Группы давления, типологии, методы воздействия

Понятие «группы давления» пришло из американской политологии. В отличие от политических партий, они не преследуют цель осуществления власти. ограничиваются лишь оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне ее.

Группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.

Отдельные индивидуумы и группы предъявляют различные требования лицам, принимающим политические решения. Этот процесс называется артикуляцией интересов. Следующей функцией групп интересов является агрегация интересов, то есть согласование посредством дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Третья функция – интеграция, то есть приближение интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Наконец, четвертая функция групп интересов – это информирование органов, принимающих политические и административные решения.

Существуют разные типы групп интересов. Первый из них – неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы.

Второй тип групп интересов – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.

К третьему типу относятся специализированные структуры для артикулирования интересов: профсоюзы, этнические объединения, ассоциации, сформированные из религиозных и гражданских групп. Наиболее влиятельными из этих групп являются профсоюзы.

Особую роль в либерально-демократических странах играют институциональные группы. Они включают в себя политические партии, законодательные органы, армию, бюрократию, церковь.

Одной из влиятельнейших общественных групп являются профсоюзы. Они созданы на длительную перспективу как объединения лиц наемного труда с целью защиты и улучшения своего экономического и социального положения

Близкими политическим партиям по функциям и средствам воздействия субъектами политического процесса являются группы интересов или группы давления. Эти группы формируются на основе осознания людьми необходимости совместной деятельности для реализации своих интересов, и определяются как добровольные объединения, формирующиеся с целью выражения и отстаивания политически значимых интересов входящих в них людей во взаимоотношениях с государством и другими политическими институтами.

“Выделяются пять типов групп интересов:

1) организованные группы в экономической сфере и сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

2) организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);

3) организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т. д.);

4) организованные группы в сфере религии, науки и культуры (секты, церкви, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т. д.);

5) организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, национальных меньшинств и т. д.)”.[1]

Группы давления являются активными субъектами политики, также являются важным каналом связи правящей политической элиты и общества. Через них граждане получают возможность заявить своих требованиях, добиться изменения политического курса. В свою очередь, правящая элита с помощью этих групп обогащается конкретной информацией, а так же может обращаться к населению за поддержкой.

Политический рынок, сущность и предназначение

Переход от тоталитаризма к демократии предполагает создание адекватной для демократической организации общества базы: в сфере экономики - рыночных отношений; в сфере политических отношений - введения демократических институтов власти и соответствующих норм, принципов их организации и функционирования, появления независящих политических субъектов, отражающих интересы разных политических сил.

Для этого процесса нужно создание цивилизованного политического рынка. "Политический рынок - система производства и распределения политических продуктов и услуг (идей, программ, стиля управления, стиля фаворита), относительно эффективно обеспечивающую согласование значимого числа интересов конкурирующих меж собой продавцов (партий, политиков, бюрократии) и покупателей (избирателей, людей)".

Цель исследования рынка - получить по способности более полную, надежную и достоверную информацию о состоянии и перспективах развития предложения и спроса, тенденциях, действиях конкурентов, всего того, что нужно для выработки политической стратегии и тактики поведения агента на рынке.

Что же мы называем политическим рынком? Систему производства и распределения политических товаров и услуг (идей, программ, стиля управления, имиджа лидера), относительно эффективно обеспечивающую согласование значительного числа интересов конкурирующих между собой продавцов (партий, политиков, бюрократии) и покупателей (избирателей, граждан). Политический рынок – это пространство, на котором происходит обмен голосов избирателей на предвыборные обещания кандидатов, лояльности и поддержки граждан – на проектируемые политиками и управленцами решения; при этом все акторы политического рынка действуют ради достижения собственных целей.

Рынок оснащает политику не только общетеоретическими конструктами и подходами. Он также предоставляет публичному сектору богатый набор оправдавших себя эффективных управленческих технологий, почетное место среди которых принадлежит маркетингу.

Наши рекомендации