Список использованных источников. 1. Белов Д.С. Роль GR-подразделений в управлении регулятивными рисками в период кризиса // Вестник Московского университета

1. Белов Д.С. Роль GR-подразделений в управлении регулятивными рисками в период кризиса // Вестник Московского университета, Серия 12, Политические науки, 2013, №5,

2. Боброва И. И., Зимин В. А. Черный PR? Белый GR! Цветной IR: Менеджмент информационной культуры / И. И. Боброва, В. А. Зимин. — М. : Вершина, 2010

3. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004.

4. Дробинина Е. GR в России больше чем лоббизм [Электронный ресурс]. http://www.bbc.co.uk/russian/business/2011/09/110919_gr_russia_lobbying.shtml

5. Зимин В. GR в России: горизонтальная «вертикаль власти». / Пресс служба — № 11. – 2013.

6. Конышев В.Н., Сергунин А.А. О понятийном аппарате в исследованиях феномена лоббизма // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта, 2014, вып. 6,

7. Камнев Д. Г. Анализ инструмента «Government Relations» как новой формы взаимодействия бизнеса с властью в современной России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukoznanie.ru/PDF/3-11.pdf

8. Кулакова Т.А. Government Relations в процессе принятия политических решений // Политэкс: Политическая экспертиза: Альманах. Вып.2.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2012

9. Малинов О.Ю. Трансформация публичной сферы и перспективы гражданского общества в постсоветской России (1980—2000) // В поисках гражданского общества. Новгород: НовГУ, 2015

10. Ольшевский А. С Антикризисный PR и консалтинг. СПб.: Питер, 2008.

11. Орлов Д.А. Проблемы государственного PR в России. Материалы конференции «Маркетинг, Реклама и PR». [Электронный ресурс]: http://www.marketing.spb.ru/conf/2002-02-lbs/tspt.htm

12. Павроз А.В. Government Relations как институт социально-политического взаимодействия // ПОЛИТЭКС, 2008, №2.Пономарев Н. Ф. Связи с общественностью: социально-психологические аспекты. СПб.: Питер, 2008.

13. Сенин В. GR и «лоббизм» в банковском секторе. / Банковское обозрение — май 2011. — №5.

14. Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003

15. Толстых П. А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности [Электронный ресурс]: http://lobbying.ru/dictionary_word.php?id=6

16. Тарашвили Е.Г. Связи с общественностью в государственных структурах//[Электронный ресурс]: Сайт Международного Пресс-клуба. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://pr-club.com/techn 15.htm

17. Чегин Д.М. Теоретические и прикладные аспекты государственной коммуникации// PR-технологии в информационном обществе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 30-31 марта 20015 г. СПб.: Издательство СПбПГУ, 2015.

18. Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bastion.ru/files/jr.doc

19. Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lobbying.ru/content/sections/articleid_1451_linkid_64.html

20. Толстых П. А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности [Электронный ресурс]: http://lobbying.ru/dictionary_word.php?id=6 Дата обращения: 18.01.14

21. Толстых П. Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raso.ru/?action=show&id=16626

