Естественно-правовая теория.

Данная теория наиболее логическую завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIIIвв.

Представители: Гоббс, Локк, Радищев.

Основные идеи:

1) В рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое «неписаное» право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) Отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы.

3) Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», приобретается от рождения либо от Бога.

Достоинства:

· Это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

· В ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

· Провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

· Такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;

· Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Психологическая теория права.

Наиболее известные представители теории: Лев Петражицкий (1867-1931), Зигмунд Фрейд (1856-1939), Габриэль Тард (1843-1904).

Появления государства представители данной теории объясняли свойствами человеческой психики. Государство рассматривается как продукт разрешения психологических противоречий между активными индивидами и пассивной массы. Власть в обществе всегда захватывают люди с более сильной психикой, с развитой волей управлением над другими (врачи, жрецы и т.д.). Основная часть общества - это люди, которые психологически подчиняются.

Историческая школа права.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIXвв.

Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.

Основные идеи:

1) Право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) Право – это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т.д.;

3) Представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Достоинства:

· Впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

· Справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

· Верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения;

Слабые стороны:

· Данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

· Её представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству6 между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Наши рекомендации