Тема 5. политические элиты и лидерство
Классические теории элиты
Элитизм как направление политической мысли базируется на следующей фундаментальной посылке: всегда и везде общество в политическом отношении делится на два класса – управляющих (элита) и управляемых (масса). Другой важнейший постулат элитистских построений гласит, что организованное, активное и компетентное меньшинство всегда будет вести за собой политически неорганизованное, пассивное и некомпетентное большинство. Русский философ Н. А. Бердяев отмечал: «С сотворения мира всегда правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархии и для демократии, для эпох реакционных и для эпох революционных. Из управления меньшинства нет выхода…».
Современные элитистские теории возникают в конце XIX в. Основными теоретическими противниками элитизма были эгалитарно-демократические концепции, отстаивавшие принцип народовластия, а также марксизм, утверждавший, что на определенном этапе развития человечества дуалистичное устройство общества (элита/масса) сменится бесклассовой формой социальной самоорганизации.
Элитизм как политологическая доктрина был разработан итальянской школой политической мысли, берущей свое начало от Н. Макиавелли. Ее крупнейшие представители – В. Парето (1848–1953), Г. Моска (1858–1941) и Р. Михельс (1876–1936).
В. Парето является основоположником т. н. аристократического направления в элитологии. Исходный тезис В. Парето гласил, что люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. Динамика и равновесие любой социальной системы определяется правящим меньшинством – элитой. Элиту (от фр. elite – «лучшее», «отборное») составляют индивиды с особыми социально-психологическими качествами, добивающиеся высоких результатов в своей области деятельности. В. Парето подразделял элиту на правящую и неправящую (или контрэлиту). В соответствии с теорией циркуляции (круговорота) элит, правящая элита со временем вырождается, уступая место контрэлите, которая также проходит фазы развития и упадка, сменяясь затем новыми элитарными образованиями. Каждому циклу соответствует свой тип элиты. Согласно Парето, существует два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип – «львы», для которых характерен крайний консерватизм и грубые, силовые методы правления. Второй тип – «лисы», мастера демагогии, обмана и политических комбинаций. Источник общественной динамики Парето усматривал не в экономике, культуре или классовой борьбе, а в изменениях конфигурации власти внутри элитарного меньшинства.
В отличие от В. Парето, объяснявшего феномен элиты психологическим неравенством людей, Г. Моска разрабатывал функциональное направление элитизма. Элита (сам Моска оперировал понятием «правящий класс») – это группа управляющих, которая выполняет необходимые для общества социальные функции. Феномен правящего меньшинства Моска объясняет его большей по сравнению с массой сплоченностью и организованностью: «Сто человек, действуя согласованно, с общим пониманием дела, победят тысячу не согласных друг с другом людей, которые общаются только один на один. Между тем для первых легче будет действовать согласованно и с взаимопониманием просто потому, что их сто, а не тысяча». Г. Моска отмечал, что правящий класс нуждается в постоянном обновлении. В случае стагнации элиты под угрозой оказывается развитие всего общества.
Вкладом Р. Михельса в теорию элиты является сформулированный им «железный закон олигархии». В соответствии с этим законом, любая демократическая структура со временем вырождается в олигархию, т. е. власть немногих. Вслед за Г. Моской Михельс усматривал причину этой трансформации в самой природе организации: «Именно организация … порождает господство избранных над избирателями, обязанных над обязующими, делегатов над делегирующими. Кто говорит «организация», тот говорит «олигархия». Олигархическая структура власти основана, по Михельсу, не только на желании вождей увековечить свое правление, но и на инертности масс, готовых полагаться на узкий круг специалистов-профессионалов.
Элитистские идеи, разработанные итальянской школой политической социологии, стали неотъемлемой частью теоретического багажа современной политической науки. Даже в тех случаях, когда элитизм вызывает резкую оппозицию, его противники вынуждены учитывать элитистскую критику теории и практики демократии. Поднятая элитистами проблема отношений между правящим классом и массой стимулирует поиск новых теоретических и практических решений.