Россия в системе современных международных отношений

Конец биполярной международной системы сопровождался не только распадом СССР, но и выходом на мировую арену России. Хотя Россия и взяла на себя долги и международные обязательства Советского Союза, стала постоянным членом Совета безопасности ООН, она не может сегодня играть роль СССР на международной арене.

Россия, как и любое государство, определяя и защищая свои государственные интересы, обязана, разумеется, реально оценивать и международное положение, и свои возможности. Положение России в мире существенно отличается от прежнего союзного государства. Так, при распаде СССР на долю Российской Федерации пришлось 60% населения и экономического потенциала бывшего СССР. Кроме того, Россия сейчас переживает глубочайший экономический и социально-политический кризис. Сегодня по своему экономическому потенциалу мы в 10 раз уступаем США, в 5 раз отстали от Китая, вдвое – от Германии и Индии. По своему экономическому потенциалу Россия сегодня находится во второй десятке государств мира, а Советский Союз занимал второе место в мире после США.

Заметно ухудшилось и геополитическое положение России. Она оказалась ещё более отодвинутой от центра Европы в глубь европейского материка, оторванной от важнейших портов Балтийского и Чёрного морей. На значительном протяжении изменились её границы и соседи. Поэтому серьёзной проблемой современной России стала и проблема границ. Её нынешние границы с бывшими союзными республиками носят чисто условный характер и создают массу проблем. Так, территориальные претензии к России предъявляют отдельные постсоветские государства, а также Китай, Япония и т.д.

Чрезвычайно острой геополитической проблемой современной России является проблема военной безопасности. Существовавшая в рамках Варшавского договора и Советского Союза система военной безопасности оказалась разрушенной. На настоящий момент Россия практически не имеет, за исключением Белоруссии, союзников, на которых можно было бы опереться в военной области. В то же время военно-политический союз НАТО вследствие увеличения своих членов за счёт бывших социалистических стран вплотную приблизился к границам России, что создаёт серьёзную угрозу для её безопасности.

Снижение экономической и военной мощи России существенно уменьшило её международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается (например при разрешении «югославского кризиса»). Сегодня, пожалуй, лишь один фактор заставляет считаться с Россией – наличие у неё ядерного оружия.

Новой России ещё предстоит определить свои национальные интересы, своё место в современном мире. Во внешней политике она должна прежде всего руководствоваться своими национальными интересами. Для России главная приоритетная идея этих интересов состоит в том, что она может и должна возродиться и развиваться как великая держава. Конечно, не «сверхдержава», но одна из великих держав в системе многополюсного мира и среди таких «центров силы», как США, Германия, Китай, Япония, Индия. Перспектива возрождения России, конечно, не всех устроит, особенно если вспомнить, что уже на протяжении столетий основу политики западных стран составляет противодействие возвышению России. Время от времени этот курс может смягчаться, маскироваться, но существо его не изменится. На Западе нередко говорят о том, что возрождение России представляет угрозу Европе. З.Бжезинский также высказал мысль, что одна из приоритетных задач политики США состоит в том, чтобы не допустить возрождения России как великой державы. Для многих политиков на Западе Россия нужна как сырьевой придаток и рынок сбыта товаров.

Быть или не быть России великой державой, зависит не от других государств, а прежде всего определяется рядом основополагающих объективных факторов, историческими традициями, геополитическим положением в Евразии и в мире. Исторически Россия, объединяя вокруг себя другие народы, всегда служила важным стабилизирующим фактором на огромном евро-азиатском континенте, разрешая противоречия и предотвращая межэтнические столкновения. В наше время, когда тенденции сепаратизма и национализма значительно усилились, без единой и сильной России, объединяющей все её народы и пользующейся влиянием в ближнем зарубежье, на этом важнейшем континенте может образоваться такой геополитический вакуум и вызванные им политическая и экономическая нестабильность, которые будут представлять угрозу всему миру. Поэтому не только в интересах народов евро-азиатского континента, но и с точки зрения общей международной безопасности и судеб человечества ведущие государства Запада и Востока объективно должны быть заинтересованы в возрождении и существовании великой Российской державы.

На данном этапе наиболее актуальной и приоритетной общенациональной задачей как внутренней, так и внешней политики, от решения которой зависит реализация всех других государственных интересов России, является преодоление социально-экономического кризиса в стране. Роль великой державы для России возможна лишь при высоком уровне её экономического развития и благосостояния народа. Только тогда она сможет действительно стать центром притяжения и добровольного объединения народов. В свете изложенного не такими уж наивными, как это нередко изображают, являются сохраняющиеся надежды многих людей на объединение в едином Союзе на новой, демократической, действительно добровольной основе большинства республик бывшего СССР. Наметившееся в последнее время сближение между Россией и Белоруссией – наглядный тому пример.

Наши рекомендации