Укажите направление, к которому относится творчество Ф. И. Тютчева

1) Классицизм

2) Романтизм

3) Сентиментализм

4) Реализм

9. Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, из которого взята ставшая крылатой строка «Мысль изречённая есть ложь».

1) «Есть в осени первоначальной»

2) «Последняя любовь»

3) «Silentium»

4) «Весенняя гроза»

10. В лирике Ф. И. Тютчева преобладают описания

1) людей

2) природы

3) городов

4) потусторонних явлений

Ответы

1 – 1,

2- 1,

3 – 4,

4 – 1,

5 -

6 – 1,

8 - 2

9 - 3

Чародейкою зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.   И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…   Солнце зимнее ли мещет На него весь свой луч косой – В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. 31 декабря 1852 Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!   Не поймёт и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.   Удручённый ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. 13 августа 1855 -------------------------------------------------------- Фонтан Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится, Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной- И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён. О смертной мысли водомёт, О водомёт неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвёшься ты!.. Но длань, незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты. (1831 – 1836) Наполеон I Сын революции, ты с матерью ужасной Отважно в бой вступил – и изнемог в борьбе… Не одолел её твой гений самовластный – Бой невозможный, труд напрасный!.. Ты всю её постиг в самом себе… II Два демона ему служили – Две силы чудно в нём слились: В его главе – орлы парили, В его груди – змии вились… Ширококрылых вдохновений Орлиный дерзостный полёт – И в самом буйстве дерзновений Змииной мудрости расчёт – Но освящающая сила, Непостижимая уму, Души его не озарила И не приблизилась к нему… Он был земной, не божий пламень – Он гордо плыл – презритель волн,- Но о подводной веры камень В щепы разбился утлый чолн. III И ты стоял – перед тобой Россия – И – вещий волхв в предчувствии борьбы – Ты сам слова промолвил роковые: «Да сбудутся её судьбы!..» - И не напрасно было заклинанье – Судьбы откликнулись на голос твой!.. Но новою загадкою, в изгнанье, Ты возразил на отзыв роковой…   Года прошли – и вот из ссылки тесной, На родину вернувшийся мертвец, На берегах реки тебе любезной, Тревожный дух, почил ты наконец… Но чуток сон – и по ночам, тоскуя, Порою встав, он смотрит на Восток, И вдруг, смутясь, бежит – как бы почуя Передрассветный ветерок… (1840 1841)     Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля – Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.   Ветра тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.   Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её края.   Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей.   Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля, И в сияньи потонула Вся смятенная земля. (Июнь 1849) Цицерон Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: «Я поздно встал – и на дороге Застигнут ночью Рима был!» Так! но, прощаясь с римской славой, С капитолийской высоты, Во всём величье видел ты Закат звезды её кровавой!..   Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые – Его призвали Всеблагие, Как собеседника на пир; Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был, И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил. Кончен пир. Умолкли хоры, Опорожнены амфоры, Опрокинуты корзины, Не допиты в кубках вины, На главах венки измяты – Лишь курятся ароматы В опустевшей светлой зале… Кончив пир, мы поздно встали – Звёзды на небе сияли, Ночь достигла половины…   Как над беспокойным градом, Над дворцами, над домами, Шумным уличным движеньем, С тускло-рдяным освещеньем И бессонными толпами,- Как над этим дольним чадом, В горнем выспреннем пределе, Звёзды чистые горели, Отвечая смертным взглядом Непорочными лучами! (1849?)   Сумерки Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Мотылька полёт незримый Слышен в воздухе ночном… Час тоски невыразимой!.. Все во мне и я во всем…   Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши. Чувства мглой самозабвенья Переполни через край!.. Дай вкусить уничтоженья. С миром дремлющим смешай! (1831 – 1836) Первый лист Лист зеленеет молодой – Смотри, как листьем молодым Стоят обвеяны берёзы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым…   Давно им грезилось весной, Весной и летом золотым – И вот живые эти грёзы, Под первым небом голубым, Пробились вдруг на свет дневной…   О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах, С новорождённою их тенью! И слышно нам по их движенью, Что в этих тысячах и тьмах Не встретишь жёлтого листа! (Май 1851) С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Всё выше, дале вьётся он, И вот ушёл за небосклон.   Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла – А я здесь в поте и в пыли, Я, царь земли, прирос к земли!.. (1831 - 1836)   Под дыханьем непогоды, Вздувшись, потемнели воды И подёрнулись свинцом – И сквозь глянец их суровый Вечер пасмурно-багровый Светит радужным лучом.   Сыплет искры золотые, Сеет розы огневые, И уносит их поток,- Над волной тёмно-лазурной Вечер пламенный и бурный Обрывает свой венок… (12 августа 1850) Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподымешь вдруг И словно молнией небесной Окинешь бегло целый круг…   Но есть сильней очарованье: Глаза, потупленные ниц, В минуты страстного лобзанья, И сквозь опущенных ресниц Угрюмый, тусклый огнь желанья… (1831 – 1836) 1) Какое слово в этом стихотворении ключевое? 2) Какую смысловую нагрузку оно несёт? 3) Найти синонимичные конструкции, связанные с символикой огневой стихии. Как вы считаете, что дают эти образы в изображении внутреннего мира? Найдите антонимы в стихотворении В чём их роль? 4) Какова роль антитезы?
«Silentium» (тишина, молчание) Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят они Безмолвно как звёзды в ночи – Любуйся ими – и молчи.   Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи – Питайся ими – и молчи.   Дишь жить в самом себе умей- Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум- Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи- Внимай их пенью – и молчи!..     Сны Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами… Настанет ночь, - и заунывными волнами Стихия бьёт о берег свой.   То глас её: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растёт и быстро нас уносит В неизмеримость тёмных волн.   Небесный свод, горящий славой звёздной, Таинственно глядит из глубины, И мы плывём, пылающею бездной Со всех сторон окружены. (1830) 1) На каких традиционных для Тютчева философских мотивах и образах построено стихотворение? 2) Оттолкнитесь от названия 0 попытайтесь определить реальную жизненную ситуацию, отражённую в стихотворении. 3) Какие противостоящие образные пары можно обнаружить в стихотворении? 4) Какие ассоциации рождают эти образы? 5) Найти сравнение и метафору, определить их роль в стихотворении. 6) Определить размер стихотворения и его роль.     Листья Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет. Но ввек не свежа.   Мы ж, лёгкое племя, Цветём и блестим, И краткое время На сучьях гостим. Всё красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!..   Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что ж нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!   О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей. Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим… Летите, летите! Мы с вами летим!..


Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край:

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,-

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолётом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела…

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты, с весёлостью беспечной,

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

(1832 – 1835)

1) Что вы можете сказать о роли пейзажа в изображении человеческих переживаний у Тютчева?

2) Какой приём лежит в основе композиции стихотворения? Постарайтесь раскрыть смысл этого художественного приёма.

Почувствовали ли вы, как в счастливые воспоминания о «сладости юных лет» вплетается горечь от сознания быстротечности жизни, предвкушения будущих утрат?

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?

Или то женская любовь?

(1831 – 1836)

1) Какова композиция стихотворения? (Сколько частей в стихотворении?)

2) Нам каком тютчевском приёме построено стихотворение?

3) Как проявляется параллелизм в произведении? (посмотреть на части речи, построение предложений. лексические созвучия 1 и 2-й строф)

4) Как надо читать первую строфу? Почему?

5) Как читать 2-ю строфу? (Знаки препинания подсказывают)

6) Рассказать о рифме стихотворения (Рифма бывает мужская или женская, могут чередоваться мужские и женские окончания) Почему поэт изменил положение рифм в последних 4-х строках?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край:

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,-

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолётом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела…

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты, с весёлостью беспечной,

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

(1832 – 1835)



1) Что вы можете сказать о роли пейзажа в изображении человеческих переживаний у Тютчева?

2) Какой приём лежит в основе композиции стихотворения? Постарайтесь раскрыть смысл этого художественного приёма.

Почувствовали ли вы, как в счастливые воспоминания о «сладости юных лет» вплетается горечь от сознания быстротечности жизни, предвкушения будущих утрат?

Наши рекомендации