Естественно-правовая теория в Древней Греции
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Доклад
по дисциплине
«Теория государства и права»
на тему:
«Естественно-правовая теория»
Выполнили
студентки 2 курса
группы БРО153:
Жаркова Д.
Курганова Д.
Проверила:
Афанасьева О.В.
Москва, 2016
Естественного-правовая теория – первая исторически сложившаяся концепция происхождения государства и права, которая легла в основу всех последующих теорий.
Данная концепция предполагает, что главным источником правовых норм является природа вещей, человека, общества, а не в воля законодателя, как считают представители позитивизма. Нескончаемые споры, велись и ведутся вокруг самого понятия и содержания естественного права, его реальности или надуманности, его практической значимости и применимости. При этом обнаруживаются порой далеко не одинаковые взгляды и подходы.
Естественно-правовая теория в Древней Греции
Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона. (V—IV вв.). Характерными для этого периода развития естественного права и государственно-правовой мысли в целом являлись споры относительно того, коренится ли право в самой природе вещей, в вечном, неизменном порядке мироздания, или же оно выступает как результат добровольного соглашения людей, как «человеческое установление», возникшее в неопределенном отрезке времени.
Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется «правом» - это искусственное изобретение человеческого ума. Люди, по их мнению, первоначально жившие врозь и не придерживавшиеся во взаимных отношениях никаких правил, позднее вынуждены были в интересах безопасности всех и каждого объединиться между собой и установить законы — нормы права, которыми они «устраняли царивший беспредел, защищали слабых и сковывали произвол сильных». [1, c.113]
Против взглядов софистов решительно выступали величайшие мыслители античности греческие философы Сократ, Платон и Аристотель. Они считали, что наряду с законами, зависящими от воли людей и порождаемыми людьми через создаваемое ими государство, существуют также вечные, неписанные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом», они не зависят от воли людей и составляют естественное право. [1, c.113]
Подобные взгляды прослеживались в учении Аристотеля. Все право он рассматривал как право политическое, означающее невозможность его существования в деспотических формах правления, и делил его на две основные части, а именно — на естественное и условное право. Согласно учению Аристотеля, проявлением вечного, незыблемого божественного права является, в частности, разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться, на свободных, господ и рабов. Он считал, что сама природа предназначила одних людей быть свободными, а других — рабами. Она же определила и физическое состояние, тех и других. Философ писал: «Природа желает, чтобы и физическая организация свободных людей отличалась от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни, а эта последняя разделяется у них на деятельность в военное и мирное время.» [1, c.115]
В данный период место и роль естественного права в общей системе права, как и его понятие, определялись неодинаково. Одними авторами естественное право рассматривалось как неотъемлемая часть всего права, другими же оно воспринималось как основа позитивного права или как стоящее над ним и временами вступающее в силу право.