22. http://SuperJob.ru

23. http://www.raso.ru

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕВведение31ТеоретическиеосновыGovernmentRelations91.1Сущность,функцииGovernmentRelations91.2GovernmentRelations(GR)илоббизм172АнализсовременногоGRвРоссии262.1ОсобенностиразвитияGRвсовременнойРоссии262.2СтратегияразвитияGR-коммуникацийкомпании«ВымпелКом»и«Связьинвест»41Заключение47Списокиспользованныхисточников52ВВЕДЕНИЕАктуальностьтемыисследованияобусловленарядомобстоятельств:во-первых,появлениемвпостсоветскийпериодбизнес-структур,которыепомересвоегоразвития,усложнениярешаемыхимизадач,всебольшенуждаютсявсотрудничествесорганамигосударственнойвластисцельюинституализациииупорядочиваниявзаимоотношениймеждуними,чтопозволит,современем,гармонизироватьихвзаимодействие,сменивпринуждениеидиктатсостороныгосударствапоотношениюкбизнесу,навзаимовыгодноесотрудничество.Во-вторых,мировымфинансово-экономическимкризисом,которыйвнессущественныекоррективывперспективыразвитиястранынаближайшиенескольколет,затронуввсесферыроссийскойэкономики,включаяфинансовыйсектор,потребительскиерынки,промышленность.Многиекомпаниивынужденыбылисвернутьинвестиционныепрограммы,сократитьобъемыпроизводства.Вэтихусловияхпотребовалосьусилениеролигосударствавоказанииимнеобходимойфинансовойииныхвидовпомощи.В-третьих,всвязисвозникновениемновыхформкоммуникацийбизнесаивластивРоссии,известныхвмировойпрактикеподназваниемGovernmentRelations',чтоподразумеваетвсевидыконтактов,складывающиесямеждуинститутамигражданскогообщества,бизнесасгосударствомипродвижениеихинтересоввполитическуюсферу.В-четвертых,возрастаниемзапросанаGRвРоссииименноубизнес-сообщества,наиболееподверженногопосвоейприродевсемвидамриска.Результатыисследований,проведенныхАссоциациейменеджеров,показывают,чтоужеболее55%компанийимеютвштатесотрудника,отвечающегозаGR-направление,а30%имеютотделы,специализирующиесянаданнойдеятельности.В-пятых,потребностьюболееглубокогоисследованиясутиисодержанияGR-деятельности,представляющейсобойсовокупностьтехнологий,которыепозволяютдостигнутьзаранеепоставленнуюцель,исравнитьихстакимиужеизвестнымитехнологиямивРоссиикаклоббирование,связисобщественностьюидр.В-шестых,необходимостьюлегализациииувеличениемтранспарентностирынкаGRвРоссии.ХотяроссийскийрынокGRбыстроразвивается,иобъемегоуслугсоставляетсегодняпримерно1млрд.доллароввгод,однакодляРоссии,характернопревалированиенеофициальныхбюджетовнадофициальными,которые,помнениюэкспертов,превышаютпоказателипоследнихвнесколькораз,чтоотнюдьнеспособствуетукреплениюдовериямеждубизнесомигосударством.Такимобразом,совокупностьпредложенныхаргументовизаставляетнасобратитьсякисследованиюзаявленнойтемы.Запоследниедесятилетиявовзаимоотношенияхмеждугосударством,гражданскимиинститутамиичастнымикомпаниямиповсемумирупроизошливесьмасущественныеизменения.Врезультатепроцессовдерегулирования,приватизации,глобализациинапервыйпланпостепенноначинаютвыходитьпринципиальноновыеформыобщественноговзаимодействия.Вихосновележитпризнаниевсеобщейвзаимозависимости.Всовременноммирегосударствоневладеетвсейинформацией,необходимойдлятого,чтобыразрешатькомплексныепроблемы,иполностьюопределятьпроцессвыработкииреализацииполитическогокурса.Управлениепостепенностановитсянеодносторонним,адвухстороннимидажемногостороннимпроцессом.Изменяютсянетолькограницымеждугосударствомиобществом,ноисамаприродаихвзаимодействия.Внастоящеевремятрудносказать,гдезаканчиваетсяодноиначинаетсядругое.Наметившиесяизмененияполитико-экономическихотношенийприводяткпоискуииспользованиюновыхмеханизмовитехнологийвзаимодействиявластныхибизнес-структур,которыевнастоящеевремянедостаточноизученысточкизренияполитическойнауки.Управленческиетехнологии,каксовокупностьнаиболеерациональныхспособов,приемовипроцедурреализациифункцийполитическойсистемы,направленныенаповышениеэффективностиполитическихпроцессовидостижениепоставленныхцелей,внастоящеевремястановятсяпредметомпристальноговниманиясовременнойполитическойнауки.