Россия в системе современных международных отношений

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сло­жилась новая геополитическая ситуация. Если до этого мо­мента всеобщая безопасность была основана на принципе ядерного сдерживания и равновесия сил двух военных блоков, то после роспуска Варшавского Договора соотношение сил изменилось в пользу НАТО. Его границы, если желание о вступлении в него ряда Прибалтийских государства и некото­рых государств Восточной Европы исполнится, достигнут тси сударственных рубежей России. В таком случае Россия факти­чески одна будет противостоять военной мощи НАТО.

Нынешняя ситуация требует от России выработки такой модели поведения на международной арене, которая позволи­ла бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам. Однако сделать это непросто. Во-первых, в результате ряда непродуманных шагов в самом нача­ле реформ экономический и военный потенциал страны за­метно снизился. Сегодня, пожалуй, лишь один фактор застав­ляет считаться с Россией - это наличие у нее ядерного оружия.

Во-вторых, снижение экономической, технологической и во­енной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, на­пример, при разрешении «югославского кризиса».

Однако, памятуя о наличии ядерного оружия, западные аналитики все больше склоняются к мысли о постепенной интеграции России и других республик бывшего Советского Союза в единую Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный порядок с про­зрачными государственными границами и свободой трансна­циональных связей. Именно такой порядок, по мнению Дж. Сороса, позволит объединить Западную Европу и бывшие социалистические страны, включая Россию.

Но сохранение и развитие России как экономической, по­литической и культурно-психологической целостности воз­можно обеспечить лишь усилиями ее народа, а не за счет гу­манитарной, финансовой и иной помощи западных стран. Только экономическое процветание, политическая стабиль­ность, нравственное здоровье российского общества способны гарантировать ее национальную безопасность и возвращение ей высокого международного авторитета. Престиж России на международной арене во многом зависит от успеха экономи­ческих, политических и социокультурных преобразований внутри страны, достижения согласия и мира между ее народами.

Логические задания и проблемные вопросы

1. Сравните два подхода к определению сущности международной поли­
тики:

а) «Международная политика есть искусство осуществления влияния,
манипулирования или контроля главных групп в мире, чтобы дости­
гать целей вопреки противодействию других» (К. Райт);

б) «Суть международной политики есть конфликт и его урегулирова­
ние между группами людей, которые не признают общей верховной
власти» (У. и А. Фокс).

Какой из этих подходов, на Ваш взгляд, ближе к истине?

2. 26-й президент США Т. Рузвельт заметил однажды, что для государст­
ва безнравственно видеть лишь свои собственные интересы. Как Вы
думаете, должна ли международная политика быть нравственной,
должна она подчиняться моральным принципам или следовать только
интересам государства?

3. Раньше международные отношения основывались на доктрине
«ядерного сдерживания» СССР и США, двух военных блоков, теперь
СССР как государство отсутствует: выше ли стала, на Ваш взгляд, ме­
ждународная безопасность? Аргументируйте свой ответ.

4. Какое значение в международных отношениях имеет такой фактор,
как нефть? Приведите примеры воздействия этого фактора на изме­
нение международных отношений.

Заключение

Политика является неотъемлемым компонентом человече­ской цивилизации: без нее невозможны социальный прогресс, существование общества и личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу об­щества лишь в том случае, если познаны законы ее развития; если действуют механизмы, ограничивающие ее деструктив­ное, разрушающее влияние на общество, человека.

Двойственность, «двуликость» политики выражается в том, что, с одной стороны, она, как правило, является инициато­ром всех начинаний и свершений, она упорядочивает взаимо­отношения людей, устанавливает порядок и справедливость, но, с другой стороны, именно с ее помощью часто творится произвол, унижается человеческое достоинство, попираются права и свободы людей. Политика, как заметил М. Дюверже, -это «двуликий Янус» (древнеримский бог с двумя лицами, на­правленными в противоположную сторону: одно - в будущее,

Для того, чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и че­ловека, ее следует глубоко изучать, уметь видеть за хаотиче­ским нагромождением политических событий, явлений, действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностя­ми участников политической жизни. Здесь как нельзя кстати уме­стно замечание французского социолога О. Конто.: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать». Надеемся, что дан­ный учебник по курсу политологии будет способствовать установ­лению в России гражданского мира, взаимопонимания, терпимо­сти, культуры власти и демократии.

