Основные концепции правопонимания. Естественно-правовая теория – идея естественного права возникла в Древней Греции и

Естественно-правовая теория – идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан). Исходит из существования двух систем права – естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) – официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях).

Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

Историческая школа права – сложилась в первой трети XIX века в Германии (представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа – проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно – результат исторического процесса). Закон – не единственный и не основной из источников права, формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом местеобычай. Положительная роль – привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).

Достоинства:

· впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необ­ходимость их учета в правотворческом процессе;

· справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по свое­му усмотрению;

· верно подмечены преимущества правовых обычаев, как прове­ренных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

· данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализ­ма, уже отживающего строя;

· ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).

Психологическая теория права – наряду с нормами и идеями права и правоотношениями в понятие права включают и правосознание – начало XX века – Германия (Кнапп) и Франция (Тард), Россия / Польша (Петражицкий). Различают позитивное право (официально действующее в государстве, выражаемое в законах, мало доступно гражданам) и интуитивное право (истоки – в психологии людей, с ним люди постоянно сталкиваются).

Право – не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли.

Единственный источник права – индивидуальное сознание.

Право – это переживания человека, который, с одной стороны, учитывает чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой – чье-либо предопределенное обязанностью притязание на осуществление (воздержание от) этих действий.

Среди различных психологических состояний на первом месте эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые).

Императивная эмоция – одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности.

Императивно-атрибутивная – двусторонняя эмоция – переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое право, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей – столько может быть и интуитивных прав.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права – берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (выдвинула идею правового государства – самоограничение власти законом).

Начало XX века – главное место в теории – чистое учение о праве (Кельзен). Право – юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества. Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

При нормативном подходе право трактуется как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им.Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы, следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.

Достоинствоэтого подхода состоит в том, что он, во-первых, фиксирует посредством норм права грани­цы дозволенного и запрещенного поведения, во-вто­рых, указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность, в-третьих, подчеркивает формальную определенность права, т. е. закрепление правил поведения в нормативных правовых актах государства.

Но нормативный подход имеет и недостатки, поскольку:

а) правом признается только то, что исходит от , государства, и, следовательно, отрицаются естественные неотъемлемые права человека; |

б) подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, создается иллюзия, будто при­нятия закона достаточно для решения любых соци­альных вопросов;

в) не раскрываются действие права, его движущие силы, регулятивные свойства.

Несмотря на недостатки, данный подход наиболее распространен в юридической практике, так как он более удобен, понятен, имеет четкие критерии.

Социологическая теория права – предопределила «школа свободного права» (Эрлих) – живое право народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право – административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

Достоинстводанного подхода состоит в том, что придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической прак­тики. Но социологический подход имеет и недостат­ки, которые сводятся к следующему: во-первых, есть опасность размывания понятия права, оно становится неопределенным; во-вторых, возможность произвола со стороны судебных и административных органов, так как любые их действия будут признаваться пра­вом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право ость не деятельность его субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя дей­ствия наделять свойствами регулятора.

В юридической науке социологический и фило­софский подходы принято именовать широким пони­манием права, а нормативный — узким.

Марксистская теория права – право – часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право – возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права – господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы – принуждение, насилие, подавление.

Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-право­вых учениях XVII—XVIII вв. (Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.). Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав челове­ка и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как спра­ведливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

С позиций данной теории право толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, прин­ципы, идеалы, мировоззрение), отражающее концеп­ции справедливости, свободы человека и формально­го равенства людей.

Нравственный подход признает важнейшим нача­лом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начала, т. е. представления людей о пра­ве, каким оно должно быть. Правовые нормы государ­ства могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют есте­ственной природе человека, не противоречат его есте­ственным неотъемлемым правам, тогда они составля­ют право. Иначе говоря, наряду с законодательством (т. е. правом, закрепленным в законе) существует выс­шее подлинное право как идеальное начало, отражаю­щее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены в силу своего рождения определенными правами и свободами, необходимыми для жизнедеятельности. Содержание этих прав не может устанавливаться го­сударством, которое должно лишь их соблюдать и обеспечивать, а также охранять и защищать.

Главное достоинстворассматриваемого подхода к правопониманию состоит в признании в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться за­конодатель, который при принятии новых законов должен исходить из естественных прав человека. Другое достоинство заключается в том, что различа­ются право и закон — не каждый закон является правовым.

Среди недостатков нравственного (философского) правопонимания следует назвать следующие:

1) расплывчатое представление о праве, посколь­ку даже высокие идеи и представления не могут сами по себе заменить властного нормативного регу­лятора отношений между людьми и определять кри­терии правомерного и неправомерного поведения;

2) участники общественных отношений могут не­одинаково понимать такие ценности, как справедли­вость, свобода, равенство;

3) декларируя разрыв между правом и законом, данный подход может способствовать негативному отношению к закону и повлечь правовой нигилизм;

4) существует возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органа­ми законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или дру­гой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

23.) Все эти подходы имеют то или иное практи­ческое значение. В частности, социологический подход ориентирует законодателя на анализ действия права, насколько принимаемые нормы права находят практическое применение. Если же эти нормы составляют«мертвое право, то это обязывает законодателя изменять действующее законодательство.

Билет 49.

Наши рекомендации