Кчислутакихтехнологийотноситсябыстроразвивающиесянаправлениекоммуникационногоменеджмента-«связисорганамигосударственнойвласти»иликакегочащевсегоназывают-GovernmentRelations(GR).Ключевымиакторами,использующимиGR-технологиииимеющимисоответствующиеподразделениявсвоейструктуре,пытаютсястатьделовыесоюзыиассоциации,крупныефинансово-промышленныегруппы,транснациональныекорпорации,иностранныегосударстваилиихотдельныетерриториальныеединицы.ИзучениеихGR-деятельностивнастоящеевремяпредставляетсобойперспективноенаправлениедлямеждисциплинарныхисследований.НаиболееширокоераспространениеиприменениевсовременнойРоссииGR-деятельностьначинаетполучатьвсферевзаимоотношенийкрупногобизнесаигосударства.ВсилупроизошедшихвгодыправленияВ.ПутинаиД.Медведеваизмененийвмоделивзаимоотношенийкрупныхбизнес-структуриоргановгосударственнойвласти,аименнорезкогоусиленияпозицийгосударства,егоявногодоминированиявполитическойиэкономическойсферах,представителикрупногобизнесасталистремительнотерятьсвойполитическийвес,авместеснимивлияниенапринятиеключевыхполитическихи,чтобылоособенноважнодляних,экономическихрешений.ПолнаяпотеряконтролянадэтимпроцессомгрозилакрупнейшимроссийскимкорпорациямиФПГсерьезнымифинансовымипотерямиииздержками.Поэтомукрупныйбизнесначинает«добровольно»отказыватьсяотсвоихполитическихамбицийисосредотачиваетсянаотстаиванииизащитеэкономическихинтересов.Сэтойцельюсоздаютсяновыеплощадкидлявластно-общественногодиалога,акрупныекорпорации,обращаютсякзападномуопыту,начинаютвсечашеиспользоватьтакиетехнологиикоммуникационногоменеджментакакрепутационныйменеджмент,инвестиционныйменеджмент(IR),ивособенностиGR,правда,сосвоейособой,российскойспецификой.ВтожевремясуществующиевРоссииподобныемеханизмыипрактикинеявляютсяоптимальнымиинуждаютсявдальнейшемразвитииисовершенствовании.ПосколькуGRявляетсяифункциейуправления;иразвивающейся,институализирующейсядеятельностью,быстротехнологизирующейся;иформойкоммуникациимеждубизнесомивластью,тоихизучениевзарубежнойиотечественнойнаукеидетпошестиосновнымтематическимнаправлениям.ПервоенаправлениекасаетсяизученияGR-деятельностинаосноветеорийгосударственногоуправления,политическогоменеджмента.СредиработэтогонаправленияможноотметитьтрудыГ.В.Атаманчука,О.И.Ге-нисаретского,B.JI.Иноземцева,JI.JI.Кондратьевой,И.К.Корнилова,А.И.Ракитова,В.М.Розина,В.И.Стрюковского,О.Ф.Шаброва,Г.П.Щедровицкого'.ВработахназванныхавторовразработанаметодологическаяосновадляизученияGRкакфункцииуправленческойдеятельности.ВтороенаправлениеспособствуетрассмотрениюGRвконтекстеполитико-экономическихтрансформацийсвязеймеждубизнесомигосударством.Авторакцентируетвниманиенакорпоративизмеинеокорпоративизмекакоднихизнаиболееактуальныхконцепцийизучениявзаимодействиягруппинтересовигосударствавконтекстеанализароссийскихполитическихпроцессов:Ф.Шмиттера,Г.ЛембрухаМ.Н.Афанасьева,А.Ю.Зудина,Ю.А.Красина,С.П.Перегудова,идр.Спроблемойполитическойкоммуникациитесносвязансетевойподходканализуполитическихпроцессов.ВотечественнойполитическойнаукесетевойподходпредставленвпубликацияхЮ.В.Брызгуновой,В.Д.Нечаева,Е.В.Морозовой,В.М.Сергеева,JI.B.Сморгуноваидр1.ЗарубежныеисследованиясетевойGR-коммуникациипредставленыработамитакихавторовкак:Т.Бёрцель,П.Кенис,Д.Кноке,Д.Марш,X.Милворд,Г.Питере,Дж.Розенау,Р.Родес,В.Шнайдер.Методологическаяосноваисследованияпредставленамеждисциплинарным,комплекснымподходом,объединяющимположениядиалектического,логико-историческогоиструктурно-функциональногоанализа,позволяющимрассмотретьвластьибизнесвпроцессе,иихвзаимодействия.ПриисследованииGR-технологийкакфактораразвитиявзаимоотношенийбизнес-структуригосударстваавторосновываетсянауправленческом,деятельностномикоммуникационномподходахкизучениюсвязейбизнесасорганамигосударственнойвласти.Вработеиспользованыобщенаучныеметодыисследования,средикоторыхможновыделитьдедукциюииндукцию,восхождениеотабстрактногокконкретному,моделирования,инвент-анализСМИ,"кейз-стади"ит.д.Авторопираетсянасравнительныйметод,позволяющийвыявитьобщиеиспецифическиехарактеристикиPRиGRтехнологий,особенностипрактикиGRвРоссииидругихстранах.