Словарь терминов

АБСЕНТЕИЗМ- форма аполитичности, политического безразличия граждан, выражающаяся в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные ор­ганы власти.

АБСОЛЮТИЗМ- форма государства, при которой законо­дательная, исполнительная и судебная власть принадлежит одному лицу - монарху. Исторически эта форма государства была характерна для эпохи феодализма. Абсолютные монархии сохранились сегодня в странах Персидского залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и др.).

АВТОНОМИЯ- право самостоятельного управления ка­кой-либо, частью государства, закрепленное в Конституции.

АВТОРИТАРИЗМ- политический режим, характеризую­щийся неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. Этот режим является переходным по своему характеру, занимает промежу­точное положение между тоталитарным и демократическим режимами, содержит в себе их черты. При авторитаризме до­пускается многообразие экономических, политических и куль­турных интересов; режим не стремится распространить то­тальный контроль над обществом. Сила используется в том случае, если население проявляет неповиновение режиму. Примерами таких режимов являются военные и гражданские диктатуры, монархии, популистские режимы.

АНАРХИЗМ- леворадикальное политическое учение, от­рицающее необходимость государства и власти для организа-•жтнр.ттеятелъности личности. Кпитика гоеулаоства ашгахистами осуществляется с позиции того, что всякое принуж­дение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовлетворение индивидуальных и коллективных потреб­ностей, по их мнению, должно происходить добровольно на основе согласия всех членов общества. Видными теоретиками анархизма были П. Ж. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кро­поткин и др. В рамках анархизма существовали различные те­чения (анархосиндикалисты, анархо-коммунисты и др.). В со­временных условиях влияние анархизма весьма ограниченно.

БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ- форма политического объеди­нения государств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политиче­ских сил. Он состоит из трех групп: 1) доминирующей, кото­рая определяет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) «реле», которая занята пропагандой идей блока.

БЮРОКРАТИЯ- слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функ­ций посредством четких правил и процедур.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ- способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, инди­видам, используя при этом институты государства и его ресур­сы. Политическая власть осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов госу­дарства. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т. д. Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нравственной, правовой. Реализация политической власти опирается на госу­дарственные институты и предполагает удовлетворение инте­ресов больших групп людей.

ГОСУДАРСТВО- особая форма организации политиче­ской власти в обществе, Обладающая суверенитетом и управ­ляющая с помощыо^специальных органов. Государство являет­ся наиболее важным институтом политической системы. Различают государство правовое, ограниченное в своих дейст­виях правом (конституцией) и призванное обеспечивать реа­лизацию прав и свобод личности; и государство социальное, стремящееся к созданию для каждого гражданина условий и возможностей его всестороннего развития. По способам формирования властных институтов различают такие формы госу-дарства, как монархия и республика; по характеру распределе­ния .власти на территории - унитарное, федеративное и кон­федеративное государство.

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ- организованные группы, оказываю­щие воздействие на власть, но не стремящиеся к обладанию ею.

ДЕМОКРАТИЯ - форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти - народ; свободные выбо­ры, как способ формирования властных институтов; равнопра­вие граждан; гарантия прав и свобод личности и др.

ДИКТАТУРА-неограниченная власть одного лица, группы, класса, опирающаяся на вооруженное насилие. Обычно диктатура противопоставляется демократии, основанной на гарантиях прав человека, добровольности форм социальной жизни.

ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ -система представлений об устройстве и развитии оСтцества, выражающих интересы социальных групп. Их реализация требует обращения к поли­тической власти.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ-совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализа­цию интересов социальных групп, индивидов.

