Россия в системе современных международных отношений.

Начало XXI века можно считать временем нереализованных надежд. Провалились грандиозные планы и устремления великих держав и региональных образований. Не сбылись планы США в деле построения однополярного мира, у ЕС улетучились надежды на то, что «мягкая» Америка в лице Барака Обамы даст Европе возможность освободиться от американской опеки и выйти на первые роли в мировой политике. У Китая больше нет ни желания, ни даже возможностей соблюдать призыв Дэн Сяопина: «скрывать наш потенциал» и «выжидать удобного случая». Все исследователи подчеркивают, что Россия является европейской страной и в силу географических причин, и по менталитету ее граждан, поскольку страна вышла из христианского мира; она была и остается важным торговым партнером европейских государств, хотя в ее экспорте преобладают энергоносители и сырье, что дает основания рассматривать ее экономику как развивающуюся. Проводившиеся недавно экономические и политические реформы не дали, к сожалению, ожидавшихся результатов, но они все-таки заложили основы рыночной экономики. Рост политического и экономического влияния Российской Федерации в первом десятилетии XXI века в мировой прессе объясняют тремя обстоятельствами: стабильной конъюнктурой высоких цен на природные ресурсы, продажа которых на мировом рынке приносит российскому бюджету значительный доход; внешнеполитическими и экономическими проблемами США и их ближайших союзников - как в связи с очевидным для всего мира провалом «демократизации» Востока, так и в связи с нестабильностью на мировых финансовых рынках; наконец, личными способностями Президента Российской Федерации, которому удалось обеспечить в стране политическую стабильность и экономическую управляемость и утвердиться на мировой арене в качестве одного из самых авторитетных и влиятельных лидеров. Действительно, высокие цены на нефть и газ позволили Российской Федерации досрочно рассчитаться с внешним долгом и накопить беспрецедентный запас золотовалютных резервов. Действительно, внешнеполитические провалы администрации США приводят не только к падению внутреннего и международного авторитета США, но и к недееспособности ведущих мировых политических альянсов, в частности НАТО. Действительно, в период правления президента В.В. Путина Россия преодолела такие проблемы 1990-х годов, как зависимость от международных финансовых институтов, как диктат крупных собственников государству, как саботаж федеральной политики в российских регионах. В начале 2000г.г. благодаря активным действиям на международной арене Россия смогла отыграть серьезные преимущества на европейском направлении, добившись не только консенсуса в энергетическом партнерстве с Европейским Союзом на уровне ведущих корпораций, но и стратегического взаимопонимания с государствами «старой Европы» в военностратегической области. Четкая, ясная и аргументированная позиция, занимаемая Россией на международной арене по всем значимым, а тем более кризисным вопросам, привела к росту влияния нашей страны. В свою очередь, политика инспирации США так называемых «цветных революций» на по всему миру дискредитировала себя как в политической практике самих «стран-мишеней», так и на сцене общеевропейской политики. Необходимым условием стратегических достижений России в Европе стало достижение взаимопонимания между Москвой и бывшими советскими республиками Средней Азии, чему в значительной мере способствовал укрепляющийся формат Шанхайской организации сотрудничества. Согласие среднеазиатских республик на присоединение к российской альтернативе мирного и взаимовыгодного партнерства в значительной мере было предопределено сопротивлением Средней Азии той же политике «цветных революций», которые в этом регионе угрожали не только политической нестабильностью, но и кровавыми конфликтами на всем пространстве от Каспия до Тибета. Важнейшим показателем укрепления международного авторитета России стало взаимопонимание, достигнутое Россией с ведущими государствами Персидского залива непосредственно после Мюнхенской конференции. Последующие дипломатические инициативы США в этом регионе оказались неубедительными по той же причине, по которой американской стороне не удалось внести разлад между Россией и Европейским Союзом. На Ближнем Востоке, как и в Европе, англо-американская коалиция сделала ставку на конфронтацию между ведущими державами региона, притом построенную на религиозных различиях в сообществе исламских государств. Это следование конфронтационному стереотипу не только не помогает США добиться поставленной цели изоляции Ирана, но также обрекает на новые провалы все прежние многолетние усилия Вашингтона по урегулированию палестино-израильского и внутрииракского конфликтов. При прямом участии России идет борьба с международным терроризмом, причем Россия - на ее переднем крае. Огромная работа проведена в ООН и ОБСЕ, в контактах с ЕС и НАТО, а также на двустороннем межгосударственном уровне для налаживания системного противодействия международному терроризму, организованной преступности, наркоугрозе, торговле людьми, незаконной торговле оружием. Вместе с тем, последние события показывают, что США вместо курса на сосуществование разных типов мировых культур, выбран курс на экспансию одной из цивилизационных моделей, так называемого «западного мира». Причем глобализация подменяется американизацией. Не случайно, современное антиглобалистское движение выступает под знаменем антиамериканизма. На американский вектор глобализации указывал в своей книге «Америка» один из видных ее теоретиков Ж. Бодрийяр. Америка провозглашается раем, поскольку американцы осуществили выход из истории и культуры, их мир без прошлого и будущего – только настоящее. Добиться американских результатов «можно только путем отказа от старого культурного багажа, чтобы не сказать хлама». Исторические формы бытия русской цивилизации, с евразийской геополитикой, гетерогенной этносистемой, православной религиозностью совершенно не вписываются в модель Нового мирового порядка. Глобализация атлантистской цивилизации осуществляется в отличие от империй прошлого главным образом посредством финансовой космополитизации. Система отношений должник - кредитор позволяет к настоящему времени манипулировать поведение любого политического субъекта. Популярная ныне теория «золотого миллиарда» подразумевает неоколониальную форму господства граждан атлантистской цивилизации над остальным человечеством. Только сохранение национальной идентичности, интенсивное развитие экономики, поддержание высокой боеготовности системы национальной безопасности и в целом планомерное отстаивание своих интересов на международной арене позволит России занять подобающее ей место в системе международных отношений. Выстраиваемый Россией курс на создание нескольких мировых политических центров безальтернативен. Только такая конфигурация сможет обеспечить стабильность развития мировой экономики и сохранить систему международной безопасности в устойчивом состоянии.

Наши рекомендации