ВсовременныхисследованияхдосихпорпротиворечивотолкуетсясоотношениепонятийGovernmentRelation,PublicRelations,Lobbying,чтосоздаетсерьезныетрудностидляпониманиясущностиновогоявления.-Требуетсяоперационализация,инструментализацияиалгоритмизацияGR-деятельностикаксовокупностиразличныхтехнологий.-"Правительственныесвязи"покаещенесталиобъектомкомплексныхтеоретико-методологическихисследований.Совокупностьпредставленныхдоводовисоображенийзаставляетавтораобратитьсякисследованиюзаявленнойтемы.Цельданнойработы–рассмотретьособенностьGRвсовременнойРоссии.Изцеливытекаютследующиезадачи:1РассмотретьсущностьифункцииGR.2Сравнитьтакиепонятия,какGRилоббизм.3.ПроанализироватьGRвсовременнойРоссиивразрезекрупныхкорпораций.4.ВыделитьосновныефункцииспециалистаGR/Объектисследования-взаимоотношениябизнес-структуригосударствавсовременнойРоссии.Предметисследования-GR-технологиикакфакторразвитияидемократизациивзаимоотношенийбизнес-структуригосударствавРоссии.1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫGOVERNMENTRELATIONS1.1Сущность,функцииGovernmentRelationsСуществуютразличныеподходыктолкованиюпонятия«GovernmentRelations»(GR).Наиболеепрямолинейныйизнихограничиваетсяпереводомтермина«GovernmentRelations»,как«связьсправительственнымиорганизациями».Такойпереводприводитклогичномувыводу,чтоGR-специалисткурируеттолькоорганыисполнительнойвласти:аппаратправительстваипрофильныедляегоотраслиминистерства.Поройделообстоитименнотакимобразом,носфераGRгораздообширнее.Понятие«Government»вуказанномконтекстеследуетпереводитьнекак«правительство»,акак«государственнаясистемауправления»вцелом,котораявключаетвсеветвигосударственнойимуниципальнойвласти.ВстречаетсяиболееширокоеопределениеGRкак«взаимодействиябизнесаивластисцельюобеспечения,отстаиванияипродвиженияинтересовбизнесавсистемеоргановгосударственнойвласти».Упомянутоевзаимодействиеносит,повсейвидимости,обоюдныйхарактер,предполагаянетолькозащитуинтересовбизнесавовластныхструктурах,ноиформыиметодывлияниягосударстванабизнес.Приэтомигнорируетсязначительныйпластвзаимодействиймеждугосударствомиобществом,вкоторомнаходятприменениеразличныеPRтехнологии.Интереснатакжетрактовкапонятия«GR-менеджмент»какодногоизнаправленийкоммуникативногоменеджмента,цельюкоторогоявляетсясогласованиесобственныхинтересоворганизацийсинтересамиоргановгосударственнойвластиразличногоуровнядляснижениярисковиобеспеченияустойчивогоразвития.ПриданномподходетерминGRсближаетсяспонятием«лоббизм»,определяемымкакузаконеннаяформавнутригосударственныхкоммуникаций,которыесоответствующимизаконодательнымиактамизакрепленывстранахЕвропы(Германия,Венгрия,Польша,Литваидр.),СевернойАмерики(США,Канада).Такойподходдляроссийскихусловийявляетсямалопродуктивным,посколькуаналогичнаянормативнаябазавРоссииотсутствует.ПомнениюисследователяGRЕ.Тарашвили,всовременнойроссийскойдействительностиформируютсяотношениягосударстваиобществакакуправляющихиуправляемых.GRприобретаетвэтихусловияхиноекачество,преждевсегоподвоздействиемтого,чтогосударствовыступаеткакструктура,имеющаясвоейглавнойцельюневласть,ауправление—регулирование,упорядочениесоциальных,экономическихипрочихвзаимоотношенийлюдей.Поэтомустратегиякоммуникацииобществаигосударстваосновываетсянапринципиальноновомпонятии—взаимодействие.Вэтойсвязиглавнымизадачамигосударственнойдеятельностивсферекоммуникацийявляются:1)участиевдемократизациигосударственногоуправления,2)содействиестановлениюгражданскогообщества.Созданнаяв2005г.ОбщественнаяпалатаРФдолжныбыластатьяркимпримеромтакогородадеятельности,представляясобойсвязующеезвеномеждувластьюиобществом.Государственнаяимуниципальнаявласть,обязаннаяобеспечиватьконституционноеправогражданнаобъективнуюинформацию,опираетсянаслужбыпосвязямсобщественностью,призванные,всвоюочередь,обеспечиватьсистемуполитическоговлиянияиреализациювгосударственнойполитикепринциповсвободыисправедливости,формированиецивилизованнойGR-платформыинформационнойоткрытостигосударственныхорганов.