КОММУНИЗМ- разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, социального равенства, социальной справед­ливости и удовлетворения всех потребностей индивида.

КОНСЕРВАТИЗМ- идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, ре­лигии, собственности, сохранения традиций и т. д.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ- политике-правовой принцип, определяющий взаимоотношения государства и гражданского общества на основе разделения властей и ограничения их консти­туцией, а также на основе гарантий прав и свобод личности.

КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ-состояние политиче­ских отношений между субъектами, характеризующееся их стремлением перераспределить ресурсы, ценности и статусы в свою пользу.

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ -совокупность знаний, представлений, установок, опыта, стандартов политической деятельности, позволяющая 'субъекту эффективно выполнять политические роли.

ЛЕГИТИМНОСТЬ- признание обществом законности су­ществующих институтов власти и правомерности принимае­мых ими решений.

ЛИБЕРАЛИЗМ- разновидность политической идеологии, отстаивающей приоритет прав и интересов, личности по срав­нению с интересами государства и общества.

ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ - личность,способная посто­янно и решающим образом влиять на общество, группы, бла­годаря наличию у нее политической власти.

ЛОББИ- разновидность групп давления, создаваемых при исполнительных и законодательных органах власти для защи­ты интересов социальных общностей, слоев.

МЕНТАЛЬНОСТЬ- совокупность устойчивых представле­ний группы о политической деятельности, характеризующих особый способ группового мышления.

МОНАРХИЯ- форма государства, в котором вся власть сконцентрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т. д.).

НАЦИОНАЛИЗМ- разновидность политической идеоло­гии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса и его права на самоопределение в форму политических требо­ваний к власти.

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ -сфера реализации повсе­дневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государ­ства и вне его рамок.

ОЛИГАРХИЯ- власть небольшой группы богатых людей.

ОХЛОКРАТИЯ- власть толпы, непосредственное воздей­ствие масс, реализующих свои интересы помимо институтов государства.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ- форма представительства инте­ресов членов гражданского общества, объединенных единой идеологией и стремящихся к захвату политической власти.

ПЛЮРАЛИЗМ- принцип организации общества, осно­ванный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции.

ПОЛИАРХИЯ- фЬрма власти в современных развитых странах, предполагающая распределение ее между центрами влияния (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т. д.) с целью эффективного контроля за элитой. Автор термина - современ­ный американский политолог Р. Даль.

ПОЛИТИКА- сфера деятельности групп, партий, индиви­дов, государства, связанная с реализацией общезначимых ин­тересов с помощью политической власти.

ПОПУЛИЗМ- разновидность политической культуры лидера, элиты, институтов, апеллирующих к настроениям масс. Для по­пулизма характерны демагогия, обещания, простые решения. .

ПРОПАГАНДА- распространение идей с целью их внедре­ния в сознание широких слоев населения для формирования у них определенного отношения к политическим институтам, лидерам, элитам и т. д.

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ -совокупность различных взаимодействий по реализации своих интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определен­ные политические функции и рояи.

РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ- совокупность средств и ме­тодов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида.

РЕСПУБЛИКА- форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов.

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ -совокупность государст­венных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействий между ними, посредством которых происхо­дит реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

ТОТАЛИТАРИЗМ- тип политического режима, предпола­гающий всеобщий контроль и регламентацию со стороны го­сударства над всеми сферами жизнедеятельности человека.

РАСИЗМ- разновидность политической идеологии, от­стаивающей исключительность и гегемонию какой-либо этни­ческой группы и опирающейся для ее достижения на террор, агрессию, войны.

ХАРИЗМА- понятие, обозначающее наличие у лидера ис­ключительных способностей.

ЭЛЕКТОРАТ- круг лиц, обладающих правом голоса на вы­борах.

ЭЛИТА - группа лиц, принимающая важнейшие политиче­ские решения, отличающаяся особыми социальными, полити­ческими, психологическими качествами, престижем и приви­легированным положением.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................................... 3

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Объект, предмет и метод
политологии.................................................................... 7

Наши рекомендации