партиями и т.д.

К четвертой группе относятся закономерности, выражающие в устойчивые повторяющиеся отношения между государствами. К ним относятся: зависимость роли государства в системе международных отношений от ее мощи природно-экономического, социального, интеллектуального и военно-технического потенциала; усиления тенденции в деятельности современных государств использовать силу международных и региональных организаций (типа ООН, СБСЕ и др.) для достижения собственных государственных интересов.

Исходя из всего вышеизложенного можно сформулировать определение политологии. Политология – наука о закономерностях возникновения функционирования и развития политики и политической власти как главных регулятивно-организационных факторов укрепления демократии, защиты прав и свобод личности и обеспечения мира между народами.

Политология как и любая другая наука, пользуется своей системой научных понятий и категорий, выражающих наиболее существенные характеристики политической сферы. К ним относятся: «политика», «политическая власть», «гражданское общество», «правовое государство», «политическая жизнь», «политическая система», «политический режим», «политические партии и партийные системы», «политическая культура», «политическое сознание», «политическое поведение» и др. Среди всех перечисленных категорий центральное место занимаю категории «политика» и «политическая власть». Именно эти категории наиболее полно выражают сущность и содержание многоликого, сложного и загадочного феномена, называемого политической властью.

Соотношение политологии и других общественных наук. Некоторые аспекты политики и политических отношений изучаются и должны изучаться другими общественными науками – философией (философия политики), политической экономией, политической социологией, историей, антропологией, психологией (политическая психология), теорией государства и права, международным правом (правовые основы международной политики), политической журналистикой. Особенно близки друг к другу политология, социальная философия, социология и политэкономия. Их даже объединяют общим понятием «поведенческие (бихевиоральные - от английского слова behaviour - поведение) науки».

Многообразие в понимании и трактовки политики, о котором речь шла раньше, безусловно, порождает определенные трудности в определении содержания политической науки. Наиболее скептическое и негативное отношение к политике не может не привести к столь же осторожному, если не говорить негативному, отношению к рассматриваемой науке. И на самом деле, можно встретить полярно противоположные суждения о политической науке. Одни говорят о некой рукотворности политологии, которую, мол, сами исследователи политики возвели в ранг самостоятельной науки, хотя в действительности таковой не является. Другой крайностью являются утверждения о первенстве политической науки, так как, дескать, все человеческое и социальное, изучаемое другими общественными науками, определяется политическими убеждениями людей и при активном участии политических институтов. Но то же самое можно сказать об экономической науке, изучающей первичную, базисную сферу жизни, о социальных, национальных, религиозных и т.д. убеждениях. Не впадая в крайности, можно и нужно ограничиться констатацией факта, что политическая наука в ее нынешнем понимании лучше и полнее, чем любая другая общественная наука, раскрывает суть и природу происходящих в мире политических процессов. А насколько научно - это зависит от конкретных исследователей, от их человеческих позиций, научной добросовестности и честности.

Каждая наука имеет свой взгляд на объект исследования. Возьмем, например, политическую науку и философию политики. Действительно, у этих наук много общего. Обе они изучают политику. Но каждая делает это специфическим образом. Философия политики изучает главным образом политические идеи, размышляет о месте политики в системе духовных ценностей, о том, почему люди и группы людей подчиняются политической власти. Она пытается установить смысл таких категорий, как свобода, справедливость, право и т. д., выработать язык политической науки. Кстати, известные философы нового времени (Ж. Бодэн, И. Кант, Д. Локк, Ш. Монтескье) были первыми, кто обосновал идею народного суверенитета и доказал необходимость существования в каждом государстве специального органа для принятия законов.

Политическая же наука изучает институты власти и политическое поведение людей. Она стремится установить (применяя разные методы исследования) причины разнообразия или единообразия политических институтов и политического поведения людей. Политическая наука избегает суждений нормативного характера (это специфика правовой науки), но стремится обобщить многочисленные факты и выводить из них общие принципы политической жизни.

Как уже отмечалось, значительно ближе друг к другу политическая наука, социология и политическая экономия. Неслучайно, что многие аспекты политики изучались в рамках социологии и продолжают изучаться и теперь, после конституирования самостоятельной политической науки. Социология политики, или политическая социология охватывает исключительно важные проблемы на стыке социологии и политологии. Американский политолог и социолог С. Липсет определяет политическую социологию как дисциплину, изучающую “взаимоотношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами”. Политические институты сами по себе являются социальными структурами и поэтому сплошь и рядом представляют собой независимые факторы, влияющие на другие неполитические аспекты социальной структуры. Является общепризнанным, что структура политической власти, характер разделения полномочий между ними, а также правовые нормы, определяющие методы отбора должностных лиц, оказывают важное влияние на формирование социальной структуры общества, на сознание людей, на формы их взаимоотношений и взаимосвязи. Профессор Вашингтонского университета, исследователь проблем олигархии и власти меньшинства У. Гоулднер пишет о политических заказах институтов власти, выполняемых социологией и о том, что апологетика власти и тесная связь с нею становится даже одной из причин кризиса американской социологии.

Примерно таково же соотношение политической науки и политической экономии. Как нетрудно заметить, у них общее прилагательное. Экономическая жизнь первична, политическая сфера, политические институты, государство возникают гораздо позже, как результат экономической и социальной дифференциации общества. Но, раз возникнув, политика и политические отношения оказывают активное обратное влияние на экономическое и социальное развитие общества. Для экономики совершенно не безразлична политика правительства в данное время. На нее оказывают сильное влияние социальная стабильность или нестабильность общества, являющиеся прямым следствием государственной политики.

«История - прошлое политики, а политика - настоящее истории», - считали политологи 19 века. История помогает видеть процессы становления, развития, эволюции политических институтов и процессов, объяснить какие факторы обусловили рождение того или иного политического режима, проведение той или иной политики. Настоящее же политики, стабильное и постоянное в ней, являются предметом политической науки.

Значительно дополняет политическую науку и помогает лучшему пониманию некоторых политических институтов такая наука, как теория государства и права. Упоминавшийся выше Петерс пишет о том, что в ряде европейских стран изучение многих политических явлений долгое время оставалось задачей теории государства и права. Связь между этими науками действительно неразрывна и это признается всеми учеными.

Субъектами политики и политических отношений являются люди. Чем они руководствуются при выборе между политическими силами, между демократией и реакцией, между свободой и тиранией? И в то же время, какое влияние оказывают политические процессы в обществе на образ мыслей и образ действий его членов, изучаемых политической и социальной психологией? Перечень подобного рода вопросов, которые требуют убедительных ответов, длинен.

Таким образом, изучением и осмыслением политической жизни общества занимаются почти все общественные науки. Но каждая наука делает это по-своему, отмечая влияние государства на соответствующую сферу жизни и применяя собственные приемы и методы исследования. Только политическая наука дает понимание политики как целостного явления, показывает процесс ее формирования и конкретные формы проявления.


Наши рекомендации