Этотважнейшийполитическийвопросрешаютспециальныеподразделения«GR-отрасли»,именуемыеиногда«государственныеPR»,иногдаPublicAffairs.Науровнегосударствакнимотносятся:•управлениепресс-службыиинформацииАдминистрацииПрезидентаРоссийскойФедерации;•управлениепресс-службыСоветаФедерацииФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации;•управлениепосвязямсобщественностьюивзаимодействиюсосредствамимассовойинформацииГосударственнойдумыФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации;•департаментмассовыхкоммуникаций,культурыиобразованияПравительстваРоссийскойФедерации;•пресс-службаЦентральнойизбирательнойкомиссииРоссийскойФедерации;•пресс-службысудоввысшихинстанцийРоссийскойФедерации(КонституционногосудаРоссийскойФедерации,ВерховногосудаРоссийскойФедерации,ВысшегоарбитражногосудаРоссийскойФедерации);•управленияинформациииобщественныхсвязейГенеральнойпрокуратурыРоссийскойФедерации,СметнойпалатыРоссийскойФедерации.Вминистерствах,ведомствахифедеральныхслужбахэто:•ДепартаментинформацииипечатиМинистерстваиностранныхделРоссийскойФедерации;•отделы{илицентры)посвязямсобщественностью(общественныхсвязей)иСМИ(МинистерствофинансовРоссийскойФедерации,МинистерствопромышленностииэнергетикиРоссийскойФедерации,МинистерствотранспортаРоссийскойФедерации,ФедеральнаяслужбаРоссийскойФедерациипоэкологическому,технологическомуиатомномунадзору);•центры(илибюро)общественныхсвязей(илипосвязямсобщественностьюиСМИ)(ФедеральнаяслужбабезопасностиРоссийскойФедерации,СлужбавнешнейразведкиРоссийскойФедерации.ФедеральнаяслужбаРоссийскойФедерациипоконтролюзаоборотомнаркотиков);•пресс-службы(илипресс-центры)(МинистерствоэкономическогоразвитияиторговлиРоссийскойФедерации,МинистерствообразованияинаукиРоссийскойФедерации,МинистерствосельскогохозяйстваРоссийскойФедерации,ФедеральнаяслужбаРоссийскойФедерациипонадзорувсферезашитыправпотребителейиблагополучиячеловека.ФедеральнаятаможеннаяслужбаРоссийскойФедерации,ФедеральнаяслужбаРоссийскойФедерациипотарифам.Федеральноеагентствокадастраобъектовнедвижимости.Федеральноеагентствопорыболовству);•управлениесводныхстатистическихработ,общественныхимеждународныхсвязейФедеральнойслужбыгосударственнойстатистикиРоссийскойФедерации;•управлениепоработесосредствамимассовойинформациидепартаментавнешнихиобщественныхсвязейЦентральногобанкаРоссийскойФедерации;•информационныйсоветФедеральнойслужбыРоссийскойФедерациипоинтеллектуальнойсобственности,патентамитоварнымзнакамидр.НауровнесубъектовРФGR-структурыименуютсяследующимобразом:•пресс-службыГубернатора,Администрациии/илиглавыАдминистрациикрая,области,города,муниципальногообразования;•управленияинформациииобщественныхсвязей;•департаментыпоинформационнойполитикеиработесобщественностью;•отделыпосвязямсобщественностью;•информационно-аналитическиеотделы;•методическиеотделы;•пресс-центры.Вгосударственныхучреждениях:•службыпосвязямсобщественностьюисредствамимассовойинформации;•управленияпомеждународнымсвязям,связямсобщественностьюисредствамимассовойинформации;•пресс-службы.НесмотрянабольшоеразнообразиенаименованийGR-службихцелиизадачиимеютодинаковыйGR-векторвзаимодействиясобщественностью,аименно:•во-первых,этоповышениеуровняинформационнойкультурыгосударственнойилимуниципальнойструктурыуправлениясредствамиGovernmentRelations;•во-вторых,доведениедоширокойобщественностиоперативной,полнойиобъективнойинформацииопринятыхрешенияхиполитикиихисполнения;•в-третьих,налаживаниетесныхконтактовсэлекторатомицелевымигруппамиграждан;•в-четвертых,расширениеэтихконтактовиполучениеотгражданобратнойсвязиввидепредложений,критическихзамечанийидажежатоб;•в-пятых,поддержаниепостоянныхконтактовсразличнымицелевымигруппамиграждандлявыработкипредложенийпокорректировкереализуемыхпланов,проводимыхмероприятийиGR-программ;•в-шестых,проведениепостоянногоанализапоступающейинформациииопределениестепениадекватностиреакцииобщественностинадействиядолжностныхлиц,выполняющихсвоифункциональныеобязанностиврамкахзаконовидругихнормативно-правовыхактов;

Наши рекомендации